Евгения Сафарова
Занятие по математике «Гномик на воздушном шаре. Цвет, форма, величина» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по математике
«Гномик на воздушном шаре»
Программное содержание:
Цель: формировать представления о различных признаках и свойствах объектов и явлений (цвет, форма, величина, физические свойства, их количестве (столько, столько, поровну).
Образовательные:
Публикация «Занятие по математике „Гномик на воздушном шаре, Цвет, форма, величина“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
актуализация представлений о геометрических фигурах; пользоваться словами «широкий», «узкий»; развитие представлений детей о различиях предметов (по цвету, форме, правильно называть цвета; группировать предметы по форме; учить сравнивать одну группу предметов с другой, различать равенство; обучение самостоятельному массажу рук и мимической мускулатуры, тренировка подвижности лицевых мышц, пальцев и кистей рук.
Развивающие:
совершенствование связной речи; развитие наблюдательности, внимания, памяти, мыслительных операций, воображения; пространственной ориентировки; закрепление умения составлять целое из частей.
Воспитательные:
воспитание доброты, отзывчивость
Словарная работа
Квадрат, треугольник, широкая, узкая, желтый, синий, красный, столько, сколько, поровну.
Материалы к занятию : магнитофон, кассета с записями, игрушка ГНОМ, билетики-геометрические фигуры на каждого из картона; массажный коврик для закаливания однотонные; мост-паззл, разрезанный в форме геометрических фигур по числу детей; наборы счетных палочек на каждого (дополнительно карточки с линиями домика для детей слабого уровня); бабочки; цветы; ковролин; мольберт,
1. Организационный момент ( легкая музыка: вальс или детский марш).
- Ребята, к нам сегодня пришли на занятие гости, поэтому встретим их как хорошие хозяева. В нашу группу заглянуло солнышко и хочет с нами поиграть! Протяните ладошки!
Ладошка - это солнышко,
А пальчики – лучи
Просыпайтесь, лучики,
Согревайтесь рученьки. (Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки. Направление движения - от кончиков пальцев к основанию.)
(Поглаживать правую ладонь пальцами левой руки направление движения - от кончиков пальцев к основанию).
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось
И погладило, и погладило ( проводить пальцами обеих рук по лбу: от середины лба к верхней части ушей.)
Солнышко проснулось
К щечкам прикоснулось,
И погладило, и погладило.
Солнце личико согрело.
Потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись,
Наши губки улыбнулись.
Т. А Куликовская ( Проводить пальцами обеих рук щекам: от носа к средней части ушей)
(Поглаживающие движения пальцами от середины, лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. В конце потянуться руками вверх и улыбнуться.)
2. Основная часть
Д/Игра «Воздушный шар»
Воспитатель:- Ребята, посмотрите кто это к нам прилетел на воздушном шаре! Да это гномик! А вы знаете что такое воздушный шар? Это летательный аппарат на котором можно передвигаться по воздуху. Вот и наш гномик решил к нам прилететь в гости на воздушном шаре. Ребятки посмотрите внимательнее, а воздушный шар не простой на нем что то изображено. Как вы думаете, что?
Дети: - Геометрические фигуры.
Воспитатель: - Какие фигуры здесь изображены?
Дети: - Круг, треугольник, квадрат.
Воспитатель: Молодцы ребятки! А гномик что то привез со собой, давайте посмотрим?
Д/Игра «Собери мостик»
Воспитатель: -Посмотрите, да это же речка! А вот ручеек! Какая речка - широкая или узкая? А ручеек? (Ответы детей.)
Воспитатель: - Гномик просит помощи у нас, он хочет перебраться через речку. Что же нам делать, как мы поможем помочь гномику перебраться через речку?
Дети могут предложить переплыть на лодке, перебраться через речку вплавь и т. п. Не отвергая детских вариантов, воспитатель подводит и еще одному варианту — построить мост.
Воспитатель:- Ребята, возьмите детали моста – вот эти геометрические фигуры и подойдите ко мне, будем строить мост для гномика. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: - Какие фигуры встречались при постройке моста?
После того как постройка моста будет завершена, гномик перебирается через речку по мосту.
Д/Игра «Бабочки»
Воспитатель: - Ребята, а гномик нам приготовил нам сюрприз и мы с вами оказались на цветочной полянке!
Распустились здесь цветы
Небывалой красоты.
- Посмотрите, гномик говорит, что ветерок занёс сюда бабочек!
- Скоро будет дождик, надо помочь бабочкам спрятаться от дождика! Как же мы можем помочь бабочкам? (Дети предлагают свои варианты.)
Воспитатель: - Давайте поможем бабочкам спрятаться. Каждая бабочка определенного цвета и она должна сесть на свой цветок. Дети сажают бабочек на цветы такого же цвета. Воспитатель задаё т вопросы:
Воспитатель: - Сколько бабочек? (Столько, сколько цветов, поровну)
Молодцы ребята, помогли бабочкам найти свой домик и укрыться от дождя!
Воспитатель: - Ребята, а гномик тоже хочет вернуться домой.
Пальчиковая гимнастика «Очки»
- Ребята, давайте посмотрим - далеко ли до домика гномика? Оденем волшебные очки!
( Дети одевают очки: Большие пальчики правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки, которые ребёнок подносит к глазам). Обыгрывается ситуация: воспитатель сначала спрашивает детей, что и кого они видят сквозь волшебные очки. А домик гномика вы видите? Где он будет жить? Давайте поможем ему. Посмотрите, я сейчас построю дом для гнома, а вы для его друзей.
Д/Игра «Построй дом гному»
Дети собирают дом из палочек на партах.
- Вот ребята, мы и помогли гномику вернуться домой! Гномик говорит нам большое спасибо и хочет вас угостить конфетами!
Дети прощаются с гномиком.
3 Итог занятия.
Дети собираются вокруг воспитателя.
- Кто к нам прилетел в гости? На чем он прилетел? Что было изображено на шаре? Кому мы сегодня помогали? Воспитатель хвалит детей.
Самоанализ
Мною было проведено комплексное занятие по формированию элементарных математических представлений «Гномик на воздушном шаре» для детей II младшей группы. Возраст детей – 3-4 года, на занятии присутствовало 10 детей, которые посещают дошкольное учреждение второй год. Тип занятия – комплексное, закрепляющее.
1. При планировании занятия были учтены программные задачи, поставленные в программе «Радуга» для данной возрастной группы по формированию начальных математических представлений : формировать представления о различных признаках и свойствах объектов и явлений (цвет, форма, величина, физические свойства, их количестве (столько, столько, поровну, а также возрастные особенности детей данного возраста: наглядно-образный характер мышления, начало самооценивания результатов деятельности, сосредоточенность познавательной деятельности на реальном предметном мире, усвоение материала в практической деятельности. На занятии широко примела наглядный материал и материал, направленный на преимущественное решение познавательных задач с помощью наглядно-образного мышления (путем практического манипулирования и образного представления).
С детьми была проведена предварительная работа на занятиях и в повседневной жизни.
2. На занятии решались следующие задачи:
1. Образовательные:
актуализация представлений о геометрических фигурах; формирование умения пользоваться определениями «широкий», «узкий»; продолжать учить детей различать предметы по цвету, правильно называть цвета; группировать предметы форме; учить сравнивать по количеству, используя обобщенные понятия «много-мало»; обучение самостоятельному массажу рук и мимической мускулатуры, тренировка подвижности лицевых мышц, пальцев и кистей рук.
2. Развивающие:
совершенствование связной речи; развитие наблюдательности, внимания, памяти, мыслительных операций; пространственной ориентировки; закрепление умения составлять целое из частей.
3. Воспитательные:
воспитание доброты, отзывчивости.
4. Здоровьесберегающие:
создание условий для активного движения, обогащения опыта детей движениями под музыку, рационализация двигательной активности детей.
Словарная работа: расширение пассивного и активного словаря на основе знакомства детей с окружающей действительностью и углубления представлений о ней; учить понимать слова, выражающие контрастные качества (широкий-узкий); учить сравнивать по количеству, используя обобщенные понятия «много-мало».
Г) Комплексность решения задач заключалась в том, что на практически каждом этапе занятия, в большинстве игр и упражнений в разнообразных видах деятельности (игра, практическая деятельность, общение со взрослым, с помощью таких методов как проблемная ситуация, творческое упражнение (требующее комбинирования, иного сочетания знаний и умений, которыми он владеет, дидактическая игра, упражнения и др.
Все задачи решались во взаимосвязи, плавно вытекали одна из другой, при этом взаимосвязь прослеживалась также в межпредметном плане: на занятии решались задачи сохранения и укрепления здоровья детей (физическое воспитание, развития речи, познавательного развития детей, музыкально-эстетического развития.
Д) стержневой задачей являлась организация занятия в форме продуктивной деятельности с математическим содержанием.
3. В начале занятия я использовала метод тактильной активизации умственной деятельности детей в качестве эмоционально-психологического настроя на игру-занятие. Мотивацию на игровой, практический характер занятия, объединение его единым сюжетом я использовала на протяжении всего занятия.
В ходе занятия я использовала разнообразные формы и методы : проблемная ситуация (как помочь гномику, бабочкам, как можно перебраться через речку, дидактические игры, направленные на развитие мыслительных операций сравнения, классификации, развитие памяти, восприятия, внимания: «Геометрические фигуры», «Собери мостик», «Бабочки», «Построй дом гномику», игровое творческое упражнение «Собери мостик».
Здоровьесберегающие задачи я решала посредством рациональной организации двигательной деятельности детей на занятии, использованием метода активизации умственной деятельности в начале занятия, пальчиковой, зрительной гимнастики «Очки».
Музыкальное сопровождение я использовала как решение задач обогащения опыта детей, создания оптимального темпа работы детей на занятии, активизации эмоциональной сферы детей, создания положительного эмоционального настроя на работу.
Широко использовался наглядный и раздаточный материал, соответствующий санитарно-гигиеническим и возрастным требованиям, нестандартное оборудование (коврограф, игровой занимательный материал (выкладывание счетных палочек).
Все методы соответствуют возрастным возможностям детей, требованиям программы «Радуга».
4. Форма организации занятия соответствовала возрастным психофизическим возможностям детей: большинство заданий носило игровой, практический характер, организовано было фронтально со всеми детьми при оказании индивидуально-дифференцированной дозированной помощи, поэтапном предъявлении образцов.
5. На занятии я использовала художественные средства (музыка, элементы пластических движений, игру, общение со взрослым, двигательная деятельность, игровой занимательный материал. Дифференцированный подход проявился в дозированной поэтапной помощи при выполнении задании, подготовке карточек-образцов. Содержание занятия соответствовало разделу «Формирование элементарных математических представлений» программы Т. Н. Дороновой «Радуга».
6. В качестве форм организации детской деятельности, за счет которых обеспечивалась работоспособность, я использовала: метод активизации умственной деятельности, игровая мотивация, динамические паузы, элементы пальчиковой, зрительной гимнастики, создание оптимального темпа работы детей на занятии за счет музыкального сопровождения.
7. Все задачи удалось ( удалось частично: указать что) решить, запланировано дальнейшее закрепление тех ЗУН, которые предъявлялись на занятии.