Анна Цыганова
Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе детского сада
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе.
Воспитатель:
Цыганова Анна Владимировна
Тема: повторение и закрепление изученного.
Цель: повторить и закрепить пройденный материал.
Задачи:
1. упражнять в умении различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
2. продолжить учить определять наличие заданного звука в слове; определять его местоположение;
3. закрепить навыки проведения звукового анализа;
Публикация «Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
4. продолжить развивать внимание, мышление; продолжить работу над формированием навыков учебной деятельности: усидчивости, умение выполнять задания, данные воспитателем.
Демонстрационный материал: картина – схема слова сова; красные, синие и зеленые фишки; указка, игра «Что везет самолет».
Раздаточный материал: карточки для звукового анализа слов; красные, синие и зеленые фишки; предметные картинки.
Ход занятия
Звенит колокольчик. Дети подходят к воспитателю. Воспитатель предлагает поприветствовать друг друга и гостей улыбкой.
Воспитатель:
Сегодня у нас девиз -
«Не просто слушаю, а слышу
Не просто смотрю, а вижу-
Думаю, и отвечаю-
Все вокруг замечаю».
Воспитатель: Ребята, а вы хотите сегодня поиграть с язычком? Давайте расскажем нашу любимую сказку про нашего друга Язычка.
1. Сказка «Зоопарк» (артикуляционная гимнастика)
- Жил- был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся и мы: будем изображать животных, которых встретит Язычок.
- Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был…Бегемот. (широко открывать рот и держать максимально открытым до 5)
-Посмотрел Язычок на бегемотов и только хотел дальше идти, как слышит: ква-ква-ква. Это были лягушки. Давайте покажем, как лягушки улыбались. (улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать до5)
- Идет Язычок дальше. Ой, кто же это такой большой с длинным носом? Да это же …слон! Давайте покажем, какой у слона хобот. (вытянуть губы трубочкой)
-Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там нет никого, только шланг резиновый валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это …змея. Давайте изобразим змею! (улыбнуться, открыть рот, высунуть язычок изо рта, затем спрятать)
-Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел прокатиться» лошадка, покатаешь меня?» а лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул, НО и поскакал. (цоканье языком)
-Покатался Язычок на лошадке и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться» Достал расческу и начал расчесываться. (Улыбнуться, прикусить язык зубами и протискивать язык вперед- назад)
-Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему домой? Надо узнать который час. Покажите, как работают часики. (Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно вправо и влево)
-Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно. Пора возвращаться домой. Он зашел в магазин и купил для мамы воздушные шарики. Поможем Язычку надуть шары. (надуть одну щеку, перекатить в другую щеку. И надуть большой шар)
2. Воспитатель: сегодня к Язычку в гости придет один гость. Его вы узнаете, когда загадку отгадаете.
Загадка
Вот со странностями птица -
Посудите, впрямь чудна:
Днём спокойно отоспится,
Ночью - бодрствует она.
***
Солнца яркого боится.
Ночью - хищник эта птица.
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о …
Дети: Сове.
Воспитатель: А на чем к нам прилетела сова? Хотите узнать? Для этого нам предстоит выполнить несколько заданий. За каждый правильный ответ вы будете получать фишку от совы. Когда мы выполним все задания, я покажу вам, на чем она прилетела. А еще мы узнаем, кто был сегодня самым внимательным и старательным. Кто готов, сядет прямо, руки на столе. Молодцы!
Воспитатель: Кто догадался, с каким словом мы сегодня будем играть?
Дети: Сова.
Воспитатель: сколько звуков в этом слове?
Дети: В слове «сова» четыре звука.
Воспитатель: как вы узнали?
Дети: под картинкой четыре клеточки.
Воспитатель: Я сейчас прочитаю наше слово, а вы слушайте внимательно (воспитатель читает, синхронно ведя указкой под клеточками).
Воспитатель:, выйди, прочитай нам еще раз.
Воспитатель: разберем слово по звукам и поселим их в свои домики. Какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Воспитатель: почему звуки называются Гласные? (можно пропеть) Чем отличаются гласные и согласные звуки? (согласные произносятся с пом. зубов, губ, языка)
А какие согласные звуки бывают?
Дети: Согласные твёрдые и согласные мягкие.
Молодцы! Для начала потренируемся. Я называю звук, а вы показываете фишку, которой мы обозначаем данный звук. Гласный- красная, согласная твердая- синяя, согласная мягкая- зеленая.
(Звуковой анализ проводят у доски по очереди четыре ребенка).
Дети:
1. Ссава – первый звук [с] – согласный, твердый
2. Саава – второй звук [а] – гласный
3. Савва – третий звук [в] - согласный, твердый
4. Саваа – четвертый звук [а] – гласный
Воспитатель: сколько звуков в слове?
Дети: В слове «сова» четыре звука.
Воспитатель: сколько гласных звуков?
Дети: Два.
Воспитатель: сколько слогов?
Дети: Два.
-- Давайте проверим!
Воспитатель: назовите первый гласный звук.
Дети: [а].
Воспитатель: назовите первый слог.
Дети: [са].
Воспитатель: назовите второй гласный звук.
Дети: [а].
Воспитатель: назовите второй слог.
Дети: [ва].
Воспитатель: сколько согласных в слове?
Дети: Два.
Воспитатель: назовите первый согласный звук.
Дети: [с].
Воспитатель: назовите второй согласный звук.
Дети: [в].
4. Физминутка.
В лесу темно, все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят.
Одна сова не спит, летит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка - сова, большая голова. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, головой вертит.
(Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит, да вдруг как полетит.
(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)
5. Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Живые звуки», а помощниками будут (вызываются 4 ребенка, одеваются медали – «звуки»).
Воспитатель: Слушайте внимательно команды, а остальные будут следить, чтобы вы их правильно выполняли.
Вызвать «звуки» : 1-й гласный звук, 2-й гласный звук, 1-й согласный звук, 2-й согласный звук.
Подозвать: [с], 1-й гласный звук, [в], 4-й звук
Задания от детей, сидящих на своих местах.
Попросить поставить фишки: [с], [в]. Какие это звуки? Какие остались звуки?
Попросить поставить фишки: 4-й звук, 2-й звук.
Воспитатель: Я буду называть звук, а вы убирать фишку со схем (четыре ребенка по очереди называют звук и убирают на доске нужную фишку) : первый гласный звук, второй гласный звук, звук [с], звук [в].
6. Воспитатель: со всеми заданиями вы справились на отлично. (Показ картинки – самолет). На чем прилетела к нам сова?
Дети: на самолете.
Послушайте внимательно и скажите, с какого звука начинаются оба эти слова? «С»
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Что везет самолет». В самолете полетят только те слова, в названии которых есть звук С. Необходимо определить, есть ли в слове звук С, в какой части слова находится звук С (начало, середина, конец)
Воспитатель: Молодцы!
7. Воспитатель: Кому понравилось сегодня играть похлопайте в ладошки! Кому не понравилось сегодня играть потопайте ногами?
Воспитатель: А сейчас подсчитаем фишки и узнаем, кто сегодня был самый внимательный и старательный.
Подсчет фишек. Победитель получает сердечко.
Воспитатель: на этом наша игра на сегодня заканчивается.