Анна Гальцова
Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Путешествие на остров»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Путешествие на остров».
Программное содержание: закреплять количественный счёт в пределах 8, знание геометрических фигур, умение определять пространственное отношение между предметами относительно себя, ориентироваться по карте. Упражнять в умении сравнивать предметы по длине (в пределах 8). Воспитывать чувство сочувствия, желание помогать попавшим в сложную ситуацию героям. Формировать умение работать в паре. Развивать умение декодировать информацию о свойствах логических блоков, пространственные представления через моделирование по схеме. Развивать внимание, мелкую моторику, зрительное восприятие.
Публикация «Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе „Путешествие на остров“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Ход:
Дети входят в группу.
Воспитатель:
Чтоб друг другу не мешать –
Нужно рядышком всем встать!
Ребята, со мной сегодня произошёл интересный случай! Хотите узнать, какой?
Дети: Да!
Воспитатель:
На окно к нам голубь сел,
Издалека, наверное, летел -
Видно было, что устал,
А в клюве свиток он держал!
Вот посмотрите, какой свиток принёс нам голубь. Как вы думаете, ребята, что это может быть?
Дети: Записка, письмо, карта…
Воспитатель: Ну что ж, не будем мы гадать –
Свиток будем открывать!
Воспитатель разворачивает свиток с изображённой на нём картой острова.
Воспитатель: Ребята, что это нарисовано на свитке?
Дети: Карта острова.
Воспитатель: Да тут ещё что-то написано! Вот послушайте:
«На нашем острове беда :
Грусть поселилась и тоска!
Друзья-обезьянки и Джамбо слонёнок
Хотят унылые, словно спросонок.
Если б, ребята, вы к нам прилетели,
То всем бы, наверное, помочь бы сумели!
Обезьянка Чичи».
Карта появляется на экране
В: Ребята, вы согласны помочь друзьям обезьянки Чичи и полететь на остров?
Дети: Да!
Воспитатель: А как вы думаете, на чём можно полететь нам на остров?
Дети: На самолёте, на вертолёте.
Воспитатель: А я предлагаю отправиться в путешествие на …. А на чём узнаете, отгадав загадку:
«С тёплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля,
Словно на картинке!»
Дети: Воздушный шар!
Воспитатель: Правильно! Посмотрите, на каких воздушных шарах мы отправимся в полёт!
Воспитатель обращает внимание детей на стулья с привязанными к ним воздушными шарами. На стульях лежат логические блоки Дьенеша (по 1 блоку на стуле). На мультимедийном экране – изображение летящего воздушного шара.
Воспитатель: Ребята, каждый из вас должен занять свое место в воздушном шаре, а какое, вы узнаете, найдя нужный блок по билету. На каждом билете обозначены: форма, цвет, толщина и размер.
Воспитатель раздаёт детям карточки с символами свойств блоков, дети находят нужный блок и занимают места в «воздушном шаре».
Воспитатель: А сейчас мы проверим, правильно ли вы заняли свои места. Проверьте, пожалуйста, друг у друга билеты и блоки. Все правильно заняли место?
Дети проверяют билеты и блоки, проговаривая свойства блока.
Воспитатель: Молодцы, все заняли свои воздушные шары. И для меня осталось место. Пора отправляться в полёт к далёкому острову!
Включается музыка. На мультимедийном экране появляются картины города Кургана, леса, гор, океана, острова (вид с воздуха). Воспитатель комментирует весь полёт.
Воспитатель: А вот и наш остров! Приземляемся! Ребята, посмотрите на карту, куда сначала нам нужно отправиться?
Дети: К обезьянке Чичи.
На экране слайд с говорящей обезьяной.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Чичи хочет нам что-то сказать:
«Ребята, что прилетели - спасибо вам,
Отправляемся к моим друзьям!»
Давайте посмотрим на карту – куда мы с вами сейчас отправимся?
Дети: К пальме!
Воспитатель приглашает детей подойти к столу с заданием.
На столе картинки с обезьяной и пальмой на каждого ребенка, палочки Кюизенерана каждого ребенка в общей корзинке.
Воспитатель: Ребята, Чичи говорит, что её друзья-обезьянки так устали из-за яркого и жаркого солнца. Никак они не могут залезть на пальмы за бананами, чтобы ими подкрепиться. Что делать, не знают. Ребята, мы можем помочь обезьянкам?
Дети: Да! Мы можем построить лестницы из палочек Кюизенера!
Воспитатель: Давайте сядем за столы, и каждый построит лесенку для обезьянки из палочек, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной.
Дети работают.
Воспитатель: Ксюша, сколько всего палочек ты использовала, сосчитай!
Ксюша: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,8 – всего восемь палочек.
Воспитатель: Полина, какая палочка самая короткая?
Полина: белая палочка самая короткая.
Воспитатель: Саша, какая палочка самая длинная?
Саша: Чёрная палочка самая длинная.
Воспитатель: Алина, какие палочки короче жёлтой палочки?
Алина: Короче жёлтой палочки красная, голубая, розовая и белая.
Воспитатель: Влад, какие палочки длиннее голубой?
Влад: Длиннее голубой палочки красная, жёлтая, фиолетовая, чёрная.
Воспитатель: Оля, какая палочка лежит слева от жёлтой?
Оля: Слева от жёлтой палочки лежит красная.
Воспитатель: Поля, какая палочка лежит справа от розовой?
Поля: Справа от розовой палочки лежит голубая.
Воспитатель: Молодцы, ребята построили обезьянкам лесенки прямо к бананам на пальмах. Пора отправляться дальше. Посмотрите на карту, куда теперь нам нужно идти?
Дети: К слонёнку Джамбо!
Воспитатель и дети подходят к следующему столу. На столе картинки со слонами (по 1 на пару детей, блоки Дьенеша.
Воспитатель: Ребята, Джамбо очень грустно и скучно, ведь на острове кроме него нет ни одного слона. Как же ему помочь?
Дети:… Можно выложить слонов из блоков Дьенеша.
Воспитатель: Тогда давайте сядем за столы и по схеме выложим слонов из блоков. Вам нужно договориться, кто будет выкладывать большого слона, а кто слоненка, вы будете работать в паре!
Дети работают, договорившись, кто будет выкладывать большого, а кто маленького слона.
Воспитатель: Посмотри, Джамбо, сколько у тебя сейчас появилось друзей слонов! Ребята, Джамбо говорит вам большое спасибо! А нам пора идти дальше. Давайте посмотрим на карту и скажем, где наша последняя остановка.
Дети: Надо найти корабль.
Воспитатель и дети подходят к столу, где лежат изображения кораблей с парусами(1 на пару детей).
Воспитатель: Ребята, Джамбо и обезьянки грустят от того, что не могут отправиться на соседний остров к своим друзьям. Давайте поможем животным и построим кораблики из блоков Дьенеша.
Дети работают в парах, подбирая блоки по определенным свойствам.
Воспитатель: Ребята, Джамбо и обезьянки вас благодарят, ведь сейчас они смогут отправиться к своим друзьям на соседний остров! А нам пора лететь обратно в детский сад. До свидания, Чичи, Джамбо! Занимаем свои места в воздушном шаре и взлетаем!
Дети садятся на стулья. На мультимедийном экране появляются картины (в обратном порядке) острова, океана,, гор, леса, города Кургана, воздушного шара. Во время полёта воспитатель уточняет у детей, где они были, кому и как помогли, что больше всего им понравилось во время занятия.
Воспитатель: Вот мы с вами и прилетели в наш родной детский сад. Мне было приятно и интересно с вами сегодня заниматься.