Папки-передвижки

Занятие по формированию произносительной стороны речи в подготовительной к школе группе «Звук [Л] и буква «Л»

Федотова Любовь Викторовна
Занятие по формированию произносительной стороны речи в подготовительной к школе группе «Звук [Л] и буква «Л»
▼ Скачать + Заказать документы

учитель – логопед: Федотова Любовь Викторовна

Цель: обучение основам грамоты детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

Формирование способности осуществлять сложные формы фонематического анализа: определять местоположение звука Л в слове (начало, середина, конец); последовательность и количество звуков в словах;

Публикация «Занятие по формированию произносительной стороны речи в подготовительной к школе группе „Звук [Л] и буква „Л“» размещена в разделах

• Знакомство с печатной буквой Л (без употребления алфавитного названия);

• Составление, чтение:

- сочетаний согласных с гласным в прямом слоге (ЛА);

- односложных слов по типу СГС (ЛАК);

- двухсложных трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов (ЛАПА);

• Обучение составлению графических схем слогов, слов.

Развивающие:

• Совершенствование фонематических представлений;

• Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляционных упражнений;

• Развитие навыка правильно строить простые предложения из двух – четырёх слов без предлогов и с предлогом;

Воспитательные:

• Воспитывать у детей самостоятельность и навыки самоконтроля за речью.

Оборудование: браслет «Приветствия»; мольберты; мешочек; жетоны с артикуляционной гимнастикой; двухсторонние медальоны (со сторонами красного и синего цвета, по количеству детей); подушки; цветные конверты с заданиями; картинка «Ласточка»; карточки с изображением точек; картинки – символы; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Л; схемы предложений; разрезная азбука (по количеству детей); цветные фишки; звуковые линейки; набор для составления схем; карандаши; игра «Типография».

Ход занятия:

Логопед: Ребята, проходите.

Дети входят в зал. Ритуал приветствия «Браслет»

Логопед: Друзья мои, как ваше настроение?

Все садятся в круг.

Логопед: Прежде, чем мы с вами начнём, предлагаю сделать гимнастику. Согласны?

Мы умеем удивляться. (Выполнение действий по тексту)

Мы умеем огорчаться.

Мы умеем сердиться.

Мы умеем веселиться.

Дети по очереди достают из мешочка жетоны с изображением упражнений для артикуляционной гимнастики для звука Л, выполняют её.

( например: лягушка, маляр, слоник, вкусное варенье, змейка, часики, гармошка, блинчик)

Логопед: Ребята, кто из вас может прочитать, что написано на мольберте?

группе есть читающие дети)

На мольберте написано - ЗАДАНИЯ -

Логопед: Чтобы это значило, есть идеи?

Логопед: Отлично. Как мы будем выполнять задания? Правильно, ли я вас поняла, что все задания, мы будем выполнять вместе, как одна дружная команда? Тогда, предлагаю надеть медальоны (у девочек - красные, у мальчиков – синие, они будут отличительным знаком нашей команды. Можно я буду капитаном команды? Спасибо, тогда у меня будет - зелёный медальон!

Речёвка «Мы команда хоть куда, нас удача ждёт всегда!»

Логопед: Сегодня мы познакомимся с одной птицей, а с какой, отгадайте загадку.

Чёрный костюм, белая рубашка.

Возвратилась из-за моря

Быстрокрылая пташка.

(Ласточка)

Логопед: Какой первый звук в слове Ласточка?

Логопед: Совершенно верно, сегодня, мы будем говорить с вами, о звуке Л. Вокруг себя посмотрите, конверты с заданиями найдите.

Логопед: Начнём выполнять задания с первого конверта.

Задание 1 «Звук Л, какой?»

Логопед: Произнесите звук Л, столько раз, сколько точек на карточке.

Логопед показывает карточки с точками, дети произносят звук Л.

Логопед: Посмотрите в зеркало и запомните, как работают губы и язык при правильном произнесении звука Л.

Губы улыбаются, старательно удерживают улыбку; кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочку за верхними зубами; боковые края языка опускаются (язык принимает форму седла); воздушная струя проходит по бокам языка; горлышко дрожит.

Логопед: Как вы думаете, каким символом можно обозначить звук Л?

(Самолё т гудит: Л – Л – Л.)

Логопед: Ребята, что такое звук? мы с вами уже знаем, что звуки бывают какие? (гласные и согласные) Гласные – это какие звуки? А согласные? Как вы думаете, звук Л, какой? Почему вы так думаете? Да, верно, звук Л – согласный звук. А он мягкий или твёрдый звук? Отлично, каким цветом принято обозначать согласные твёрдые звуки?

Логопед: Что ещё можно сказать о звуке Л, он какой? (звонкий). А какие ещё бывают звуки? (глухие). Как мы можем проверить, что звук Л – звонкий, а не глухой?

Дети дают характеристику звуку Л,

крепят соответствующие символы его обозначения на мольберт.

Логопед: Вы справились с первым заданием. Продолжим.

Задание 2 «Лови звук Л»

Логопед: Я буду называть вам слова, а вы, если услышите звук Л, хлопайте в ладоши, все остальные звуки «отталкивайте» от себя.

( примерный словарь: Лапа, вода, лук, кино, лак, лодка, сыр, лось, торт, кол, лава, гнездо, молоток, весна, лось,).

Логопед: Все легко справились, отлично! Продолжаем, какой конверт у нас следующий?

Задание 3 «Буква»

Логопед: Что такое буква? Совершенно верно, а какая буква соотносится со звуком Л? (Показ буквы Л).

Логопед: Букву Л из лыж мы сложим.

Палочку на снег положим.

А под палочку, пониже,

Мы на снег положим лыжи.

Одна лежит всё время прямо,

Другая клониться упрямо.

Логопед: Теперь, ребята не зевайте,

А букву Л - собирайте!

Дети из подручных материалов: мозаики, подушек, кубиков, шнурков, конструктора «Лего», счётных палочек, крышек, и т. д. выкладывают букву Л.

Логопед: Какие отличные буквы у вас получились!

Задание 4 «Слоги»

Дети произносят слоги. Поочерёдно делают звуковой анализ и синтез слогов. Составляют цветные схемы из фишек.

Логопед: Лопата и пила! дети (хором) - Ла – ла – ла -

ребёнок составляет слог ЛА,

Как красиво и тепло! дети (хором) - Ло – ло – ло-

ребёнок составляет слог ЛО,

Папа наточил пилу! дети (хором) - Лу – лу – лу –

ребёнок составляет слог ЛУ,

Мама вымыла полы! дети (хором) - Лы – лы – лы –

ребёнок составляет слог ЛЫ.

Логопед: Продолжаем, открываем конверты дальше.

Задание 5 «Звуковой анализ слов»

Все располагаются на ковре.

- Проговаривание названий картинок со звуком Л;

- Деление слов на слоги;

- Определение места звука Л в слове;

Например: у меня ЛУНА, в слове ЛУНА есть звук Л, он стоит в начале слова, в слове ЛУ - НА - 2 слога.

Логопед: ребята, а я не могу понять, что нарисовано на моей картинке, подскажите мне.

РЕБУС -

Логопед: Что за слово? Отгадали? В этом слове есть звук Л? Где он стоит?

Один ребёнок составляет на мольберте слово БУЛАВКА из букв, а остальные дети с помощью своих медальонов (стороны красного и синего цвета, делают звуковой анализ слова, выстраиваются в соответствии с цветовой схемой (СГСГССГ)

Логопед: Сделаем звуковой анализ слов.

Все располагаются за столами.

Пальчиковая гимнастика «Сколько птиц?»

Сколько птиц к кормушке нашей ритмично сжимают и разжимают кулаки

Прилетело? Мы покажем…

Две синицы, воробей, на каждое название птицы загибают по пальцу

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках, опять сжимают и разжимают кулаки

Всем хватило зёрнышек.

(Н. Нищева)

- Составление слов из разрезной азбуки.

- Звуковой анализ слов, запись графической схемы.

Логопед: Теперь предлагаю, вам отдохнуть.

Физ. минутка «Воробей»

Среди белых, голубей

Скачет шустрый воробей. Дети идут по кругу, изображая походку голубей. В центре один ребёнок, он скачет, как воробей.

Воробушек – пташка, Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом.

Серая рубашка. «Воробей пытается» вылететь из круга.

Откликайся поскорей,

Вылетай – ка, не робей! Дети, взявшись за руки, не пускают его.

Логопед: Вот у нас и остался последний конверт с заданием, открываем.

Задание 5 «Предложение со словом ЛАСТОЧКА»

Логопед: Ребята, что такое предложение? (предложение – это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу).

Логопед: Составьте предложение со словом ЛАСТОЧКА. Отлично. Маша, сколько слов в предложении? Кто составит схему?

Логопед: Замечательно, сколько предложений вы составили! А если соединить их все вместе и дополнить другими, что может получиться?

Логопед: Да, верно, получиться рассказ. Попробуем его составить с вами в группе?

Игра «Скажи иначе»

Ласточка весело заливается – щебечет, поёт.

Ласточка быстро летает над землёй – порхает, вьётся, кружит, проносится.

Ласточка вьёт гнездо – строит.

Логопед: Ребята, как можно отличить ласточку от других птиц? А с каким новым звуком вы сегодня познакомились? Напомните мне, звук Л, какой? Какая буква соотносится звуку Л? Как вы думаете, есть ли у твёрдого звука Л, младший брат?

(Ль - мягкий звук). Да верно, но о нём мы с вами подробно поговорим на следующем занятии…

Логопед: Приготовьте ваши медальоны и покажите, понравилось ли вам сегодня выполнять задания?

Если «да» было интересно и легко, дети показывают синюю сторону медальона, если «нет» было скучно и сложно, то показывают красную сторону медальона.

Логопед: Маша, какое задание тебе сегодня понравилось больше всего? Петя, а тебе? Что было сложно? Саша, какое задание тебе понравилось? А для чего вообще вы выполняли все эти задания?

(Получить подарок)

Логопед: Вы отлично справились со всеми заданиями, потому что работали вместе, дружно, как одна команда.

Речёвка «Мы команда хоть куда, нас удача ждёт всегда!»

Логопед: Я вами всеми очень горжусь и хочу подарить вам подарок.

Логопед отдаёт детям контейнер с игрой «Типография».

Дети открывают, рассматривают.

Логопед: Эту игру я сделала для вас. Она называется «Типография». У вас группе есть такая? Знаете, как в неё играть? Тогда идём в группу вместе разберёмся, кто со мной?

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звук [К’]. Утёнок Кеша»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звук [К’]. Утёнок Кеша» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [к’] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) по теме «Почта. Звук [Ч] и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Щ], буква Щ» Тема:Звук[Щ], и буква Щ. Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить с его графическим обозначением; Задачи: - Закрепить навыки различения и произношения.

Конспект ОД по обучению грамоте «Звук [Б] и буква Б» в подготовительной к школе группеКонспект ОД по обучению грамоте «Звук [Б] и буква Б» в подготовительной к школе группе Цель: Знакомство со звуком [Б] и буква Б. Задачи: - закрепить ранее изученные буквы; -закрепить знания детей о согласных буквах и звуках,.

Конспект ОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект ОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» .

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: - закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С'», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». - учить детей.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А»Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А» Цели: Формировать знания детей о звуке и букве А. Закрепить зрительный образ буквы. Совершенствовать умение выделение буквы А из начала,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по формированию произносительной стороны речи в подготовительной к школе группе «Звук [Л] и буква «Л»
Опубликовано: 4 февраля 2023 в 18:50
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по формированию произносительной стороны речи в подготовительной к школе группе «Звук [Л] и буква «Л»» (включая файлы) размещена пользователем Федотова Любовь Викторовна (УИ 538611) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД