Надежда Сидельникова
Занятие по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе на тему «Поможем Алёнушке»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОБУ детский сад комбинированного вида № 125 г. Сочи воспитатель подготовительной группы Сидельникова Надежда Фёдоровна 2019 год
Предварительная работа: Чтение «Аленушкиных сказок» Д. Н. Мамина- Сибиряка, рассматривание иллюстраций, инсценировка эпизодов отдельных сказок.
Цели и задачи:
• привить интерес к сказкам, стимулировать желание помочь герою сказки;
Публикация «Занятие по образовательной области „Речевое развитие“ в подготовительной группе на тему „Поможем Алёнушке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• развивать связную речь, интонационную выразительность речи,
умение слушать других, высказывать свое мнение о прочитанном, оценивать поступки героев;
• расширять представления о бумаге, её качествах и свойствах; о книге.
• развивать внимание, память;
• закрепить навыки изображения птиц, насекомых, животных, навыки сюжетного рисования.
• воспитывать доброту, желание помогать.
Оборудование для детей: тонированная бумага, краски, кисти, фломастеры, восковые мелки, простые карандаши.
для педагога: интерактивная доска, листы бумаги с текстом из «Аленушкиных сказок» Д. Н. Мамина-Сибиряка (3 листа, любая книга с иллюстрациями.
Ход занятия
Воспитатель читает присказку из «Аленушкиных сказок», (автор– Д. Н. Мамин-Сибиряк).
- Дети, что я прочитала? (Ответы детей)
- Да, правильно – это присказка из «Аленушкиных сказок», написал эти сказки писатель. Кто помнит, как его зовут?
(Ответы детей)
- Правильно, это Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.
Вдруг появляется на интерактивной доске девочка Аленушка, она очень грустная.
- Вы правильно ответили. А вот и она сама появилась, только она какая-то грустная. Давайте узнаем –почему?
Аленушка говорит: «Моя любимая книга сказок лежала на подоконнике, подул сильный ветер, началась гроза, книга упала за окно и её намочил дождь, странички все размокли и рисунки в книге размыло дождем. Все листы в книге разлетелись в разные стороны. Теперь непонятно, где какая сказка. Помогите мне, пожалуйста, восстановить книгу сказок. Мне очень грустно!»
Педагог спрашивает:
- А вы хотите помочь Аленушке? А как мы можем ей помочь? Дети отвечают:
- Надо найти эти листы из книги. Мы можем нарисовать картинки для книги сказок.
Воспитатель:
-Давайте поищем листы. (Дети расходятся по групповой комнате и находят первый лист или все листы сразу). Здесь сохранились буквы, что-то написано. Как узнать, из какой сказки эти листы? Дети отвечают:
-Надо прочитать. Педагог:
- Давайте читать. (Читает первый текст. «Молочко начинало горячиться, поднималось пеной и старалось вылезти из своего горшочка. Чуть кухарка не досмотрит, глядит - Молочко и полилось на горячую плиту…»). Вы догадались, из какой сказки выпал листок? Дети отвечают:
- Это из сказки «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке».
Воспитатель:
- Правильно. Скажите, какие герои в этой сказке? О ком говорится в ней? Дети отвечают:
- В ней говорится о Молочке, Овсяной кашке и коте Мурке, о Скворце и Кухарке. Воспитатель:
- Кто в этой сказке постоянно ссорился? (Молочко и кашка)
-Давайте сейчас покажем, как они ссорились. (Дети по ролям инсценируют отрывок из данной сказки с использованием кукольной посуды). Воспитатель:
- Молодцы! Вспомнили эту сказку. А скажите, какой по характеру в этой сказке кот Мурка? А Кухарка? А Скорец? (Показывает книгу). Вот посмотрите, каждая книга состоит из текста и иллюстраций - картинок. А еще у каждой книги есть переплет, его делают на типографии, где печатается книга. (На интерактивной доске появляется изображение типографии, где печатают книги). Скажите, какие иллюстрации мы можем нарисовать к этой сказке? (Ответы детей). Педагог:
- А вот и другая страница из книги. Давайте послушаем, что здесь написано и отгадаем, из какой сказки листок. (Читает второй текст. «Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было еще, чтобы заяц не боялся никого…»). А теперь вы догадались, из какой сказки выпал листок? Дети отвечают:
- Это из сказки «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Воспитатель:
- Правильно. Скажите, какие герои в этой сказке? О ком говорится в ней? Дети отвечают:
- В ней говорится о храбром Зайце и волке. Педагог:
- А как в этой сказке хвастался заяц? Ответы детей. (Дети предварительно надевают «шапочку-маску» зайца) Воспитатель:
- Скажите, в этой сказке заяц- хвастун или он действительно храбрый? А на какое слово мы можем заменить слово «храбрый»? (Смелый, отважный, решительный).
- Скажите, какие иллюстрации мы можем нарисовать к этой сказке? (Ответы детей). Педагог:
- А кто из вас знает стихи про зайца? (Ответы детей).
Стих «Зайчик» М. Клокова
Скачет между травками быстроногий зайчик,
Смял своими лапками белый одуванчик.
Полетели высоко белые пушинки.
Скачет зайчик далеко по лесной тропинке.
Педагог:
- Что- то мы с вами засиделись. Давайте выполним зарядку. Проводится
Физкультминутка «Зайцы»
Скачут, скачут во лесочке Прыжки на месте на двух ногах
Зайцы – серые клубочки Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки.
Прыг-скок, прыг- скок - Прыжки вперед – назад, вперед – назад.
Встал зайчонок на пенек Встать прямо, руки опустить.
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку
Раз! Шагают все на мсте. Шаги на месте.
Два! Руками машут вместе. Руки перед собой, выполняют движение «ножницы».
Три! Присели, дружно встали Присесть, встать.
Все за ушком почесали. Почесать за ухом.
На «четыре» потянулись Выпрямиться.
Пять! Прогнулись и нагнулись. Прогнуться, наклониться вперед.
Шесть все встали снова в ряд. Построиться в ряд.
Зашагали как отряд. Шаги на месте.
Педагог:
- А вот и следующий листок из книги. Давайте послушаем, что здесь написано и отгадаем, из какой сказки этот листок. (Читает третий текст. «В несколько часов Козявочка узнала решительно всё, именно, что кроме солнышка, синего неба и зелёной травки, есть еще сердитые шмели, серьезные червячки и разные колючки на цветах. Одним словом, получилось большое огорчение. Козявочка даже обиделась. Помилуйте, она была уверена, что всё принадлежит ей и создано для неё, а тут другие то же самое думают. Нет, что-то не так… Не может этого быть…»). Вы догадались, из какой сказки выпал листок? Дети отвечают:
- Это из сказки «Сказка про Козявочку». Воспитатель:
- Правильно. Скажите, какие герои в этой сказке? О ком говорится в ней?
Дети отвечают:
- Козявочка, Цветок, Шмель, Червячок. Воспитатель:
- Скажите, о чем спорили Шмель и Козявочка, Червячок и Козявочка.
(Дети инсценируют данные диалоги между насекомыми, предварительно надев шапочки Шмеля, Козявочки и Червячка).Педагог:
- Скажите а какая в этой сказке по характеру Козявочка? А Шмель? А Червячок?
-Скажите, какие иллюстрации мы можем нарисовать к этой сказке? (Ответы детей). Педагог:
- А сейчас давайте восстановим в Алёнушкиной книге иллюстрации – картинки, нарисуем их. Подумайте и решите, к какой из этих сказок вы будете рисовать картинку и что на этой картинке будет изображено. Выберите необходимый для рисунка материал – или краски, или карандаши, или восковые мелки, листы бумаги разного тона. (Дети выбирают необходимый материал для рисования и садятся за столы, рисуют, педагог подходит к детям по очереди, спрашивает, какой эпизод из сказок они выбрали, помогает им, если они затрудняются с выбором. После рисования рисунки рассматриваются, дети рассказывают, что нарисовали. Педагог говорит, что рисунки они вставят в книгу после того, как они высохнут, и потом подарят эту книгу Алёнушке. Появляется на интерактивной доске Аленушка, она радостная, благодарит детей за восстановленную книгу сказок и прощается с детьми). Педагог:
- Мы с вами сделали доброе дело – помогли Алёнушке. А как вы думаете, что испытала Алёнушка, когда мы ей помогли? (Ответы детей). А что испытали вы, когда помогли Алёнушке? (Ответы детей).