Оксана Немерова
Занятие по познавательно — исследовательской деятельности «История города Усолье-Сибирское»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по познавательно - исследовательской деятельности
Тема: «История города Усолье-Сибирское»
Возрастная группа: старшая
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Технология: Познавательно – исследовательская деятельность
Форма: путешествие по «реке времени».
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Предварительная работа: целевые экскурсии по городу, собрана информация об истории города Усолье-Сибирское, подобраны фотографии и сделаны макеты старого и современного города, организована фотовыставка, выставка книг «Город Усолье-Сибирское», работа с родителями по изготовлению альбомов «Мой горд».
Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования у детей представления об историческом временном отношении.
Задачи:
Образовательные: Формировать представления детей об истории нашего города в историческом времени (древность, старина, современность). Познакомить с профессией «краевед» и «археолог».
Совершенствовать навыки связной речи, способствовать развитию активного словаря.
Развивающие: Развивать творческую активность детей. Развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь – рассуждение, речь – доказательство, речь – аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений.
Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к родному городу, первооткрывателям города Усолье-Сибирское, чувство гордости за их труд и подвиг. Воспитывать чувство патриотизма, любви к малой родине. Формировать чувство принадлежности к своей семье, сообществу. Способствовать вхождению детей в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками. Образовательные:
Предварительная работа: целевые экскурсии по городу, собрана информация об истории города Усолье-Сибирское, подобраны фотографии и сделаны макеты старого и современного города, организована фотовыставка, выставка книг «Город Усолье-Сибирское», работа с родителями по изготовлению альбомов «Мой горд».
Материалы и оборудование: Дидактическое пособие «река времени» – это длинный бумажный лист (обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х180 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Картинки с изображениями жилищ Экран, проектор, макеты, фото.
Ход занятия:
-Ребята, посмотрите в окно, что вы видите?
Перед окнами нашей группы красуются пятиэтажные дома.
Ребята, а в каких дома живете вы? Сколько этажей в вашем дома? У вас деревянные или кирпичные дома? Ребята, а скажите, пожалуйста, как называется наш город и как вы думаете, сколько ему лет? А как же можно назвать нас. Тех, кто живёт в нашем городе?
-- А вы хотели бы узнать кто и где жил на месте нашего города в далёком прошлом?
- Какой был наш город в давнем прошлом?
- Где можно найти ответы на эти вопросы?
Дети (в энциклопедии, в книгах, по телевизору).
Конечно, мы можем пользоваться интернетом, энциклопедиями и телевидением.
- Дети, скажите мне, кто знает, как называется человек изучающий историю своего края и города? (ответы детей)
- Человек, изучающий, историю своего края и города называется «краевед».
- Я вам предлагаю сегодня стать краеведами и познакомиться с историей нашего города. Принимаете вы моё предложение?
А найти ответы на все вопросы я вам предлагаю в путешествии. Кто хочет, может присоединиться ко мне и отправиться в путешествие «по реке времени».
Да именно по реке, оказывается, течет не только вода, но и время течет.
- Чтобы нам начать свое путешествие мы сядем в лодочки и скажем волшебные слова:
«Тик- так, тик-так»
Время отмеряет шаг,
По реке времени на лодочке поплывём,
С вами в древность попадём.
И вот наша первая остановка она называется древность.
-Интересно, что мы узнаем здесь?
- Ребята, посмотрите, мы с вами очутились в древности.
- История возникновения города уходит далеко в прошлое.
В нашем сибирском крае люди жили издревле с времен ледникового периода — это 24 миллиона лет назад. Первая стоянка человека была найдена недалеко от нашего города на месте поселка Мальта.
- Дети, как вы думаете, как современные люди узнали о стоянке древних людей?
- Благодаря археологам. Археологи-люди, которые занимаются исследованиями, и раскопками древних людей, доисторических животных, старинных рукописей, украшений, монет.
Древние люди были не способны выжить в одиночку. На каждом шагу их подстерегала опасность, а капризная природа проявляла свой строптивый нрав. Только взаимопомощь и забота друг о друге помогла первобытному человеку выжить.
-Как, вы думаете, каким видом деятельности занимались племена древних людей?
Основной деятельностью племен древних людей была охота, рыбалка.
- А где же они жили?
Жили древние люди в жилищах, сделанных глубоко в пещерах или сделанных из костей мамонтов, бизонов, носорогов, северных олений укрытые их шкурами.
Это первое жилище человека. Кто знает, как оно называется? (Пещера).
Когда-то очень давно не было ни одного дома, чтобы укрыться от жары люди стали искать убежище в пещерах.
Позже появились шалаши из веток и костей мамонтов. Строительным материалом служили дерево, земля, камень, а иногда и кости заваленных мамонтов
А сверху на них делали покрытие из шкур.
Воспитатель демонстрирует на слайде изображение пещер
- Может кто-то знает информацию о том времени?
-Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?
Игра «Найди фото древнего времени»
Беседа с детьми по фотографиям.
- Ребята, будем продолжать свои исследования?
- Тогда садимся в свои лодочки и говорим волшебные слова:
«Тик- так, тик-так»
Время отмеряет шаг,
По реке времени на лодочке поплывём,
В старину мы попадём.
- Наша остановка как вы догадались, называется старина.
- Ребята, а может кто-то знает и может рассказать, как появился наш город?
- Кто его первооткрыватели?
- Почему наш город так называется?
Воспитатель показывает ребятам волшебный мешочек.
-Ребята, как вы думаете, что находится внутри? (дает пощупать, помять)
-Отгадайте загадку: Одну меня не едят, а без меня редко едят.
-Правильно, это соль.
- А кто знает, какое отношение соль имеет к нашему городу? (ответы ребят)
А теперь, дети, садитесь поудобнее, и мы продолжим беседу
Действительно, в самом названии города есть слово соль (Усолье-Сибирское.) Давным-давно два брата по фамилии Михалевы обнаружили соляной источник на берегу Ангары. (воспитатель показывает детям воду из источника, вода соленая). Они основали село и назвали его Усолье. Это было 354 года назад.
-А как вы думаете в каких домах жили жители села Усолье?
Д/Игра «Найди фото данного времени»
Ребята, продолжим своё путешествие?
- Тогда садимся в свои лодочки и говорим волшебные слова:
«Тик- так, тик-так»
Время отмеряет шаг,
По реке времени на лодочке поплывём,
И в современность попадём.
- Скажите мне, ребята, чем наши современные дома отличаются от древних и старинных домов?
- В Усолье много домов и улиц.
-А вы на каких улицах живете? (ответы ребят)
-Главная улица нашего города – Комсомольский проспект, именно там установлен памятник братьям Михалевым.
Д/Игра «Выбери фото нашего современного города»
- А теперь поделитесь на 3 команды с помощью фишек разного цвета, и я вам предлагаю собрать пазлы разных времён.
Д/Игра «Собери пазлы разных уголков нашего города»
Видео фильм «Усолье-Сибирское»