Любовь Левченко
Занятие по ФЭМП «Поможем Незнайке» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по ФЭМП
с детьми в средней группе на тему : «Поможем Незнайке»
Цель. Усвоение воспитанниками пройденного материала,
по формированию элементарных математических представлений.
Задачи:
порядковый счёт в пределах пяти (счёт на слух звуков, счёт предметов на ощупь);
Публикация «Занятие по ФЭМП „Поможем Незнайке“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
умение сравнивать две группы предметов по количеству, устанавливать равенство, неравенство предметов;
умения работать с раздаточным и демонстрационным материалом;
показать умение в различении геометрических фигур, умения находить их и называть;
находить признаки сходства и различия между геометрическими фигурами по трём признакам;
показать умения в сравнении двух предметов выделяя параметр длины, используя в речи слова «длиннее», «короче».
Демонстрационный материал: Набор игрушек (5 мишек, 5 белочек, 3 ореха). Набор геометрических фигур разных по величине и цвету. Бубен (молоточек, к нему набор цифр 1-5. Карточки с пуговицами1-5 штук.
Раздаточный материал: У каждого ребенка карточка с 2 свободными полосками и тарелочка с фигурами, в которой находятся 5 квадратов, 5 треугольников и 4 кружка. Лист бумаги с нарисованными домиками, две полоски бумаги разной длины и одинаковой ширины жёлтого и коричневого цвета. Карточки с геометрическими фигурами для нахождения лишнего предмета.
Ход занятия.
Игра «Сосчитай на слух» цель: учить детей воспроизводить количество звуков в пределах 1—3 без счета и называния числа, находить карточку, на которой столько же кружков, сколько раз ударил молоточек; продолжать упражнять в сравнении групп предметов, пользуясь приемом приложений, устанавливать равенство и неравенство групп, прикладывая к группам игрушек равное количество других игрушек.
Ход игры. Материал: молоточек для извлечения звуков, ширмочка, карточки, на которых нарисованы 1—5 игрушки, расположенные в ряд. У детей по 1 карточке, на которых нарисованы по 5 игрушек.
Предлагают задание: постучать, похлопать в ладоши, притопнуть ногой столько раз, сколько раз ударил молоточек.
Примечание. Звуки извлекаются за ширмочкой. Вначале педагог извлекает только 1 звук, а когда дети поймут смысл задания — от 1 до 5звуков. Педагог стучит ритмично, четко отделяя один звук от другого, сопровождает удары молоточка словами: «Один, еще один!»
Воспитатель первым вызывает ребенка, у которого хорошо развито чувство ритма. (Всего вызывает 4—5 ребят.) Затем дает следующее задание: показать карточку, на которой нарисовано столько' же игрушек, сколько раз ударил молоточек. Показывает, как надо при каждом звуке указывать на очередной предмет в ряду. Обращаясь к детям, говорит: «Внимательно слушайте! Как только ударит молоточек, поставьте пальчик на игрушку, вот так! Еще раз ударит молоточек, переставьте палец на следующую игрушку. У кого на карточке нарисовано столько игрушек, сколько раз ударил молоточек, тот поднимет свою карточку». Первый раз педагог стучит 1 раз. (Всего извлекает звуки 3— 4 раза.)
Игра «Сосчитай на ощупь» цель: упражнять детей в счёте предметов на ощупь. Воспитатель предлагает 2-3 детям сосчитать игрушки, находящиеся под салфеткой, советует им, считая игрушки, передвигать их влево. Далее дети считают, с завязанными глазами пуговицы, нашитые на каточки.
1-я часть. На нижнюю полочку подставки воспитатель ставит 4 мишек, а на верхнюю — 3 белочек. Дети считают игрушки. Воспитатель задает вопросы: «Сколько мишек? Сколько белочек? Кого больше (меньше) : мишек или белочек? Какое число больше: 4 или 3? Какое меньше: 3 или 4? Что надо сделать, чтобы мишек и белочек стало поровну?» Далее выясняют, что можно либо поставить еще 1 белочку, либо убрать 1 мишку. Решают добавить еще 1 белочку. «Сколько стало белочек? Как получилось 4 белочки? Сколько теперь белочек и мишек?» Дети говорят, что мишек и белочек теперь поровну: 4 белочки и 4 мишки. «Прибежал еще 1 мишка,— говорит воспитатель и помещает на нижнюю полочку еще 1 мишку. — Больше стало мишек или меньше? Сколько их стало?» Считает мишек: «1, 2, 3, 4,5. Всего 5 мишек»; выделяет интонацией, слово пять и делает обобщающий жест. Дети вместе с воспитателем еще раз считают мишек, Сравнивают количество мишек и белочек, числа 4 и 5. Затем воспитатель предлагает подумать: «Как сделать, чтобы белочек и мишек стало поровну?» Сначала добавляет 1 недостающую белочку, а затем ее убирает и, восстановив исходное положение, убирает 1 мишку. Каждый раз кто-то из детей или все дети вместе с педагогом пересчитывают игрушки и выясняют, как было получено то или иное число, каких игрушек больше (меньше, какое число больше (меньше).
Аналогичные упражнения проводят с другими игрушками (с белочками и орехами).
Физкультурная минутка. «Вышли мыши как-то раз».
2-я часть (работа с раздаточным материалом). Дети выбирают все треугольники и раскладывают их на верхней полоске, затем выбирают все квадраты и раскладывают на нижней полоске, считают фигуры и сравнивают их количество, далее убирают квадраты, а на их место по-мещают круги и т. д. Пальчиковая гимнастика «Девочки и мальчики сосчитаем пальчики» - (на левой руке).
Игра: "Четвертый лишний".
Цель - развитие мыслительных операций, речи.
Каждому ребенку дается карточка, на которой изображено несколько предметов, один из которых отличается по какому-либо признаку (цвет, размер, материал, форма и т. д.). Ребенок показывает всем свою карточку и рассказывает, какой предмет лишний и почему.
При этом могут рассматриваться случаи, когда лишний предмет выделяется по двум признакам, например:
— лишний квадрат (по форме) или большой круг (по размеру); — лишний красный круг (по форме) или синий квадрат (по цвету).
Пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5 будем пальчики считать»- (на правой руке).
Самостоятельная работа.
Дети садятся за столы. У каждого на столе маленькая игрушка, лист бу-маги с 4 домиками — красным, синим, желтым и зеленым, и 2 коричневые полоски бумаги разной длины -одна темнее, а другая светлее. Длина светло-коричневой полоски равна расстоянию между красным и синим домиками, а длина темно-коричневой полоски - расстоянию между желтым и зеленым домиками. Воспитатель предлагает детям задания:
- Какого цвета полоски (Коричневые.)
- Чем они отличаются (Одна темная, а другая светлая.) А еще чем? (Одна длиннее, а другая короче.)
- Какая из них длиннее — светлая или темная? (Дети накладывают по-лоски так, чтобы один конец их совпадал, и находят более длинную.)
- Положите длинную дорожку между красным и синим домиками, а короткую — между желтым и зеленым. Где дорожка длиннее - вверху или внизу? (Вверху.)
- Поставьте матрешку на верхнюю дорожку. Какого цвета домик справа от нее? (Синий.) А слева от нее? (Красный.)
То же задание повторяется для нижней дорожки. Детей следует побуж-дать к полным ответам.
Итог. Чем занимались на занятии? Что вам больше всего понравилось делать? Поощряет всех детей.