Марина Зарубина
Занятие по ФЭМП в подготовительной группе (знакомим детей с приемами измерения жидких тел)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: познакомить детей с приемами измерения жидких тел. Подвести к пониманию обратной зависимости результата измерения от выбранной меры. Учить детей ориентироваться на листе бумаги. Закреплять знания о геометрических фигурах. Развивать логическое мышление.
Наглядный материал:
1) демонстрационный материал: графин, кувшин, 1 литровая банка, банка 0,5 литра, стаканы, карточка с геометрическими фигурами для зрительного диктанта, лист с отверстиями геометрических фигур.
Публикация «Занятие по ФЭМП в подготовительной группе (знакомим детей с приемами измерения жидких тел)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
2) раздаточный материал: карточки на которых нарисованы два кувшина, листы бумаги, карандаши, счетные палочки.
Ход занятия.
1 часть. Работа на демонстрационном материале.
Ставим на стол графин, кувшин, 8 стаканов. - Сегодня мы будем измерять воду. Как вы думаете, где ее больше в кувшине или в графине. А как это проверить? Нужно измерить объем воды в графине и в кувшине, и результаты измерения сравнить. - Чем можно измерить объем воды? Объем воды можно измерить стаканом, банкой, чашкой и т. д. Мы будем измерять стаканами. Предлагаю детям определить, сколько стаканов воды в графине, и показываю, как надо мерить воду, наливая ее из графина в стаканы, стоящие на столе, поясняя, что наполнять их надо не до самого края, а до определенного уровня, иначе воду можно расплескать. Все стаканы должны быть наполнены одинаково. После этого спрашиваю:
- Сколько воды было в графине? (4 стакана)
- А как узнать сколько воды в кувшине?
- Чем мы будем измерять?
Предлагаю кому-нибудь из детей определить сколько воды в кувшине с помощью стаканов. Затем спрашиваю детей :
- Как надо наполнять стаканы и почему?
- Сколько воды было в кувшине?
- Где больше воды в графине или в кувшине?
- Не измеряя, можно ли сказать, где больше воды? Почему нельзя?
Ставим на стол банку 1 литр с под крашенной водой и спрашиваем:
- Как узнать сколько воды в этой банке? Чем можно измерить объем воды?
Предложить детям измерить воду стаканами, а остальным откладывать треугольники на верхней полоске карточки, чтобы не забыть сколько стаканов воды отмерено. Спросить у детей как нужно наполнять стакан, чтобы измерение было правильным. После того, как ребенок измерит объем воды спрашиваем у него
- Чем мы измеряли? Сколько треугольников вы отложили? Что они обозначают?
Затем меняю мерку и говорю, что теперь вместо стакана меркой будет служить банка 0,5 литра.
- Как вы думаете, при измерении этой банкой число получится больше или меньше?
Предлагаю одному ребенку измерить объем подкрашенной воды, а остальным выкладывать треугольники на второй полоске карточки. В заключении задаем следующие вопросы:
- Что же мы измерили?
- чем мы измеряли?
- Сколько треугольников выложили на верхней полосе, сколько на нижней? (4 на верхней и 2 на нижней)
- Что они обозначают?
- на какой полоске оказалось больше треугольников?
- Чем можно измерять объем воды?
2 часть. Работа на раздаточном материале.
Дидактическая игра "Два кувшина"
Перед детьми выкладываем две картинки с кувшинами, один с одной ручкой, другой с двумя. В кувшин с одной ручкой вошло 7 стаканов воды, а в кувшин с двумя ручками 8 таких же стаканов. Надо раскрасить красным карандашом тот кувшин, объем которого больше. Как вы думаете объем какого кувшина больше и почему? Подводим детей к выводу, что у кувшина с двумя ручками объем больше 8>7 и 7<8. Этот кувшин и надо раскрасить.
3 часть. Зрительный диктант.
Прикрепляем на доску карточку с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг и овал расположенные в разных концах карточки: треугольник влевом верхнем углу квадрат вправом верхнем углу, прямоугольник в левом нижнем, круг в правом нижнем, овал посередине).
Посмотрите внимательно на эту карточку. В каком углу расположен зеленый треугольник?
Синий прямоугольник? Как называется угол в котором расположен желтый квадрат? Где расположен красный круг? Где находится фиолетовый овал? А теперь еще раз внимательно посмотрите на карточку. Сейчас я ее уберу, а вы возьмете карандаши и расположите геометрические фигуры также на своих листах бумаги соблюдая цвет. Проверить работы детей.
4 часть. Работа на раздаточном материале.
Задания со счетными палочками.
1) отсчитайте шесть палочек и сложите домик. Переложить две палочки так, чтобы получился флажок.
2) Отсчитайте десять палочек и сложите три квадрата с двумя общими сторонами. Подумайте и переложить палочки так, чтобы получился ключик.
3) Из пяти палочек сложите два равных треугольника с одной общей стороной.
4) Отсчитайте четыре палочки и сложите квадрат. Подумайте какую палочку нужно переложить чтобы получился стульчик.
5 часть. Дидактическая игра "Почини одеяло"
С помощью геометрических фигур надо закрыть пустые отверстия игра строится ввиде рассказа.
- Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса Барабаса, а крыса шушара в это время погрызла в одеяле дыры. Сосчитайте сколько дыр стало в одеяле. А теперь возьмите фигуры подходящие по форме к отверстиям и закройте их.
Подвести итог, спросить детей, что нового они узнали на занятии. Насколько оно было интересным и познавательным, что запомнилось больше всего, как они оценивают свои действия и действия товарищей.