Пичугина Светлана Леонидовна
Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие гусёнка. Звуки [ж] и [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие гусёнка»
Программное содержание :
1). Закреплять умение различать согласные звуки «ш» и «ж», четко произносить их в чистоговорках, словах.
2). Формировать умение выполнять звуко-слоговой анализ слов на примере двухслогового слова «жуки».
3). Упражнять в подборе слов – признаков и действий, сочинять на основе этих слов небольшой рассказ.
Материал: игрушки «гусь» и «жук», предметные картинки с изображением гуся и жука; раздаточный -–красные и синие кружки, по 2 желтых квадрата на каждого ребенка.
Публикация «Занятие по обучению грамоте в старшей группе „Путешествие гусёнка, Звуки [ж] и [ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Гусь, гусенок. Все о гусях для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2022
Ход занятия.
Ребята, хотите услышать интересную историю про маленького гусенка, которого звали Шипалка?.Как вы думаете, почему его так звали? Да, он очень любит шипеть.
Покажите, как он это делает? (ш-ш-ш).
Все думали, что гусенок сердитый, раз все время шипит, и поэтому с ним никто не дружил. Однажды Шипалка пошел путешествовать. Он шел и напевал свою песенку: «Ша-ша-ша, шо-шо-шо, ши-ши-ши». Давайте споем его песенку. (ша-ша-ша, шо-шо-шо, ши-ши-ши).
Шел гусенок, шел и пришел на лужок. Увидел гусенок, как над цветками летает большой жук и жужжит. Покажите. как он жужжал? (ж-ж-ж). Жучка звали Жик.
Жучок летал над цветками и пел свою песенку:» Жа-жа-жа, жу-жу-жу, жи-жи-жи).
Давайте и мы споем песенку жука. Молодцы!
Гусенку понравилось песенка жучка и он начал подпевать ему. Давайте поиграем! Я буду петь песенку за жучка Жик, а вы – за гусенка Шикалку.
В. «Жа-жа-жа.» В. «Аж-аж-аж».
Д. «Ша-ша-ша». Д. «Аш-аш-аш».
В. «Жу-жу-жу».
Д. «Шу-шу-шу»
А теперь наоборот – я буду петь за гусенка. а вы – за жучка. (В. – уш-уш-уш,
Д. –уж-уж-уж, В. –ши-ши-ши. Д – жи-жи-жи)
Подружились гусенок и жучок и стали петь свои песенки. Гусенок пел такую песенку: «Ши-ши-ши, что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, это гуси в камыше.
Ша-ша-ша, выходи из камыша.
Ше-ше-ше, нет гусей уж в камыше.
Ши-ши-ши, что же шепчут камыши».
Какой звук вы слышали в песенке гусенка? («ш»). Давайте споем его песенку все вместе (дети повторяют за воспитателем).
А жучок Жик спел такую песенку:
«Жа-жа-жа, тут ежата у ежа,
Жу-жу-жу, как-то жук пришел к ежу.
Жи-жи-жи, мне ежаток покажи.
Жу-жу-жу, я с ежатами дружу».
Какой звук вы слышали в песенке жучка? («ж»). Давайте споем ее хором (дети повторяют за воспитателем).
Давайте поиграем, я буду говорить слова, которые любят гусенок и жучок. Если вы услышите звук «ш», приложите пальчик к губам, если услышите звук «ж» – приложите к щечке. (воспитатель произносит слова «шагать, шлепать, жужжать, шипеть, лежать, каша, лужа, ежевика, ужин, жасмин, путешествовать.
Физминутка.
Предлагаю поиграть. Сейчас вы будете жучки: раз – два – повернись и в жучков превратись! (имитация движений по тексту)
«Я летаю и жужжу, жу-жу-жу, жу-жу-жу.
Над ромашкою кружу, жу-жу-жу, жу-жу-жу.
Надоело мне летать, надоело мне жужжать.
На ромашке посижу, на ромашку погляжу».
Раз – два- три- четыре-пять – вот ребятки мы опять! Садитесь.
Однажды гусенок сказал жучку, что он умеет делить слова на части. – «Как?»- удивился жучок. «Научи меня!». Мы тоже с вами поучимся делить слова на части и жучок научится. (воспитатель выставляет картинку «Гуси», четко проговаривает слово «Гу-си»). Сколько частей в слове «гуси»? Первая часть – «гу», вторая часть «си». Скажем хором это слово так, чтоб слышно было эти части. А теперь прохлопаем это слово. Сколько услышали хлопков? Значит в слове «гуси» две части, или два слога. Отметим их желтыми квадратиками. Сколько положили квадратов? Почему два?
Жучок попросил разделить слово «Жуки» на части (воспитатель выставляет картинку «жуки»). Скажем это слово так, чтоб услышать его части:»Жу – ки». Сколько частей услышали? (две). Прохлопаем это слово. Сколько хлопков услышали? (два). Значит в слове «жуки» два слога. Какой первый слог? («жу»). Какой второй слог? («ки»). Сколько желтых квадратов надо положить? (два).
Возьмите звуковую линейку и посчитаем, сколько звуков в слове «жуки» (воспитатель четко произносит слово, дети отмечают на звуковой линейке количество звуков). Сколько окошечек вы открыли? («Мы открыли четыре окошечка»). Почему? («В слове «жуки» четыре звука»).
Назовите первый звук. («ж»). Какой это звук – гласный или согласный? (Согласный). Звук «ж» твердый или мягкий согласный? (твердый согласный). Кружком какого цвета мы обозначает твердый согласный звук? (Твердый согласный звук мы обозначаем синим кружком). (Далее по аналогии проводится звуковой анализ остальных звуков)
Давайте поиграем, кто больше подберет слов – определений к нашим героям? Гусенок какой? (желтый, маленький, храбрый, важный, смелый). А теперь скажите, жучок какой? (маленький, разноцветный, круглый, жужжащий, веселый).
Что может делать гусенок? (шлепать, щипать, шипеть, путешествовать, плавать, летать). Что может делать жучок? (жужжать, ползать, летать, кружиться).
Гусенок и жучок пошли путешествовать дальше. Пофантазируйте и придумайте, что с ними было дальше? (Дети сочиняют небольшие рассказы).
Ребята, понравилось вам занятие? Что вам было сегодня трудно? Чему мы сегодня научились?