татьяна шайхлисламова
Занятие по ФЭМП с элементами экспериментирования и ИКТ «Путешествие по сказке «Гуси-Лебеди» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
-умение соотносить число с количеством в пределах 5; формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета : сравнивать две группы предметов используя счет в пределах 5, умение составлять равенство и обозначать словами «поровну, одинаково»; упражнять в порядковом и количественном счете в пределах 5; правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать вопросы «Сколько?», «Который по счету?»; совершенствовать умение сравнивать предмета по величине (по высоте); закреплять представления о геометрических фигурах; расширять представления о частях суток; учить выкладывать цепочку фигур по схеме.
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- «Гуси лебеди», сказка
- «Гуси-Лебеди». Конспекты занятии по математике, ФЭМП
- Темочки
Развивающие:
-развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, умения определять положение предметов от себя;
-развивать у детей свободное общение и все компоненты устной речи в различных видах детской деятельности;
- умение активно взаимодействовать с педагогом и сверстниками;
-развивать двигательную активность детей, укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- развивать внимание, память, познавательную активность, логическое мышление.
Воспитательные:
-Воспитывать желание помогать попавшим в беду, совершать добрые дела; дружеские взаимоотношения между детьми; интерес к математике и желание работать в коллективе.
Материалы:
Колокольчик, мяч, макет печки, две емкости разные по форме, но одинаковые по объему, мерный стакан, кувшин с молоком, яблоки двух цветов, тарелочки для яблок, мольберт, цифры магнитные, три елочки разной высоты (на каждого, карточки с заданиями, фломастеры, блоки Дьенеша, схема «Бусы для мамы», мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.
Ход :
Вступление:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Мы готовы поиграть,
Игру можно начинать!
А играть мы будем с мячом. Я буду бросать мяч и задавать вопросы, а вы, чтобы ответить правильно, должны подумать
1. Сколько носов у трех котов? (3)
2. Сколько спинок у трех свинок? (3)
3. Бывает круг с углами?
4. Бывает у кошки два хвоста?
5. Бывает ночью звездное небо?
Стук, закрытая книга, на ней висит замок
Воспитатель: Надо открыть замок, посмотрите, здесь есть ключи, но замок один и ключ подойдет только один. Возьмите каждый по одному ключу. Нужно подобрать правильный ключ. Чей ключик откроет замок?
Игра «Подбери ключ к замку» - соотнесение предметов по двум признакам форма и цвет
В шкатулке книга со сказками
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в волшебный мир сказки, а вот в какую сказку мы попадем, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
У Аленушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
(Гуси – лебеди)
Воспитатель: Ребята, а что случилось в сказке?
Дети: Гуси – лебеди налетели, подхватили мальчика и унесли его на крыльях
Воспитатель:
Поможем Аленушке, ребята
Братца ей вернуть обратно?
Для этого нам нужно попасть в сказку. Вы согласны?
Замечательно, сегодня я буду волшебницей, и предлагаю вам отправиться в сказку прямо сейчас, а для этого нам надо встать в круг, закройте глаза, и тот, кого я коснусь рукой, тот же час окажется в сказке.
Вокруг вас я обойду в сказку сразу приведу,
Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.
Вот мы в сказке. А помните кто же помогал Аленушке в сказке «Гуси – лебеди»? но чтобы получить помощь нужно было выполнить задание. Придется нам сегодня тоже помочь Аленушке выполнить все задания, чтобы найти и спасти братца. Вы согласны?
Кого же первого встретила Аленушка? (Печку)
Воспитатель:
А вот и печка
Печка- голубушка, скажи–ка нам ты,
Куда Гуси улетели?
Куда Ваню унести посмели?
А печка нам приготовила свое задание, давайте прочитаем:
Я вам, дети, помогу
И дорогу укажу.
Но и вы мне помогите —
Пирожки мои замесите.
Посмотрите, в ведерке мука же приготовлена, нужно добавить молоко. Да вот только нужно налить побольше.
Воспитатель: Дети, посмотрите. Здесь есть стакан и кружка. Как вы считаете, в чем поместится больше молока? Как это проверить?
Дети: меркой
2. Определение цели.
Воспитатель: Как вы считаете, чем нужно сделать, чтобы это узнать?
3. Выдвижение гипотез.
Дети и воспитатель делают предположение: заполнить одной меркой стакан и кружку, и посчитать их количество
4. Проверка предположения.
Деть самостоятельно или под руководством воспитателя измеряют молоко и определяют количество условных мерок в стакане и кружке. Результаты отмечают на фланеграфе.
5. Если предположение подтвердилось: формулировка выводов (как вышло). Воспитатель вместе с детьми подводит итог: предположение подтвердилось.
Вывод: в стакане и кружке одинаковое количество мерок, значит они одинаковые.
Дети добавляют молоко и ставят тесто в печку.
Воспитатель: задание мы выполнили, куда же нам дальше идти? Физминутка
Сколько точек видишь в круге,
Столько раз поднимешь руки.
Сколько елочек зеленых,
Столько выполнишь наклонов.
Мы присядем столько раз,
Сколько яблочек у нас.
Столько ножкой ты притопнешь,
Сколько хлопну я в ладоши.
Вот и яблонька у нас на пути.
Яблонька – душенька,
Будь нам подруженькой,
Скажи, куда гуси полетели?
Куда Ваню унести посмели?
А яблонька нам тоже задание приготовила:
— Висят на мне яблочки красные на одной половине и желтые – на другой. Гнутся мои веточки в одну сторону. Помогите мне выпрямиться, сделайте так, что яблочек стало поровну.
Воспитатель: Давайте поможем яблоньке. Сделаем так, чтобы желтых и красных яблочек стало поровну. Чтобы мы это сделали быстро давайте разделимся на пары. У каждой пары есть две тарелочки. Посчитаем - сколько красных яблок на яблоне? Положите на тарелочку с красным кружочком столько же. Посчитаем - сколько желтых яблок. Положите на другую тарелочку столько же желтых яблок. Каких яблок больше? Как нам сделать, чтобы было поровну? (можно добавить одно желтое). Но на яблоньку мы не привесим яблочко. Как можно уравнять по другому? Убрать одно красное.
Один ребенок выполняет это действие на яблоньке.
Воспитатель:
Куда же нам, яблонька дальше идти.
Вы дорогу поищите.
К речке быстрой поспешим.
Встали елочки на пути.
Как только елочкам место вы найдите, так и дорогу увидите.
Нужно определить все ли елочки одинаковые по высоте. Самая высокая ёлка стоит на самом низком уровне, и все ёлки стоят как будто на одинаковой высоте.
–Если елочки по высоте расставим, то быстро к речке придем. Расставлять будем от самой низкой до самой высокой.
-Можно ли определить, какая ёлка выше? -Как надо поставить ёлки, чтобы найти из них самую высокую?
-Давайте, сравним ёлочки по высоте. – Покажите самую высокую, пониже, самую низкую.
Игра «Расставим елочки» - сравнение предметов по высоте.
Воспитатель:
Добежали мы до речки:
— Речка, речка, Помоги, скажи, куда гуси-лебеди полетели, куда Ваню унести посмели?
А речка нам тоже задание приготовила:
Я, конечно, помогу,
Путь-дорожку укажу,
Вы мне помогите
Через речку мостик соберите
Баба Яга и здесь успела навредить, мост сломала, а камушки раскидала.
Для того чтобы перебраться на другой берег, нужно камушки с цифрами соединить по порядку. И вместе мы переправимся на другой берег.
Дети соединяют цифры на карточках, на экране они появляются.
Воспитатель: Ребята, посмотрите одинаковые ли камушки, чем они отличаются, а сколько их, посчитаем.
Какой по счету камушек красный 3, желтый -4. Стали мы по камушкам прыгать и один в речке утонул. Какого по счету камушка не стало (первого)
Воспитатель: переправились через реку. А за речкой и лес дремучий виднеется. Что же там?
Избушка на курьих ножках! А возле домика Иванушка с Аленушкой, Баба Яга и гуси-лебеди.
-С какой стороны от избушки находится Баба Яга?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, справ от избушки.
-С какой стороны от избушки находится Иванушка?
Ответы детей.
Воспитатель: слева.
-Где находятся Гуси – лебеди?
Ответы детей.
Воспитатель: вверху, над избушкой.
Обрадовалась Аленушка, что нашла братца здорового и невредимого.
Воспитатель:
Но Баба Яга не хочет отпускать Иванушку, пока мы не поиграем с ней в игру «Бывает – не бывает». Слушайте внимательно и отвечайте дружно.
Завтракаем мы утром, а ужинаем (вечером)
Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)
Днем мы обедаем, а завтракаем (утром)
Солнце светит днем, а луна (ночью)
Ужинаем мы вечером, а обедаем (днем)
В садик мы идем утром, а из садика….(вечером)
Воспитатель: Ребята, молодцы! Поиграли с Бабой Ягой и помогли Аленушке вернуть братца Иванушку.
Воспитатель: А Аленушке и ее братцу Иванушке пора домой возвращаться, скоро матушка с батюшкой вернуться. Да кто же нам дорогу покажет. Давайте Бабу Ягу спросим.
«Дорогу найдете, если найдете и соедините все предметы похожие на круг»
Вот Аленушка с братцем домой вернулись. Но что Аленушка грустит, бусы она свои растеряла. Давайте ей их поможем собрать.
Задание выполняют индивидуально, Собери по образцу, с блоками Дьенеша.
Воспитатель: Сегодня вы были молодцы. Выполнили все задания и помогли Аленушке в трудной ситуации.
Сказка в гости приходила
Волшебство нам приносила
Все заданья сделали,
Мы умные и смелые.
Братца из беды спасли,
И Аленке помогли.
Теперь я точно знаю, что вы готовы прийти на помощь всем, кто попадет в беду. А что вам понравилось больше всего?
Что это музыка звучит, что - то мы еще в сказке забыли.
Появляются пирожки из печки – угощения для детей.
Ножкой топнем,
В ладошки хлопнем.
Покружимся, повернемся,
Дружно за руки возьмемся.
Закроем глазки, скажем: «Пока»
Ведь в садик нам возвращаться пора.