Полянская Наталья Владимировна
Практикум для родителей детей дошкольного возраста «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум для родителей детей дошкольного возраста
Практикум для родителей на тему : «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Автор: Полянская Н. В. педагог дополнительного образования. МДОБУ «Детского сада «Черемушка»№6 г. Тында Амурская облость.
Публикация «Практикум для родителей детей дошкольного возраста „Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается“» размещена в разделах
Описание: Данный материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования, педагогам начальных классов и родителям. Может быть использован, как совместная деятельность детей и родителей, а так же, как активная форма проведения родительского собрания.
Тема: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Цель: Организовать совместную экспериментальную деятельность детей и родителей.
Задачи: 1) Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с воздухом, водой, бумагой, магнитом, сахаром, солью и т. д. 2) Показать, как можно использовать элементы экспериментальной деятельности дома. 3) Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретённым опытом. 4) Вызвать у родителей интерес к совместной исследовательской работе с детьми. 5) Укреплять взаимоотношения детей и родителей через совместную экспериментальную деятельность.
Материалы и оборудование:
Подносы, стаканы или кружки с водой, кусочки льда, листы рисовальной или чертёжной бумаги, салфетки, бумажные полотенца, ёмкости с водой, блюдца, соль, кусочки сахара, восковые мелки, маркеры, пищевые красители, тонкие нитки, скрепки, магниты, бумажные бабочки, скотч, лимон.
Ход: Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Их любят читать не только дети, но и взрослые. В сказках заложена вся мудрость народа, в них кроется огромный смысл. Эти народные произведения можно считать самым важным методом воспитания.
Мы хотим сегодня в форме сказки показать вам, как при помощи совместного экспериментирования можно найти ответы на многие детские вопросы.
Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребёнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам.
Приглашаю Вас в сказку-действие.
А сказка эта…
«Заячья избушка на новый лад».
У Зайца была избушка лубяная, а у Лисы - ледяная. Очень уж Лисе заячья избушка нравилась. Думала-думала Лиса, да и придумала – как можно Зайку из его домика выгнать, не дожидаясь весеннего солнышка. Знала «плутовка», что Заяц добрый очень и каждому зверю, в беду попавшему, помочь старается. Решила Лиса растопить свою ледяную избушку, не дожидаясь весеннего тепла. И ведь растопила лёд, придумала, как зимой, в лютую стужу лёд быстро в воду превратить можно, без тепла солнечного и огня обжигающего. А вы можете?
Опыт № 1: «Таяние без нагрева».
Задача: Показать, что происходит при взаимодействии льда и соли.
Материалы: Подносы, блюдца, соль, кусочки льда.
Действия: Посыпать солью кусочки льда и понаблюдать, как лёд тает.
Вывод: При взаимодействии соли и льда, лёд начинает таять и превращается в воду.
Пришла Лиса к Зайцу, да и просится к нему пожить: - «Заинька беленький пусти меня к себе пожить. У тебя избушка лубяная крепкая, тёплая. А у меня – ледяная, она растаяла». Заяц пожалел Лису и пустил на свою беду. Лиса пожила - пожила у Зайца, да и выгнала его из собственного дома. Сидит Заяц на пенёчке, да горько плачет. Бегут мимо собаки.
- «Заинька беленький, что ты горько плачешь?».
- «Да как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а Лисы – ледяная. Растаяла избушка у Патрикеевны. Пришла ко мне Лиса, попросилась пожить, да и выгнала меня».
- «Не плачь, Заинька, мы её выгоним».
Пошли собаки к Лисе:
- Лиса - Лиса, поди, вон!
А Лиса не проста, отвечает им с печи:
- Выполните моё задание – освобожу избушку.
Вынесла Лиса собакам воду в стакане, да и спрашивает:
- Если я стакан опрокину вверх дном – что произойдёт?
- Как можно перевернуть стакан вверх дном и не вылить воду?
Опыт №2. «Не разлей».
Материалы: Прозрачные стаканы с водой, листы бумаги, емкости для воды.
Действия:
1) Вопрос к детям: что произойдёт с водой, если я переверну стакан?
2) Что необходимо сделать, чтобы вода не вылилась?
3) Попробуйте быстро перевернуть стакан вверх дном, прижав к нему лист бумаги.
4) Что произошло?
Вывод: Воду удерживает атмосферное давление, давление воды слабее атмосферного давления.
Молодцы! А у собаки ничего не получилось. Ушла она ни с чем. Сидит Заяц на пенёчке, да горько плачет. Бежит мимо кабан.
- «Заинька беленький, что ты горько плачешь?».
- «Да как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а Лисы – ледяная. Растаяла избушка у Патрикеевны. Пришла ко мне Лиса, попросилась пожить, да и выгнала меня».
- «Не плачь, Заинька, я её выгоню».
Пошё л кабан к Лисе:
- Лиса - Лиса, поди, вон!
А Лиса хитра, отвечает ему с печи:
- Отгадай мою загадку – освобожу избушку.
«Высоко – высоко на дереве сидел паучок. Надо было срочно спуститься вниз, а плести паутинку лень. Сорвал паучок два листа, один скомкал в лапках, а другой – расправил. А теперь вопросы: что произойдет, если паук с одной высоты одновременно бросит вниз скомканный лист или расправленный? На каком листе паучок долетит до земли быстрее, а на каком он опустится вниз плавне и безопаснее?»
Опыт №3 «Кто быстрее?»
Материалы: Два совершенно одинаковых листа бумаги.
Действия:
1) Сравнить листы по размеру и весу.
2) Один из листов смять в комок.
3)Вытянуть руки и на одной высоте, одновременно отпустить листы бумаги.
Какой лист коснётся пола быстрее?
Вывод: Скомканный лист упадет быстрее, так как на него действует меньшая сила притяжения и у него площадь меньше.
Молодцы! А кабан не справился и ушёл от Лисы ни с чем. Сидит Заяц на пенёчке, да горько плачет. Бежит мимо волк.
- «Заинька беленький, что ты горько плачешь?».
- «Да как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а Лисы – ледяная. Растаяла избушка у Патрикеевны. Пришла ко мне Лиса, попросилась пожить, да и выгнала меня».
- «Не плачь, Заинька, я её выгоню».
Пошё л волк к Лисе:
- Лиса - Лиса, поди, вон!
Волку Лиса задала такой вопрос: «Может ли вода сама подниматься вверх?»
Опыт № 4: «Волшебные полоски».
Материалы: Сухая бумага для фильтров полоски шириной 2,5см. и длиной достаточной, чтобы достичь дна стакана, на полосках фломастером нанесён рисунок – точка или тире; прозрачные стаканы с водой. Уровень воды должен быть ниже рисунка, нанесённого на бумагу.
Может ли вода сама подниматься вверх? Что произойдет с рисунком?
Действия: 1) Опустить полоску в стакан с водой, прислонив к стенке стакана. Уровень воды должен быть ниже рисунка, нанесённого на бумагу.
Может ли вода сама подниматься вверх?
Что произойдет с рисунком?
Какие цвета вы видите?
Вывод: Сила притяжения позволяет воде проникать в некоторые вещества. Это явление называется – капиллярностью. Капиллярность позволяет воде подниматься вверх. Многие чернила в действительности являются смесью разных цветов. Когда чернила вместе с водой проникают в бумагу, эти цвета разделяются, потому что некоторые из них проходят быстрее и дальше остальных.
И волк ушёл ни с чем.
Сидит Заяц на пенёчке, да горько плачет. Идёт мимо медведь.
- «Заинька беленький, что ты горько плачешь?».
- «Да как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а Лисы – ледяная. Растаяла избушка у Патрикеевны. Пришла ко мне Лиса, попросилась пожить, да и выгнала меня».
- «Не плачь, Заинька, я её выгоню».
Пошё л медведь к Лисе:
- Лиса - Лиса, поди, вон!
- Мишенька, косолапый, ты по лесам бродишь и наверняка все знаешь и всё умеешь. Построй башню из сахара. (Дети строят сахарную башенку на блюдце). А теперь разрушь, её не касаясь сахара.
Опыт №5 «Разрушь сахарную башню».
Материалы: Кусочки сахара «Рафинад», блюдце, вода, пищевые красители (можно чай «Каркадэ»).
Действия: На блюдце с «сахарной башней» налить подкрашенную воду и наблюдать.
Вывод: Сила притяжения позволяет воде проникать в некоторые вещества. Это явление называется – капиллярностью. Капиллярность позволяет воде подниматься вверх.
Медведь башню построил, а вот разрушить не смог, значит с задачей - не справился. И опять Лиса победила. И медведь ушёл ни с чем.
Сидит Заяц на пенёчке, да горько плачет. Идёт мимо петушок – золотой гребешок. – «Заинька беленький, что ты горько плачешь?».
- «Да как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а Лисы – ледяная. Растаяла избушка у Патрикеевны. Пришла ко мне Лиса, попросилась пожить, да и выгнала меня».
- «Не плачь, Заинька, я её выгоню».
Пошё л петушок к лисе: - «Лиса – Лиса, поди, вон!»
А Лиса ему в ответ: - «Удиви меня, уйду»
Думал – думал петушок, как Лису. Удивить, да и придумал. Принёс спящих бабочек, положил на пенёк. Предложил их Патрикеевне разбудить и в воздух поднять, да не касаясь бабочек. Лиса всё перепробовала – не получается.
А вы сможете в воздух бабочек поднять?
Опыт №6 «Бабочки».
Материалы: Бумажные бабочки, скрепки, магниты.
Действия: При помощи магнита поднять бабочек в воздух.
Вывод: Сильный магнит может на предметы действовать на расстоянии. Сила притяжения старается притянуть скрепку к столу. Магнит притягивает к себе некоторые металлы.
Молодцы! Помогли Зайчонку. С тех пор стали Петушок и Заяц жить вместе, а в благодарность написали волшебные письма.
Написаны эти письма не чернилами, не фломастером, не карандашом, а чудесным соком. Прочитать письмо может только настоящий волшебник.
Педагог раздаёт детям и родителям письма домой.
Опыт № 6: «Зашифрованное письмо».
Материалы: Листы бумаги с рисунками, выполненными лимонным соком, кисть, лимон, утюг.
Действия: Дома вместе с взрослым прогладить картинку и прочитать письмо.
Дорогие родители! Совместная исследовательская деятельность будет вдвойне полезней, если вы будете соблюдать некоторые правила:
• Не прерывайте размышлений ребёнка.
• Не воспитывайте интеллектуального иждивенца (не лишайте ребёнка возможности самому найти ответ).
• Поддерживайте познавательный процесс у ребёнка. Чаще задавайте вопрос: «А ты сам как думаешь?»