Ольга Ермолюк
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [г]-[г’]. Игры со Звуковичками»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия :
Коррекционно-образовательные:
-познакомить детей со звукоми Г и Гь, научить давать их сравнительную характеристику
Коррекционно-развивающие:
- развивать общую, мелкую, и артикуляционную моторику детей;
- развивать умение делить слова на слоги;
- упражнять в звуковом анализе слогов и слов.
Коррекционно-воспитательная:
-воспитывать у детей умение выслушивать вопросы логопеда до конца.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звуки [г]-[г’], Игры со Звуковичками“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: зеркала, картинки для звукоподражания (гусь, гусенок, схема для характеристики звуков, буква Г, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, игрушки «звуковички»
Ход занятия
Организационный момент.
-Ребята, посмотрите на меня, и отгадайте по артикуляции, какой звук я загадала?
(дети по артикуляции отгадывают А, У, И, О)
-Как вы догадались? (по губам)
-Что я называла? (звуки)
-Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
- Что надо делать каждый день, чтобы правильно и четко произносить звуки? (Артикуляционную гимнастику)
Развитие артикуляционной моторики
-«Окошко». Рот открыть и удержать под счет до пяти.
- «Обезьянки». Движение нижней челюстью вправо-влево.
-«Заборчик» - «Трубочка»
- «Качели». Выполнение движений языком вверх-вниз к верхней и нижней губе.
- Попеременное надувание правой и левой щек.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришли звуковички. Они нам помогут познакомиться с новыми звуками. Наши гости пришли не с пустыми руками, они принесли с собой картинки, которые помогут отгадать, с какими звуками мы сегодня познакомимся.
(На доску выставляем картинки)
-Послушайте и повторите. Гусь гогочет? (Г-г-г). А гусенок гогочет (Гь-гь-гь). Эти два звука мы сегодня будем учиться различать.
Акустико-артикуляционный образ звука.
-Ребята, возьмите зеркала, давайте дадим характеристику этим звукам.
- Произнесем звук Г и посмотрим в зеркало, расскажем, как расположены губы, где находится язычок, звенит ли голосок? (Губы в улыбке. Зубы разомкнуты. Кончик языка лежит внизу, задняя часть языка – горкой. Воздушная струя встречает преграду, горлышко дрожит). Г – согласный, твердый, звонкий, обозначать мы его будем фишкой синего цвета.
- Теперь произнесем песенку гусенка – Гь. (характеристика звука)
- Чем похожи эти звуки? (согласные, звонкие)
- Чем эти звуки отличаются? (Г – согласный твердый, Гь – согласный мягкий)
(уберают зеркала)
Развитие фонематического слуха
- Звуковички в своих кормашках принесли фишки, для игры «Слушай внимательно, выполняй старательно». Возьмите в руки синие и зеленые фишки.
Звуковички в гости прибегали,
Свои звуки называли.
Звуки их определи,
Скорее фишку подними.
-Когда вы услышите твердый звук Г, вы поднимите какую фишку? (синюю). Когда вы услышите мягкий звук Гь, какую фишку вы поднимите? (зеленую)
(Произносится ряд звуков, слогов и слов со звуками Г и Гь)
Г, Гь, Гь, Г, Г, Га, Гу, Ги, Га, Гя, Груша, Гиря.
-Где живут звуки Г и Гь? (Они живут в домике под названием «Буква Г»)
- Звуковички решили с нами поиграть, и спрятали букву Г за тучку с картинками. Но они нам дали подсказку. Букву Г они спрятали за картинку, название которой начинается со звука Г. Отгадайте, под какой картинкой спряталась буква Г? (дети находят букву)
- На что похожа буква Г? Из скольки элементов состоит буква Г (из одной большой и одной маленькой палочки). Ребята, давайте сделаем букву «Г» из палочек.
А сейчас немножко разомнемся.
Физминутка
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
Дифференциация звуков в слогах.
- Ребята садитесь за столы. Сейчас нам звуковички назовут слоги, а мы с вами сделаем звуковой анализ этих слогов.
ГА
-Сколько звуков в слоге ГА? Какой звук первый? Какой фишкой мы его обозначаем? Какой второй звук? Какой фишкой мы его обозначаем? Назовите первый звук. Назовите второй звук. Сколько согласных в слоге ГА? Сколько гласных?
ГИ (аналогично)
Дифференциация звуков в словах.
-Давайте нашим звуковичкам сделаем подарки. Звуковичку «Г» мы подарим предметы, в которых звук Г твердый, а звуковичку «Гь» мы подарим предметы, в которых звук Гь мягкий. (дети делятся на две команды и складывают предметы в корзинки. Побеждает та команда, которая сделала меньше ошибок).
Дифференциация звуков в предложениях.
(Работа над деформированной фразой)
-Звуковички приготовили нам запутанные предложения. Мы с вами должны их составить правильно.
Сидит ветке голубь на.
В ходили мы горы.
Играет Оля гитаре на.
Кино Гена любит крокодил.
Дифференциация звуков в тексте.
- Я вам предлагаю повторить чистоговорки, и определить, какой звук Г или ГЬ вы в ней услышите.
Гу-гу-гу – маме помогу.
Га-га-га – дам кусочек пирога.
Ги-ги-ги – у кого две ноги?
Ге-ге-ге – на одной стою ноге.
Ги-ги-ги – люблю блины и пироги.
Итог занятия.
С какими звуками нас сегодня познакомили звуковички?
Какие это звуки? Что вам понравилось на занятии.