Светлана Анатольевна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Исследование модуля «Звук»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с понятием «звук», разными видами звуков.
Задачи:
- дать понятие силы звука, познакомить со звучанием различных музыкальных инструментов;
- развивать мышление, речь, стремление к поисково-познавательной деятельности;
- воспитывать умение слушать, уважать мнение товарищей.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим „Исследование модуля „Звук“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Модуль «Звук» цифровой лаборатории «Наураша», музыкальные инструменты: ксилофон, флейта; два свистка, колокольчик; иллюстрация с изображением строения уха; запись различных шумовых звуков.
Ход занятия
Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:
– Доброе утро, Ванечка! Дин-дон-дон!
– Доброе утро, Сашенька! Дин-дон-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь руг.
После этого дети берутся за руки и улыбаются друг другу. Воспитатель отмечает, что все дети - единое целое. Подарив товарищу улыбку, они отдали ему частичку тепла своей души. Детям предлагается почувствовать, как пошло тепло в их ладони.
Ребята, маленький учёный - мальчик Наураша снова пригласил вас в свою исследовательскую лабораторию провести интересные эксперименты. А вот чем мы с вами будем заниматься в нашей цифровой лаборатории, попробуйте догадаться.
Ребята, я позвоню в колокольчик. (Воспитатель звонит в колокольчик.) Как вы думаете, о чем сегодня будет идти речь? Что издает колокольчик? (Звук) звучит. Правильно. Молодцы!
А теперь послушайте стихотворение о звуках. (Е. А. Королева)
Все на свете люди знают
Звуки разные бывают :
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые,
Только есть ещё другие:
Не шуршания, не стуки,
Музыкальные есть звуки.
Звуки окружают нас постоянно. Это и шум на улице, и музыкальные звуки и наша речь. Все звуки отличаются друг от друга.
Давайте поиграем в игру, которая называется «Угадай, что звучит». Ребята, проходите, пожалуйста, на стульчики, закрывайте глаза и слушайте внимательно.
(Воспитатель включает запись различных звуков, дети отгадывают).
Воспитатель ставит перед детьми проблемные вопросы, беседа:
1. Что такое звук? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вспомните волны на поверхности пруда или озера и то, как они ударяются о берег. Звук — это такая же волна, но мы её не видим, потому что она проходит в воздухе.
В глубокой древности звук казался людям удивительным, таинственным. Они верили, что звуки могут укрощать диких животных, сдвигать скалы и горы, преграждать путь воде, вызывать дождь, творить другие чудеса. В Древнем Египте, заметив удивительное воздействие музыки на человека, ни один праздник не обходился без песнопений.
2. Как звук попадает к нам в уши? (Ответы детей)
Воспитатель: Звук создаёт колебания частиц в воздухе, и эта волна попадает прямо к нам в уши. Внутри уха есть тоненькая, но прочная перегородка — барабанная перепонка. За ней прячутся три крошечные косточки: молоточек, стремечко и наковалинка. Когда в барабанную перепонку ударяется звуковая волна, она начинает дрожать, от этого молоточек падает и ударяет по наковалинке и стремечку. Звук усиливается, и волна летит дальше, где глубоко внутри встречается с другой частью уха — улиткой. Здесь происходит самое главное: особые невидимые волоски улавливают звук и передают его в мозг, а мозг разбирает, что это за звук и даже запоминает его. Благодаря тому, что у нас с вами, у всех людей два уха, мы можем определить направление, откуда идёт звук.
3. Есть ли звуки, которые мы не слышим? (Ответы детей)
Воспитатель: Но ухо человека слышит не все звуки. Если звуковая волна ударяется в барабанную перепонку слишком часто, то она не успевает уловить такой звук. Такой звук называется ультразвуком. Его улавливают дельфины и летучие мыши, кошки и собаки и даже муравьи. Ультразвуки издают бабочки, саранча и кузнечики. Если звуковая волна очень редко ударяется в перепонку, мы её тоже не слышим. Такие звуки называют инфразвуками. Инфразвуки улавливают слоны, тигры. Инфразвук возникает при землетрясениях, извержениях вулканов. Многие животные слышат эти звуки и убегают и прячутся задолго до беды.
4. Могут ли звуки быть опасны? (Ответы детей)
Воспитатель: Учё ные установили: сильный шум очень плохо действует на живые организмы. От шумов кораблей страдают киты и дельфины. От шума вянут цветы. Постоянный шум плохо действует и на человека, приводит к разным болезням. Поэтому взрослые просят детей не шуметь, общаться и играть спокойно и разговаривать в полголоса.
5. Можно ли не только услышать, но и увидеть звук? (Ответы детей)
А вот об этом и о многом другом мы узнаем в нашей цифровой лаборатории «Наураша».
Но прежде, чем нам преступить к экспериментам, нам нужно отдохнуть и сделать разминку.
Я прошу подняться вас — это раз
Закрутилась голова — это два
Руки вверх, вперёд смотри — это три
Руки разведём пошире на — четыре
Пальцы крепко сжать, разжать — это пять
Всех прошу тихонько сесть — это шесть
Эксперименты:
1. Создать тишину. (Обратить внимание детей, что звуковая волна практически не меняется)
2. Звуки ксилофона. (Обратить внимание, как меняется рисунок звуковых волн от высоты звука)
3. Игра на флейте.
5. Кто громче свиснет в свисток.
6. Исследовать голос воспитателя.
8. Кто тише прошепчет.
9. Звук и расстояние.
Ребята, вам понравилось экспериментировать со звуком? А что нового и интересного вы узнали на занятии?
(Ответы детей, рефлексия с микрофоном)
- Молодцы, ребята! Спасибо вам за активное участие в наших исследованиях! До новых встреч в нашей лаборатории.