Соболева Кира
Занятие по обучению грамоте в старшей группе на тему «Звуки [А], [У], [И], [О]»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуки [А], [У], [И], [О].
Коррекционно-развивающие задачи:
Произвести слухо-произносительную дифференциацию звуков [А], [О], [И], [У], обратив особое внимание на сравнение следующих пар: [А] — [У], [И] — [О].
Формировать фонематические представления ребенка на материале звуков [А], [О], [У], [И].
Закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова).
Учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Карточка
Публикация «Занятие по обучению грамоте в старшей группе на тему „Звуки [А], [У], [И], [О]“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
красные кружки – обозначение гласных звуков; буквы У, А, И, О; картинки – 2 мальчика (Алик, Игорь, 2 девочки (Уля, Оля, аист, улей, иголка, утюг, обруч, автобус, ослик, индюк, автомат, удочка, облако, ива, арбуз, осень, презентация к занятию в Power Point.
Раздаточный материал:
Карточки
красные кружочки, буквы У, А, И, О.
1. Организационный момент.
- Собрались ребята в круг! Ты мой друг и я твой друг, вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. (Дети встают в круг и передают улыбки друг другу). После этого взрослый предлагает детям прохлопать свое имя по кругу ( например: И-ра, Па-ша, На--та-ша и т. д.).
- Вот ладошки хороши - раз, два, три, раз, два, три. Свое имя назови, назови назови! (Дети прохлопывают свое имя по кругу, если ребенок сделал ошибку, поправляем его). Затем взрослый предлагает протопать имя соседа (обращаем внимание детей на то, что сосед может быть справа и слева).
-Наши ножки хороши -раз, два, три, раз, два, три! Ты соседа назови, назови, назови! После приветствия взрослый предлагает сесть детям на свои места и вспомнить звуки, которые проходили на прошлом занятии. Закрепляем навык правильного произношения: при произнесении [А] рот широко открыт, при произнесении [У]- губы вытянуты трубочкой, при произнесении [О]- губы вытянуты вперёд, округлены,, при произнесении [И]- губы растянуты в улыбку. Находим сходство и отличие: а) все эти звуки поются — все гласные, при их произнесении не чувствуем преград, на схеме отмечаем красным цветом ; б) положение губ различное (см. слайд 1-4).
2. Игра «Узнай звук».
Взрослый показывает артикуляцию знакомого гласного звука, а ребенок угадывает, какой это звук, например, губы вытягиваются трубочкой — звук [У].
Взрослый показывает артикуляцию звукового ряда, а ребенок угадывает по беззвучной артикуляции, что «сказал» взрослый (например, «трубочка-улыбка» — УИ).
Взрослый просит ребенка послушать внимательно и повторить за ним серию звуков : АИУ, УИА, ИОАУ.
Дети определяют звук по беззвучной артикуляции.
3. Игра «Расставь картинки».
Вывешиваем на доску картинку мальчиков и девочек. Помоги Алику, Уле, Игорю и Оле найти свои картинки. Алик собирает картинки, названия которых начинаются на звук [а], Уля те картинки, которые начинаются со звука [у] и т. д. Дети выделяют первый звук в названии картинок и распределяют их по именам (аист, улей, иголка, утюг, обруч, автобус, ослик, индюк, (см. сдайд №5).
4. Игра "Найди звук в своем имени".
Взрослый произносит звук [а] и просит встать тех детей, у которых в имени есть этот звук (обращаем внимание детей на то, что позиция заданного звука может быть не только в начале, но и в середине, в конце, затем взрослый произносит звуки [о], [у], [и] (дети встают в очередном порядке, у кого есть в имени заданный звук).
5. Игра «Доскажи словечко».
Картинки висят на доске, подобрать по смыслу нужную картинку. Мальчику купили новый …автомат. На столе лежала острая. иголка. Папа ловил рыбу….удочкой. По небу плыло легкое. облако. Пчелы слетались в ….улей. Дети ели спелый. На берегу росла плакучая. ива. Наступила золотая. осень. (См. слайд №6).
5. Динамическая пауза.
Дети шагают на месте, услышав звук [а] - широко расставляют руки в сторону, звук [у] -руки трубочкой (дети давящим движением направляют руки вперед и вниз, на звук [о] -руки овалом, на звук [и] - поднимаем руки высоко над головой (пальцы сжаты в кулачок, указательный направлен вверх). (См. слайд №7)
6. Игра "Где живет звук".
Взрослый предлагает детям найти, где живет звук в слове (определить место заданного звука : начало, середина, конец слова, см. слайд № 8, используя карточку и красный кружок.
[А] : арфа, рука, мак; (См. слайд № 9)
[О] : осы, кот, пальто; (См. слайд № 10)
[У] : уши, пишу, суп; (См. слайд № 11)
И] : ива, рис, сапоги. (См. слайд № 12)
7. Анализ звуко-буквенного ряда из четырех элементов: АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ и т. д. ;
— выкладывание схем из красных кружков;
—составление буквенных рядов по заданию взрослого, чтение ( цель: формирование навыка плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных).
8. "Придумай слова на заданный звук" : 5 слов на звук [а], 5 слов на звук [у], на звук [о], на звук [и].
9. Итог занятия. (Взрослый предлагает детям встать в круг)
- Какие звуки мы вспомнили?
- Какие это звуки? Почему?
- Каким цветом мы их обозначаем на схеме?
- Какие задания были интересными?
- Что вызвало трудности?