Татьяна Бахтина
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема. Звуки и буквы.
Согласные звуки
Цель: дать понятие о согласных звуках; учить различать гласные и согласные звуки; продолжить знакомство с условными обозначениями гласных и согласных звуков; развивать фонематический слух; работать над артикуляцией звуков; прививать любовь к обучению.
Оборудование: иллюстрации, сюжетные картинки.
Ход УРОКА
I. Организация детей
II. Основная часть
1. Актуализация опорных знаний.
Беседа.
— Из чего состоит наша речь? Предложения?
— Кого вы видите на картинке? (Рыбу)
Публикация «Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
— Составьте предложение с этим словом.
— О ком вы составили предложение?
— Что обозначает это слово?
— Из чего состоит слово?
Повернитесь друг к другу и по очереди произнесите это слово, наблюдая, при помощи чего вы его произносите. Поделитесь своими наблюдениями.
Все слова мы произносим при помощи органов речи: губ, языка, зубов, нёба.
2. Сообщение темы и задач занятия.
Мы узнаем, что звуки речи бывают разные, разделим их на группы, дадим названия, будем учиться их различать. Продолжим работу со звуковыми моделями.
3. Восприятие и осознание нового материала.
1) Практическая работа.
— О ком мы составили предложение? А теперь предлагаю составить звуковую схему этого слова. Что для этого нужно?
— При помощи чего вы его произнесли? Что заметили? (Кончик языка дрожит.)
— Проговариваем дальше. Какой второй звук? Обратите внимание на лёгкость прохождения воздуха во рту при произнесении звука [ы].
— Продолжаем произносить слово. Что вы заметили? Что служило препятствием на пути прохождения воздуха?
— Продолжаем проговаривать сло-во рыба. Какой следующий звук? Что вы о нём скажете? Сколько звуков в словерыба? При произнесении каких звуков воздух свободно проходит через рот? ([а], [ы])
А какие препятствия встретили зву-1 ки? ([р] и [б])
2) Рассказ учителя.
— Звуки речи бывают разные. Одни свободно и легко вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких препятствий. Эти звуки называются ГЛАСНЫМИ. При произнесении других звуков воздуху приходится прорывать через препятствия, которые ставят ему губы, небо, зубы, язык. Но эти звуки не «огорчаются», они согласны преодолевать преграды, поэтому получили название СОГЛАСНЫХ.
4. Заучивание стихотворения.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.
А согласные. согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
5. Физкультминутка.
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
6. Повторение изученного ранее материала.
— Давайте вспомним, как мы обозначаем гласные и согласные звуки.
7. Закрепление и осмысление знаний учащимися.
Игра «Учитель»
— Каждый из вас выступит в роли учителя. Вы получите карточку, на которой изображены предметы, а рядом условным значком обозначен первый звук. Ваша задача — проверить правильность выполнения этого задания. Как вы это будете делать?
(Выполнение работы.)
8. Письмо элементов букв.
/ / /
/•/•/
9. Обобщение и систематизация знаний.
Игра «Рыболов»
— Я рыболов, а вы — быстрые рыбки. Удочкой будет вопрос. Если вы правильно покажите звуковую схему первого звука слова, значит, я осталась без рыбки, а если ошибётесь — вы у меня на крючке.
Слова: кот, лес, слон, мышка, лиса, школа.
III. Итого урока
— Что нового узнали о звуках?
— Почему гласные и согласные звуки так называется?
— Чему научились на уроке?