Валентина Королева
«Доброе слово». НОД с детьми второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 99 «Почемучка» Управления образования Администрации города Вологды Вологодской области Королёва Валентина Борисовна
Методист Истоковедения Абрамова Ольга Сергеевна
НОД проводится совместно с родителями на основе книги 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» (часть вторая)
Тема осваиваемой социокультурной категории (в соответствии с содержанием курса пропедевтики «Истоки»): СЛОВО
Публикация «„Доброе слово“, НОД с детьми второй младшей группы по программе „Социокультурные истоки“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Тема НОД (с указанием ведущей образовательной области): «Доброе слово», социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие + познавательное развитие + речевое развитие + художественно-эстетическое развитие
Цели:
- первоначальное прочувствованное восприятие социокультурной категории СЛОВО;
- развитие у детей способности слышать СЛОВО, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему своё доброе отношение;
- развитие доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости.
Задачи.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- обучение детей выполнению правил поведения в ресурсном круге;
- мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие коммуникативно-речевых умений и навыков детей;
- развитие самооценки у детей;
- создание условий для развития у детей мотивации использовать в общении с родными и близкими людьми, сверстниками группы добрых слов и выражений;
-развитие умения проявлять доброе отношение к близким детям.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание добрых чувств и отношений через общение с близкими людьми.
Виды деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная, музыкально-художественная.
Формы организации: подгрупповая, 10-12 человек (совместная деятельность взрослого и детей) и индивидуальная (самостоятельная деятельность детей).
Формы реализации детских видов деятельности: Разговор в круге. Коллективный пересказ рассказа. Самостоятельная художественная речевая деятельность (чтение стихотворных текстов наизусть). Ситуативный разговор. Рассматривание иллюстраций. Создание игровой ситуации. Сюжетно-дидактическая игра. Пение. Музыкально-ритмические движения. Разговор в ресурсном круге. Художественно-творческая деятельность родителей по оформлению страницы Альбома.
Материал к НОД:
иллюстрации с изображением детей в процессе общения;
первая книга для развития детей 3 – 4 лет «Доброе слово», часть вторая, под общей редакцией И. А. Кузьмина;
нарядная кукла;
Предварительная работа:
чтение литературно-художественных текстов по теме «Доброе слово» из одноимённой книги для развития;
разучивание и обыгрывание русской народной песни «Кто у нас хороший?»;
заучивание стихотворных текстов с добрыми словами и выражениями, песни «К нам гости пришли» (муз. Александрова);
подбор пословиц и поговорок по теме;
изготовление солнечных лучиков с пословицами о добре;
работа с родителями: выполнение очередной страницы Альбома «Доброе слово», внесение в информационный экран «Социокультурные истоки» методических рекомендаций по заявленной теме;
дидактическая игра «Скажи ласково», игровое упражнение «С добрым утром».
Место проведения: зал игрового центра дошкольного учреждения.
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Первая часть (вступительная). Присоединительный этап.
Организационный момент
Присоединение к теме
(Дети стоят полукругом)
Воспитатель:
-Добрый вечер, уважаемые родители и дорогие наши дети! Как я рада видеть ваши светлые глаза и радостные лица, слышать ваши весёлые голоса, чувствовать доброту и трепет ваших сердец.
Какие вы все сегодня красивые, нарядные! Давайте, улыбнёмся друг другу, и на душе у нас станет ещё веселее. А теперь возьмёмся все за руки и передадим друг другу тепло наших сердец.
Сегодня мы с вами поговорим о добром слове и о его значении в нашей жизни. Словом мы прикасаемся к сердцу каждого человека. Доброе слово может вылечить другого человека, оно может быть для нас нежным благоухающим цветком, живой водой. Не зря говорят: «Доброе слово, что весенний денёк!» Когда мы слышим добрые слова, на душе у нас становится радостно, а на лице расцветает улыбка.
Мы все живём среди людей. И каждое наше слово отражается на окружающих людях. Об этом надо помнить. Часто люди стесняются говорить друг другу добрые, хорошие слова. А ведь доброе слово как лекарство на душу человека.
Добрых слов в нашем русском языке очень и очень много. «С добрым словом на капельку солнца прибавилось в мире, с добрым словом на капельку радостней сделалась жизнь!»
(Предложить детям сесть в круг для общения).
Разговор в круге
1 вариант
Педагог предлагает вспомнить русскую народную сказку «Теремок» из книги «Доброе слово» и ответить на вопросы:
- Какие зверушки поселились в теремке?
- Какими словами они приглашали друг друга жить в теремке? («Идите к нам жить!»)
- Как жилось им в теремке? («Вот они все в теремке дружно живут, песни поют».)
-Что случилось с теремком?
-Какой новый теремок выстроили звери? («Лучше прежнего выстроили!»)
-Дружно ли звери строили новый теремок?
Воспитатель:
Да, только дружба, доброе слово и доброе отношение друг к другу помогли героям сказки выстроить новый теремок «лучше прежнего».
Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть и поиграть в хороводную игру «Кто у нас хороший?»
2 вариант
Дети стоят полукругом около иллюстраций.
Воспитатель:
-Дети, к нам в группу пришла кукла Катя. Она хочет жить вместе с нами.
Дети здороваются с куклой Катей, а кукла Катя - с детьми:
- Здравствуй, Лера! Добрый день Юрочка! Я рада встрече с тобой Сонечка!
Воспитатель:
-Дети! Кукла Катя пришла к нам в гости. Какие добрые слова вы скажете Кате? (Дети предлагают поиграть с Катей, напоить её чаем, рассказать сказку, познакомить с игрушками, обращают внимание на красивое платье и т. д.)
Воспитатель:
- Кукла Катя, садись, послушай, какие добрые слова знают наши дети.
Воспитатель обращает внимание на иллюстрации, изображающие добрые дела детей.
Воспитатель:
-Дети, посмотрите внимательно на эту картину. Девочка Любаша идёт в садик и прощается со своей куклой, которая остаётся дома. Как вы думаете, какие добрые слова сказала Любочка своей кукле? (Ответы детей).
-А на этой картине дети играют, один мальчик упал. Как вы думаете, что сказала девочка мальчику? (Ответы детей).
Воспитатель напоминает детям о том, что они вместе с родителями разучивали короткие стихи и потешки с добрыми словами и предлагает прочитать их по желанию.
Чтение стихов детьми наизусть.
Воспитатель. :
- Дорогие дети, я предлагаю вам сесть в круг и продолжить наш разговор о добрых словах.
2. Вторая часть НОД (совместная деятельность).
Ресурсный круг «Доброе Слово»
Этапы работы:
1. Подготовительный этап.
Воспитатель:
- У каждого из нас день начинается утром. Нам всем очень важно, чтобы с самого утра в семье звучали добрые слова. Дети, давайте вспомним, какие добрые слова вам говорят родители, когда вы просыпаетесь (Ответы детей).
Воспитатель:
-Доброе утро всем, кто проснулся!
Доброе утро всем, кто улыбнулся!
Глазки откройте и посмотрите:
Мы вас всех любим, и вы нас любите,
Доброе утро светлому солнцу!
Доброе утро свету в оконце!
Доброе утро певчим скворцам,
Милам травинкам и деревцам,
Будем все нежны! Будем все дружны!
- А часто ли мы говорим добрые слова? Хорошие слова, слова любви и благодарности, слова сочувствия и признательности? Для хороших слов всегда найдется повод. Добрый человек для каждого найдет слово привета, слово одобрения, слово восхищения.
- Дети, давайте вспомним рассказ «Про Машу и её маму» из книги «Доброе слово».
Вопросы к детям:
- Какие добрые слова говорила мама своей дочке?
- Что отвечала ей Маша?
Присоединение к теме ресурсного круга.
Воспитатель задаёт вопросы к детям:
- Кто сегодня за вами придёт в детский сад?
- Вы ждёте своих маму, папу, бабушку или дедушку?
- Вы будете рады встрече с ними?
2. Основной этап.
Дети отвечают на вопрос: «Какие добрые слова вы скажете маме, папе, бабушке или дедушке при встрече?
Первым говорит ребёнок, сидящий слева от воспитателя, он передаёт слово далее по кругу.
Воспитатель подводит итог разговора: «Сколько добрых, ласковых, красивых слов вы произнесли сейчас. Я уверена, что ваши мамы, папы, бабушки и дедушки очень обрадуются, когда услышит их от вас».
3. Третья часть НОД. Заключительный этап ресурсного круга. Рефлексия.
- Дети, кому захотелось сказать добрые слова своим родным?
Воспитатель:
- Дети, давайте порадуем наших гостей, исполним для них песню «К нам гости пришли» и подарим им добрые слова.
Исполнение песни «К нам гости пришли» детьми.
Воспитатель:
- Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите «Добрый день»,
И следуйте хорошему примеру:
Продляйте добрым словом
Жизнь людей! (В. Боков)
- Спасибо всем детям и всем родителям за добросердечное общение.
Много мы сегодня говорили о том, каким должен быть человек по отношению ко всему живому на Земле. Поскольку Солнце – это символ доброты, и оно у нас одно во всём мире, а солнечных лучиков у него очень много, хватает на всех нас. На память о нашей встрече я хочу вручить вам тёплые солнечные лучи с пословицами о доброте.
Уважаемые родители, прочитайте их вашим детям и поразмышляйте вместе с ними ещё раз о смысле пословиц.
Воспитатель предлагает родителям дома оформить страницу Альбома «Доброе слово» в одноимённой книге для развития и принести в дошкольное учреждение на выставку.
Творческое задание детям и родителям. Самостоятельный поиск дополнительной информации по теме «Доброе слово».
Родителям: рассказать своим детям, как доброе слово действует на окружающих людей, домашних животных; можно поделиться этими мыслями на сайте группы.
Детям: рассказать сверстникам о настроении папы и мамы, бабушки и дедушки после того, как они услышали добрые слова от своих детей.