Марина Судавцова
Открытое мероприятие «Скоро сказка сказывается — да не скоро дело делается» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Скоро сказка сказывается — да не скоро дело делается
Цель: Систематизировать знание детей о русских народных сказках, об истории и труде русского народа.
Задачи:
Образовательная область: «Познавательное развитие»
• Закрепить знание детей о русских сказках.
• Повторить знания о символике вышивки на русских костюмах и в рисунках на посуде.
• Расширять знания о труде русского народа.
• Повторить пословицы и поговорки о труде.
Публикация «Открытое мероприятие „Скоро сказка сказывается — да не скоро дело делается“ в подготовительной группе» размещена в разделах
• Воспитывать интерес к изучению истории русского народа.
Образовательная область: «Развитие речи»
• Продолжать учить отвечать на вопрос воспитателя полным ответом
• Развивать умение читать стихи чётко и выразительно.
• Развивать речь детей, пополнять словарный запас, повторить старинные русские слова.
• Воспитывать интерес к русской литературе.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
• Закрепить ранее полученные навыки в вышивании элементов русского узора на ткани.
• Закрепить умение вышивать и расписывать глиняную посуду
• Закрепить умение играть на народных музыкальных инструментах.
• Воспитывать желание применять русские народные игры в повседневной деятельности.
Образовательная среда: русские костюмы для детей и педагогов, предметы русской избы. Материал для вышивания: пяльцы, нитки, игла. Материал для рисования: краски, кисти, вода, салфетки, ранее вылепленная глиняная посуда. Сундук, ширинка (старинное полотенце, каравай, кокошник, аленький цветочек, зеркальце. Музыкальные инструменты. Картинки с изображением русских узоров, русской старинной одежды, предметы старинной одежды.
Ход мероприятия:
Изба, русская утварь. Дети и педагоги одеты в русских народных костюмах. Дети сидят на скамье.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по русским сказкам. Вы готовы?
Дети: да.
Воспитатель: тогда слушайте внимательно!
Девочка (с караваем в руках на вышитом полотенце) :
Мы своих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем
Каравай мы вам подносим
Поклонясь, отведать просим.
Воспитатель: Ребята, из какой сказки к нам пришёл каравай.
Дети: из русской народной сказки «Царевна лягушка»
Воспитатель: кто испёк каравай в сказке всем на загляденье.
Дети: Василиса.
Воспитатель: где пекли в старину хлеб, караваи.
Дети: в русской печи
Воспитатель: чем топили печь.
Дети: печь топили дровами
Воспитатель: правильно. Слушаем дальше.
Девочка (с караваем подходит к кукле, сделанной из ткани в старинном стиле) На, куколка покушай, да моего горя послушай. Живу я в доме у батюшки, не вижу ни какой радости, научи ты меня ка быть, как жить, что делать?.
Воспитатель: Из какой сказки пришла к нам куколка?
Дети: из русской народной сказке «Василиса прекрасная»
Воспитатель: а что помогло Василисе стать счастливой?
Дети: доброта, красота, трудолюбие, в её руках всякая работа спорилась.
Воспитатель: В старину люди много трудились. Какие вы знаете пословицы о труде
Дети читают пословицы:
• Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
• Без труда нет плода.
• Всякая работа мастера хвалит.
• Глаза боятся, а руки делают.
• Дело мастера боится.
• Есть терпенье, будет и уменье.
• За всякое дело берись умело.
• Землю красит солнце, а человека труд.
• Кончил дело — гуляй смело.
• Маленькое дело лучше большого безделья.
• Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
• Что пожнешь, то и сколотишь, что сколотишь, то и в амбар положишь.
• Чтоб в почете быть, надо труд свой полюбить.
Воспитатель: И так слушайте сказку дальше (подходит к сундуку). Посмотрите, стоит сундук расписной, что же лежит в сундуке? (открывает, достаёт старинный головной убор). Венец золотой дочери старшей. (достаёт зеркальце) Туалет хрустальный восточный дочери средней. А что же ещё лежит в сундуке?
Дети: аленький цветочек.
Воспитатель: Кто написал эту сказку?
Дети: Сергей Тимофеевич Аксаков.
Воспитатель: правильно. А кто привёз Настеньке аленький цветочек
Дети: батюшка
Воспитатель Что умела делать дочь меньшая любимая?
Дети: могла она рукодельем заниматься, вышивать серебром и золотом.
Воспитатель: Я приглашаю вас в нашу мастерскую, девочки наши станут рукодельницами и будут вышивать, а мальчики распишут блюдо под каравай, которое было вылеплено из глины на прошлом занятии.
Педагог ИЗО: (заходит в русском народном костюме) : здравствуйте, ребята. Я встречаю вас с поклоном (кланяется, дети ей отвечают поклоном).
Человек издавна передавал красоту природы на одежде, предметах быта. Перед вами одежда: сарафаны, рубахи и головные уборы, скажите, как назывались вышитые полотенца на руси.
Дети: Ширинка.
Педагог ИЗО: правильно, какие части одежды обычно украшали.
Дети: грудь, шею.
Педагог Изо: почему именно эти части одежды
Дети: чтобы злые духи не смогли проникнуть в тело человека. Эти узоры оберегали, так и назывались, оберегами.
Педагог Изо: давайте посмотрим на головной убор русских красавиц, чем они украшались
Дети: Жемчугом, серебренными и золотыми нитями
Педагог: давайте посмотрим на вышивку, скажите, какие цвета использовались в вышивке.
Дети: красный и чёрный
Педагог: а что означает красный цвет
Дети: значит красивый
Педагог: а чёрный
Дети: земля.
Педагог: а почему земля
Дети: потому что человек много трудился на земле, земля была для народа кормилицей.
Педагог: что изображал человек на вышивках.
Дети: цветы, солнце, птиц.
Педагог: правильно. А какая посуда была на столе у русского человека
Дети: глиняная.
Педагог: Молодцы, человек тоже расписывал посуду, но такую посуду ставили на стол только в праздники или для гостей. (педагог рассматривает с детьми посуду и узоры на ней. Дети делятся: мальчики расписывают блюдо, девочки садятся за пяльцы, выполняют работу.)
Воспитатель: (по окончанию работы) а после работы человек любил отдыхать и играть. Давайте с вами поиграем в русскую народную игру: «Утица»
Игра: дети идут по круг, взявшись за руки, и поют под аккордеон:
«Селезень утицу догонял
Молодой серую догонял
Поди утица домой
Поди серая домой
У тя семеро детей
Восьмой селезень
(после этих слов селезень-мальчик догоняет девочку - утицу и заходят в круг)
Больше не балуйся
Ещё поцелуйся (поцелуй три зала в щёчку. Игра повторяется несколько раз).
Воспитатель: ребята вам понравилось наше путешествие?
Дети: да.
Воспитатель: а для вас в сундуке припасён сюрприз, давайте посмотрим. (открывают, воспитатель раздаёт детям русские народные музыкальные инструменты и предлагает исполнить оркестр)
Дети исполняют оркестр на народных музыкальных инструментах.