ИРИНА КОВАЛЕВА
Конспект занятия по художественной литературе старшая группа «Доброе слово лечит, а худое калечит»
Конспект занятия по художественной литературе старшая группа.
Автор: Ковалева Ирина Валерьевна, воспитатель МАДОУ №241 «Детский сад комбинированного вида». Кемеровская область, г. Кемерово.
Тема: знакомство с художественными произведениями. «Доброе слово лечит, а худое калечит» (по произведениям Э. Мошковской «Я маму свою обидел»; А. Кузнецовой «Поссорились»; Н. Дуровой «Две подружки»).
Публикация «Конспект занятия по художественной литературе старшая группа „Доброе слово лечит, а худое калечит“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
Цель: учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание художественных произведений; формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; воспитывать у детей доброе отношение к близким, уметь исправлять свои ошибки, прося прощения; развивать у детей диалогическую речь, активизировать словарь.
Задачи: Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению. Формировать представление детей о правильном поведении с близкими людьми и общении с ними. Развивать интерес к художественной литературе.
Ход занятия.
Воспитатель читает детям стихотворение. А. Шибаева.
Как много разных слов на свете…
Всему название одно –
И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным – полно,
А безымянных нету.
И все, что только видит глаз
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
- Все, что мы видим вокруг, все предметы, явления – все обозначено каким –то словом. Назовите словами то, что вы видите. (Игрушки, мебель, окно, стол, деревья, небо и т. д)
- с помощью слов человек общается с другими людьми, сообщает о чем –либо кому – нибудь, выражает свои чувства и настраения.
Дидактическая игра «Настроение»
Каждому ребенку дается конверт с изображением того или иного настроения, чувства. Ребенку предлагается изобразить на своем лице сходное настроение, обозначить словом : грусть, печаль, радость, смех, удивление, страх и т. д.
- Ребята, с помощью слова можно творить чудеса. Ведь словом можно рассмешить грустного, подбодрить трусливого, обрадовать печального, похвалить трудолюбивого, а можно огорчить, обидеть, нагрубить и т. д.
- Давайте с вами потренируемся.
Игра «Подбери нужные слова»
- Каким словом можно поприветствовать? (Здравствуйте, привет, доброе утро)
- Поблагодарить? (Спасибо очень вам благодарен)
- Похвалить? (Молодец, умница, ты хороший, умный)
- Успокоить? (Не волнуйся, все будет хорошо, не расстраивайся)
- А какими словами можно обидеть человека? Это очень неприятный вопрос. Давайте мы не будем на него отвечать, иначе нам придется говорить неприятные, грубые, обидные слова вслух.
- Самое главное – все ребята знают – грубые, обидные слова всегда приводят к ссоре детей и взрослых и всех людей.
- Ребята, бывали у вас в жизни случаи, когда вы ссорились со своими друзьями или родными?
Дети: -Да.
- Послушайте стихотворение А. Кузнецовой «Поссорились».
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга,
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам».
- Случалась ли у вас такая ссора?
Дети: _ДА
- Как вы поступаете в таком случае?
Дети: Просим прощения.
- Как вы думаете чем закончилась эта история?
Дети: Девочки помирились.
- Хотите узнать, что было дальше?
Дети: Да.
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай»
- Как вы думаете, после слов : «Играть давай» изменилось настроение у подружек?
Дети: Конечно.
- А вот послушайте еще рассказ Н. Дуровой «Две подружки».
Варя дала Лене поиграть в свою куклу. Когда она уходила домой, то подошла к Лене и попросила вернуть куклу:
- Я иду домой, дай мне, пожалуйста, куклу.
Лена ответила грубо:
- На, возьми, пожалуйста, свою куклу.
Варя отвернулась и грустно пошла домой.
- Почему Варе стало грустно?
Дети: Потому что Лена ей грубо ответила.
- Можно назвать Варю жадной девочкой?
Дети: Нет
- Какую ошибку допустила Лена и как ее можно исправить?
Дети: Грубо ответила Варе. Попросить прощения.
- Подходит ли Лене пословица : «Те же слова, да не так молвить»?
Дети: Да.
- Оказывается, важно не только знать вежливые слова, но и уметь их говорить вежливо, чтобы не обидеть словом человека.
- Ребята, а случалось ли вам когда –нибудь обидеть словами своих самых близких людей, особенно маму?
Дети: Да.
- Из –за чего возникла ссора?
Дети: Мама не купила конфеты…
- Да, к сожалению, мы часто грубим, капризничаем, вредничаем и расстраиваем самого родного и любимого человека – маму.
- Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Обида».
Я маму свою обидел,
Теперь никогда –никогда
Из дома мы вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
Я тоже не помашу.
Она ничего не расскажет,
Я тоже не расскажу…
Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду,
Возьму я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу.
Я буду ходить по следу
В страшный –страшный мороз.
И через бурную реку
Буду я строить мост.
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой…
И вот будет вечер зимний,
И вот пройдет много лет,
И вот в самолет реактивный
Мама возьмет билет.
И в день моего рожденья
Тот самолет прилетит!
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит.
- В стихотворении нет конца, в нем не говорится о том, простила ли мама мальчика или нет.
- Как вы думаете, ребята, простила его мама?
- Дети: Да.
- Конечно же, простила. Недаром говорится: «Материнская ласка конца не знает», «Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает».
- Автор стихотворения не рассказывает нам, чем мальчик обидел свою маму, что он сделал, что сказал. Но ситуация очень понятная и знакомая.
- Вы, ребята, обижали когда – нибудь свою маму? Как?
Дети: Нет.
- Ребята, какие долгие мучения испытывает каждый человек из –за ссоры. И мальчик долго мучился, он даже из дома хотел уйти и много лет маму не видеть.
- Что надо было сразу сделать мальчику, чтобы этот конфликт не затянулся надолго?
Дети: Попросить прощения.
- Какие слова можно сказать маме, когда просишь прошения?
Дети: Мамочка, любимая, родная, прости, извини, не обижайся, не расстраивайся… И, конечно же, пообещать исправиться.
Воспитатель: - Помните, ребята, когда общаетесь со своими друзьями, знакомыми, родными, что: Доброе слово лечит, а худое калечит.
Ласковое слово, что солнышко.
От худого слова навек ссора.
Слово – не стрела, а пуще стрелы ранит.