Наталья Тишина
Занятие по формированию математических представлений и экологическому воспитанию с детьми старшего возраста «Лесная школа»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по формированию математических представлений и экологическому воспитанию с детьми старшего возраста
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Совершенствовать навыки порядкового и количественного счета до 5 и обратно. Цифра 5;
2. Формировать умение делить число 5 на два меньших; знания о составе числа из двух меньших чисел;
3. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе; о съедобных и несъедобных грибах;
4. Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
Развивающие задачи:
Публикация «Занятие по формированию математических представлений и экологическому воспитанию с детьми старшего возраста „Лесная школа“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Продолжать развивать логическое мышление, сообразительность, воображение;
2. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
3. Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Воспитательные задачи :
1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
2. Воспитывать умение работать в коллективе;
3. Прививать интерес и любовь к природе.
Оборудование: «волшебная» дверь с кодовым замком, фигуры деревьев, грибов для оформления зала, фланелеграф;
Демонстрационный материал : разрезанная на части картинка об осени, цифры от 1до5, изображения ежей, грибов, волков на фланелеграф, изображение моста с геометрическими прорезями;
Раздаточный материал : по два круга, вырезанные из бумаги фигуры рукавиц, божьих коровок, волчат, «домик с божьими коровками» .
Ход занятия.
Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, поздороваемся с ними. (Дети входят в зал, здороваются с гостями.)
Заняться делом нам пора.
А чем мы будем заниматься,
Вы сможете и сами догадаться:
Когда к столу все подойдете,
Из карточек картинку соберете.
(Дети собирают общую картинку об осени.)
Молодцы, ребята, правильно собрали картину.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Почему вы так решили?
Что изменилось в природе с приходом осени?
Какие осенние месяцы вы знаете?
Какой месяц идет сейчас?
Сегодня я приглашаю вас на прогулку в осенний лес. Собираясь в дорогу, мы должны подумать о том: как правильно одеться на прогулку.
Какие предметы одежды нам понадобятся?
Для того чтобы не замерзли наши руки, мы наденем рукавицы. Пока я их собирала, они все перепутались. Даю вам по одной рукавице, а вы на столе найдите ей пару. (Спросить 2-3 детей с какой руки у них рукавичка. Дети находят на столе пару рукавичке.)
Самомассаж: Молодцы, ребята, рукавицы нашли, пора и одеваться на прогулку. (Дети имитируют одевание – штанишки, сапожки, куртка, шапка, рукавички – поглаживают себя.)
Вот мы и готовы, теперь можно отправляться в лес. Но мы не поговорили о самом главном, как надо вести себя в лесу? (Ответ)
В лесу не нужен шум и гам,
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать!
(Дети входят в лес, обратить внимание детей на осеннее дерево.)
Осенью все звери готовятся к зиме. Вот и семья ежей тоже делают заготовки. Вышли на полянку еж и ежиха (картинки ставятся на фланелеграф, смотрят, кто сколько грибов собрал.
Скажите ребята, сколько грибов собрала ежиха? А сколько еж?
Давайте сложим все грибы вместе и сосчитаем, сколько всего собрали ежи грибов.
Данила поставь, пожалуйста, цифру соответствующую числу 5.
Назовите грибы, которые собрали ежи? Как называется второй по счету гриб, первый гриб, пятый, четвертый, третий?
Что общего между грибами? (У каждого есть шляпка, ножка, все они растут в лесу.)
Как вы думаете, все ли здесь грибы съедобные?
А кто из вас знает, чем и для кого полезен мухомор?
В лесу грибов различных много.
Ты несъедобные не трогай!
В корзинку их не собирай.
Но и ногами не сбивай.
Они нужны лесным зверятам :
Лисичкам, ежикам, зайчатам… .
Молодцы, ребята, помогли ежам сосчитать грибы, пойдемте дальше. (Дети идут по узкой дорожке (канату).
Воспитатель - Спинку держим прямо, чтобы не упасть.
Дальше, дети, не пройти –
Тут болото впереди.
Может, нам подскажет кто-то,
Как пройти через болото?
Сама могу вам подсказать: нужно кочки посчитать.
(Перед детьми болото, на нем кочки с цифрами от 1 до 5 и от 5 до1, дети проходят парами по кочкам, называя цифры.)
Вот мы кочки перешли
И к мосточку подошли.
Когда мостик перейдем,
В лесную школу попадем.
Ребята, а мост-то сломан: не достает несколько деталей. А вот и детали для ремонта моста. Давайте возьмем по одной фигуре и отремонтируем мост.
Скажи …. какой формы у тебя деталь для ремонта? А у тебя? (Дети ремонтируют мост.)
Мост перешли, в лесную школу пришли. (Детей встречает белка, здоровается и приглашает на урок. Дети рассаживаются за столы.)
Белка – Прошу вас, ребята, помочь нашему волку. Вот под этой елкой живет волчье семейство: папа…волк, мама…волчица, дети…волчата. У волчицы родилось 5 волчат. В одной норе им было тесно, тогда папа-волк вырыл еще одну нору.
На ваших столах по два круга – это норы, и по пять фигур волчат. Расселите волчат по норам так как захотите. (Посмотрев и расспросив детей как они расселили волчат, белка благодарит их за работу.)
Белка – с заданием справились отлично, теперь пора и поиграть.
Физминутка: «Раз, два, три, четыре, пять».
По лесочку мы шагаем, Раз, два, три, четыре, пять –
Ноги выше поднимаем, Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять Раз, два, три, четыре, пять
Научились мы считать, Хлопаем руками.
Голову поднимем выше, Мы попрыгаем сейчас столько раз,
И легко, легко подышим. Сколько пальцев на руке у вас.
- Сколько раз мы подпрыгнем?
Есть еще одна задача для вас. Слушайте внимательно и скажите, сколько было зверей на уроке в лесной школе :
В школе лесной
Сидят на уроке:
Волк и волчица,
Рядом с лисой
За партой устроился заяц косой,
Белка с дерева слетела
И за парту тоже села.
Сколько всего было зверей?
Белка – поздняя осень, на улице холодно. Все звери, птицы, насекомые приготовились к зиме. Только божьи коровки не все спрятались от холода.
На столах у вас домики для божьих коровок, а вот здесь божьи коровки, которые не нашли себе еще квартиры.
Внимательно рассмотрите божьих коровок и решите, какая из них будет жить в вашем доме. (Дети раскладывают божьих коровок.) Поменяйтесь, пожалуйста, домиками и проверьте правильно ли поселили божьих коровок другие дети.
- Ребята, скажите, а где зимуют божьи коровки в природе?
Вот и мы сейчас оставим зимовать своих божьих коровок под листочком. (Накрыть листком домики божьих коровок.)
Вы устали пора вашим глазкам отдохнуть, мы сейчас сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз: «Совушка - сова».
Совушка – сова, большая голова,
На ветвях сидит, во все стороны глядит.
(Дети водят глазами в стороны и вверх-вниз, потом закрывают глаза – считать до 1 до5, широко открывают – счет от 5 до 1.)
(За каждое выполненное задание сова дает детям приз – лесные дары.)
Воспитатель – спасибо, вам белка, за учебу, но нам пора возвращаться в детский сад.
Белка –
За выполненное задание
Оценку ставлю пять.
Хочу вам на прощание
Дары осени отдать.
Они помогут вам в пути
В дверь волшебную пройти.
Я помогу вам быстро вернуться домой, если вы отгадаете код замка вот на этой двери. (Обратить внимание детей на дверь.) Слушайте внимательно код : если к 4 добавим 1, то получим число, которое будет кодом замка. Какое это число? (Ответ – 5.) На двери висит замок, подойди…. и нажми на эту цифру. (Ребенок подходит, нажимает, но дверь не открывается.)
Воспитатель : Ребята, может нам помогут вот эти дары осени от белки. (Раздать детям, они находят на двери контуры подарков.)
Прежде чем уйти давайте вспомним:
Итог –
Где мы сегодня с вами были?
Что интересного увидели в лесу?
Чем занимались в лесной школе?
Какое число чаще всего встречалось нам?
Дети выходят в дверь, за дверью стоит корзина с угощением.
Белка – это угощение от лесных жителей. (Дети благодарят, прощаются с белкой и уходят.)