Наталья Суслова
Занятие по математическому развитию в старшей группе «Скоро, скоро Новый год!»
▼ Скачать + Заказать документы
(декабрь)
Цель. Продолжать формировать элементарные математические представления.
Задачи.
1. Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число. больше числа.», «На сколько число. меньше числа.».
2. Познакомить с образованием числа 4, цифрой 4. Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов,
Публикация «Занятие по математическому развитию в старшей группе „Скоро, скоро Новый год!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Конспекты занятий
- Новый год. Конспекты по математике
- Старшая группа
- Темочки
3. Продолжать учить определять направление движения, используя знаки — указатели направления движения.
4. Закреплять умение последовательно называть дни недели.
Тип занятия. Комплексное.
Форма занятия. Образовательная ситуация.
Продолжительность: 25 минут.
Участники: воспитанники старшей группы, воспитатель.
Возраст обучающихся: 5-6 лет.
Оборудование и материалы: наборное полотно, 15 кружков-новогодние шары синего цвета, 4 кружка — жёлтого цвета; пятиполосные карточки, 15 конфет (силуэты) на каждого; игрушки: медвежонок, мышка, лисичка, Буратино; карточки с цифрами от 1 до 4; карточки с кружками (два комплекта, музыка для игры «Дни недели»; план для дидактической игры «Найди подарки» - на каждого.
Методы и приёмы работы с детьми: наглядные, словесные, практические.
Ход занятия
I. Вводная часть.
Актуализация знаний. Постановка темы и цели занятия.
- Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, к какому празднику мы сегодня будем готовиться.
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если ёлка в дом идёт,
Что за праздник?. (Новый год)
II. Основная часть
1. Игровое упражнение «Новогодние шары».
Загадка.
На ёлке всё, что хочешь, есть:
Игрушек там – не перечесть.
Конфеты, дождик и хлопушки,
Гирлянды, звезды и верхушка.
Среди блестящей мишуры
Сверкают круглые … (шары).
- Предлагаю подобрать ёлочные шары для нашей красавицы.
На наборном полотне на 5 полосках выложены новогодние шары одинакового цвета (от одного до пяти).
- Сколько игрушек на первой полоске?
- Сколько игрушек на второй полоске?
-Какое число больше: два или один?
-Какое число меньше: один или два?
-На сколько число два больше числа один?
-На сколько число один меньше числа два?
Воспитатель заменяет последнюю игрушку на каждой полоске на шар другого цвета (чтобы было видно, что последующее число увеличилось на один).
- Один, один и один — два, два и один — три… Что мы делаем, когда считаем от одного до пяти? (Каждый раз к числу добавляем ещё один.)
2. Работа с раздаточным материалом.
Загадка.
Их кладут на Новый год
В сладкие подарки.
Они вкусные внутри,
А обертки яркие.
Все детки знают сладость эту,
Она зовется как?(конфета)
Дети отсчитывают на верхней полоске пятиполосной карточки 5 конфет одного цвета, на второй полоске - 4 конфеты, на третьей — 3 и т. д.
- Какое число больше: пять или четыре?
-Какое число меньше: четыре или пять?
-На сколько число пять больше числа четыре?
- На сколько число четыре меньше числа пять?
Дети сравнивают числа 4 и 3, 3 и 2, 2 и 1 и уточняют отношения рядом стоящих чисел.
- Посчитаем конфеты в обратном порядке, начиная с 5.
- Что мы делали, когда считали от пяти до одного? (Каждый раз от названного числа отнимали один.)
Физкультминутка
Загадка.
Лица новые у всех,
Слышен громкий детский смех,
Шляпы, платья из бумаги,
Деревянные там шпаги,
Будто сказочный парад
Этот праздник… (Маскарад)
- Я буду вам загадывать загадки, а вы покажете мне отгадки своими движениями. Кто пришёл на маскарад?
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? (Медведь)
Баба била — не разбила,
Дед ударил — не разбил.
Баба очень загрустила.
Кто же бабе подсобил?
Прибежала в дом малышка.
Вмиг яйцо разбила (Мышка)
Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил Зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
Кого прогнал Петух в леса?
Кто Зайца обманул? (Лиса)
Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос? (Буратино)
На тарелочке лежал,
Как остыл — и убежал.
Встретил он зверей в лесу,
На беду свою — лису.
Ей попался на зубок
Круглый, вкусный … (Колобок)
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь —
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел? (Волк)
Шло веселье за столом
И гостей был полон дом.
Муху злой паук схватил,
Паутиною скрутил.
Тут бы мухе был конец,
Да явился удалец!
Нет пощады пауку:
Остра сабля на боку,
А в руках — фонарик.
Муху спас … (Комарик)
3. Игровое упражнение «Собираем гостей на Новогодний маскарад».
-А вот и первые гости на маскараде. Встречаем медвежонка. Сколько гостей пришло? (один)
- Какой цифрой можно обозначить число один?
Вызванный ребёнок выставляет цифру на доске, дети находят её у себя и выкладывают на столе.
- Пришла мышка. Сколько всего гостей? (два)
- Какой цифрой можно обозначить число два?
- Пришла лисичка. Сколько всего гостей (три)
- Какой цифрой можно обозначить число три?
- Пришёл Буратино. Сколько всего гостей? (четыре)
- Число четыре можно обозначить цифрой четыре. (Воспитатель демонстрирует цифру 4.)
- На что похожа цифра 4?
- Найдите у себя цифру четыре и выложите её. После какой цифры вы поставили цифру 4?
- Назовите все цифры. (Хоровое произношение. Индивидуальное произношение.)
- Буратино вас просит показать цифрой, сколько ножек у стола.
- Сколько углов у квадрата?
- Сколько уголков у подушки?
- Сколько лапок у зайчонка?
4. Подвижная игра «Дни недели».
Загадка.
Братьев ровно семь,
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний
Появляется передний. (дни недели)
- Предлагаю поиграть, а после я вам расскажу, в какой день недели наступит Новый год.
- Назовите дни недели. (хоровое произношение, «по цепочке», индивидуальное произношение)
- Какой день недели сегодня?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Отгадайте загадки о днях недели и найдите нужную карточку.
По мере отгадывания загадок на доске вывешиваются соответствующие карточки с кругами.
1. Первый день большой недели,
Трудовой день, не бездельник,
Как зовется… (понедельник).
2. Прокричал усатый дворник:
«День второй в неделе (вторник)»
3. Третий день не ерунда,
Как зовется он… (среда).
4. День четвертый лень отверг,
Как зовется он… (четверг).
5. Пятый день – опрятница,
Как зовётся… (пятница).
6. День шестой – конец работы,
Как зовётся он. (суббота).
7. А седьмой день – всем веселье,
Как зовётся… (воскресенье).
- Повторите названия дней недели.
- Разделитесь на подгруппы по семь человек. Каждая подгруппа берёт карточки с кругами определённого цвета. Предлагаю под музыку двигаться по кругу, по её окончании каждая подгруппа составляет свою неделю, начиная с понедельника и заканчивая воскресеньем.
- Назовите дни недели.
Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.
- В этом году мы встретим Новый год в ночь с понедельника на вторник.
5. Дидактическая игра «Найди подарки».
- Вы сегодня хорошо работали на занятии. Показали, как много знаете и умеете. Последнее задание: перед вами план, на котором обозначены ориентиры и направление движения. Если всё выполните верно, то найдёте подарки. Назовите ориентиры и направление движения?
III. Итог.
- Что нового узнали на занятии?
- Какое задание понравилось выполнять?
IV. Рефлексия «Новогодняя ёлочка».
(На магнитной доске на листе А2 аппликация «Ёлочка», заранее вырезанные новогодние шары разных цветов и треугольники по количеству детей.)
- Какой же праздник без новогодней красавицы ёлочки! Я предлагаю вам разноцветные шары и треугольники. Если вам понравилось наше занятие, возьмите любой шар и украсьте нашу ёлочку, а если вам что-то не понравилось, то возьмите треугольник.
Посмотрите, какая нарядная ёлочка у нас получилась!