Федотова Любовь Викторовна
Занятие по формированию произносительной стороны речи в подготовительной к школе группе «Звук [Л] и буква «Л»
▼ Скачать + Заказать документы
учитель – логопед: Федотова Любовь Викторовна
Цель: обучение основам грамоты детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
• Формирование способности осуществлять сложные формы фонематического анализа: определять местоположение звука Л в слове (начало, середина, конец); последовательность и количество звуков в словах;
Публикация «Занятие по формированию произносительной стороны речи в подготовительной к школе группе „Звук [Л] и буква „Л“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Знакомство с печатной буквой Л (без употребления алфавитного названия);
• Составление, чтение:
- сочетаний согласных с гласным в прямом слоге (ЛА);
- односложных слов по типу СГС (ЛАК);
- двухсложных трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов (ЛАПА);
• Обучение составлению графических схем слогов, слов.
Развивающие:
• Совершенствование фонематических представлений;
• Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляционных упражнений;
• Развитие навыка правильно строить простые предложения из двух – четырёх слов без предлогов и с предлогом;
Воспитательные:
• Воспитывать у детей самостоятельность и навыки самоконтроля за речью.
Оборудование: браслет «Приветствия»; мольберты; мешочек; жетоны с артикуляционной гимнастикой; двухсторонние медальоны (со сторонами красного и синего цвета, по количеству детей); подушки; цветные конверты с заданиями; картинка «Ласточка»; карточки с изображением точек; картинки – символы; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Л; схемы предложений; разрезная азбука (по количеству детей); цветные фишки; звуковые линейки; набор для составления схем; карандаши; игра «Типография».
Ход занятия:
Логопед: Ребята, проходите.
Дети входят в зал. Ритуал приветствия «Браслет»
Логопед: Друзья мои, как ваше настроение?
Все садятся в круг.
Логопед: Прежде, чем мы с вами начнём, предлагаю сделать гимнастику. Согласны?
Мы умеем удивляться. (Выполнение действий по тексту)
Мы умеем огорчаться.
Мы умеем сердиться.
Мы умеем веселиться.
Дети по очереди достают из мешочка жетоны с изображением упражнений для артикуляционной гимнастики для звука Л, выполняют её.
( например: лягушка, маляр, слоник, вкусное варенье, змейка, часики, гармошка, блинчик)
Логопед: Ребята, кто из вас может прочитать, что написано на мольберте?
(В группе есть читающие дети)
На мольберте написано - ЗАДАНИЯ -
Логопед: Чтобы это значило, есть идеи?
Логопед: Отлично. Как мы будем выполнять задания? Правильно, ли я вас поняла, что все задания, мы будем выполнять вместе, как одна дружная команда? Тогда, предлагаю надеть медальоны (у девочек - красные, у мальчиков – синие, они будут отличительным знаком нашей команды. Можно я буду капитаном команды? Спасибо, тогда у меня будет - зелёный медальон!
Речёвка «Мы команда хоть куда, нас удача ждёт всегда!»
Логопед: Сегодня мы познакомимся с одной птицей, а с какой, отгадайте загадку.
Чёрный костюм, белая рубашка.
Возвратилась из-за моря
Быстрокрылая пташка.
(Ласточка)
Логопед: Какой первый звук в слове Ласточка?
Логопед: Совершенно верно, сегодня, мы будем говорить с вами, о звуке Л. Вокруг себя посмотрите, конверты с заданиями найдите.
Логопед: Начнём выполнять задания с первого конверта.
Задание 1 «Звук Л, какой?»
Логопед: Произнесите звук Л, столько раз, сколько точек на карточке.
Логопед показывает карточки с точками, дети произносят звук Л.
Логопед: Посмотрите в зеркало и запомните, как работают губы и язык при правильном произнесении звука Л.
Губы улыбаются, старательно удерживают улыбку; кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочку за верхними зубами; боковые края языка опускаются (язык принимает форму седла); воздушная струя проходит по бокам языка; горлышко дрожит.
Логопед: Как вы думаете, каким символом можно обозначить звук Л?
(Самолё т гудит: Л – Л – Л.)
Логопед: Ребята, что такое звук? мы с вами уже знаем, что звуки бывают какие? (гласные и согласные) Гласные – это какие звуки? А согласные? Как вы думаете, звук Л, какой? Почему вы так думаете? Да, верно, звук Л – согласный звук. А он мягкий или твёрдый звук? Отлично, каким цветом принято обозначать согласные твёрдые звуки?
Логопед: Что ещё можно сказать о звуке Л, он какой? (звонкий). А какие ещё бывают звуки? (глухие). Как мы можем проверить, что звук Л – звонкий, а не глухой?
Дети дают характеристику звуку Л,
крепят соответствующие символы его обозначения на мольберт.
Логопед: Вы справились с первым заданием. Продолжим.
Задание 2 «Лови звук Л»
Логопед: Я буду называть вам слова, а вы, если услышите звук Л, хлопайте в ладоши, все остальные звуки «отталкивайте» от себя.
( примерный словарь: Лапа, вода, лук, кино, лак, лодка, сыр, лось, торт, кол, лава, гнездо, молоток, весна, лось,).
Логопед: Все легко справились, отлично! Продолжаем, какой конверт у нас следующий?
Задание 3 «Буква»
Логопед: Что такое буква? Совершенно верно, а какая буква соотносится со звуком Л? (Показ буквы Л).
Логопед: Букву Л из лыж мы сложим.
Палочку на снег положим.
А под палочку, пониже,
Мы на снег положим лыжи.
Одна лежит всё время прямо,
Другая клониться упрямо.
Логопед: Теперь, ребята не зевайте,
А букву Л - собирайте!
Дети из подручных материалов: мозаики, подушек, кубиков, шнурков, конструктора «Лего», счётных палочек, крышек, и т. д. выкладывают букву Л.
Логопед: Какие отличные буквы у вас получились!
Задание 4 «Слоги»
Дети произносят слоги. Поочерёдно делают звуковой анализ и синтез слогов. Составляют цветные схемы из фишек.
Логопед: Лопата и пила! дети (хором) - Ла – ла – ла -
ребёнок составляет слог ЛА,
Как красиво и тепло! дети (хором) - Ло – ло – ло-
ребёнок составляет слог ЛО,
Папа наточил пилу! дети (хором) - Лу – лу – лу –
ребёнок составляет слог ЛУ,
Мама вымыла полы! дети (хором) - Лы – лы – лы –
ребёнок составляет слог ЛЫ.
Логопед: Продолжаем, открываем конверты дальше.
Задание 5 «Звуковой анализ слов»
Все располагаются на ковре.
- Проговаривание названий картинок со звуком Л;
- Деление слов на слоги;
- Определение места звука Л в слове;
Например: у меня ЛУНА, в слове ЛУНА есть звук Л, он стоит в начале слова, в слове ЛУ - НА - 2 слога.
Логопед: ребята, а я не могу понять, что нарисовано на моей картинке, подскажите мне.
РЕБУС -
Логопед: Что за слово? Отгадали? В этом слове есть звук Л? Где он стоит?
Один ребёнок составляет на мольберте слово БУЛАВКА из букв, а остальные дети с помощью своих медальонов (стороны красного и синего цвета, делают звуковой анализ слова, выстраиваются в соответствии с цветовой схемой (СГСГССГ)
Логопед: Сделаем звуковой анализ слов.
Все располагаются за столами.
Пальчиковая гимнастика «Сколько птиц?»
Сколько птиц к кормушке нашей ритмично сжимают и разжимают кулаки
Прилетело? Мы покажем…
Две синицы, воробей, на каждое название птицы загибают по пальцу
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках, опять сжимают и разжимают кулаки
Всем хватило зёрнышек.
(Н. Нищева)
- Составление слов из разрезной азбуки.
- Звуковой анализ слов, запись графической схемы.
Логопед: Теперь предлагаю, вам отдохнуть.
Физ. минутка «Воробей»
Среди белых, голубей
Скачет шустрый воробей. Дети идут по кругу, изображая походку голубей. В центре один ребёнок, он скачет, как воробей.
Воробушек – пташка, Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом.
Серая рубашка. «Воробей пытается» вылететь из круга.
Откликайся поскорей,
Вылетай – ка, не робей! Дети, взявшись за руки, не пускают его.
Логопед: Вот у нас и остался последний конверт с заданием, открываем.
Задание 5 «Предложение со словом ЛАСТОЧКА»
Логопед: Ребята, что такое предложение? (предложение – это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу).
Логопед: Составьте предложение со словом ЛАСТОЧКА. Отлично. Маша, сколько слов в предложении? Кто составит схему?
Логопед: Замечательно, сколько предложений вы составили! А если соединить их все вместе и дополнить другими, что может получиться?
Логопед: Да, верно, получиться рассказ. Попробуем его составить с вами в группе?
Игра «Скажи иначе»
Ласточка весело заливается – щебечет, поёт.
Ласточка быстро летает над землёй – порхает, вьётся, кружит, проносится.
Ласточка вьёт гнездо – строит.
Логопед: Ребята, как можно отличить ласточку от других птиц? А с каким новым звуком вы сегодня познакомились? Напомните мне, звук Л, какой? Какая буква соотносится звуку Л? Как вы думаете, есть ли у твёрдого звука Л, младший брат?
(Ль - мягкий звук). Да верно, но о нём мы с вами подробно поговорим на следующем занятии…
Логопед: Приготовьте ваши медальоны и покажите, понравилось ли вам сегодня выполнять задания?
Если «да» было интересно и легко, дети показывают синюю сторону медальона, если «нет» было скучно и сложно, то показывают красную сторону медальона.
Логопед: Маша, какое задание тебе сегодня понравилось больше всего? Петя, а тебе? Что было сложно? Саша, какое задание тебе понравилось? А для чего вообще вы выполняли все эти задания?
(Получить подарок)
Логопед: Вы отлично справились со всеми заданиями, потому что работали вместе, дружно, как одна команда.
Речёвка «Мы команда хоть куда, нас удача ждёт всегда!»
Логопед: Я вами всеми очень горжусь и хочу подарить вам подарок.
Логопед отдаёт детям контейнер с игрой «Типография».
Дети открывают, рассматривают.
Логопед: Эту игру я сделала для вас. Она называется «Типография». У вас группе есть такая? Знаете, как в неё играть? Тогда идём в группу вместе разберёмся, кто со мной?