Наталья Хохлюк
Занятие по формированию фонетической стороны речи для детей с ТНР старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство со звуком (Н)».
[i]Задачи:[/i][/i]
Познакомиться с артикуляционными и фонетическими особенностями звука (Н).
Познакомиться с понятиями «согласный звук», «звонкий согласный звук».
Дифференцировать понятия: «звук - буква», «звук-слово-слог», «гласный-согласный».
Упражняться в назывании слогов и слов со звуком (Н).
Упражняться в звуковом анализе слогов из 2-3 звуков.
Упражняться в составлении предложений с предлогом НА.
Учиться навыкам сотрудничества, инициативности, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Публикация «Занятие по формированию фонетической стороны речи для детей с ТНР старшего возраста» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование:
Домик согласных звуков; пособие «Какой это звук»; наглядная модель предлога НА; презентация.
Ход занятия. [/b]
1. Игра – приветствие (стоя в кругу).
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись, улыбкою своей
И она к тебе еще не раз вернется.
- Давайте улыбнёмся и поприветствуем друг друга: Привет! (помахать правой рукой).
[b]2. Повторение знаний о звуке (Э).[/b]
- С каким звуком мы познакомились с вами на прошлом занятии?
- Как правильно и красиво произнести звук (Э?
- Какой звук (Э? Почему?
- Назовите слова со звуком (Э).
3. Объявление темы занятия. - Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком. Я отвернусь и назову его, а вы внимательно слушайте.
4. Произнесение изолированного звука (Н). Выяснение артикуляции.
Произнесение звука (Н): хором, по одному. Прикладывание пальца к носу (Ощущение вибрации и выходящего из носа воздуха).
- Как правильно и красиво произнести звук (Н?
Рот приоткрыт. Кончик языка находится за нижними зубами. Спинка языка поднята к альвеолам. Воздух выходит из носа.
5. Выяснение характеристики звука (Н). Знакомство с понятиями «согласный звук», «звонкий согласный звук».
- Давайте попробуем спеть звук (Н).
- Произнесём звук (Н) длительно. Произнесём звук (Н) коротко.
- Когда мы произносим звук (Н, воздух идёт свободно из рта или встречает преграду?
- Мы можем назвать звук (Н) гласным?
- Звук (Н) – согласный.
- А ещё звук (Н) – звонкий (проверка вибрации «голосового моторчика»).
Работа с пособием «Какой это звук» (изображение наглядной модели: согласный звонкий звук)
6. Игра «Повторялки».
Вместе будем мы играть,
Будем слоги повторять.
- Повторяйте за мной слоги:
НА-АН-НА НЭ-НЭ-НА
НО-ОН-НО НУ-НО-НУ
НЭ-ЭН-НЭ НО-НА-НО
НЫ-НЫ- ЫН НУ-НУ-УН
ИН-ИН-НЫ
7. Игра «Назови слово».
Презентация с картинками на (Н). Каждая картинка на отдельном слайде.
На картинку посмотрите
И слово назовите.
- Называйте слово, выделяя звук (Н).
Нож, носки, ноты, Наташа, ножницы, ночь, ноги, носорог, ноутбук, насос.
8. Звуковой анализ слогов.
С использованием звуковых фишек красного и синего цвета.
НО, УНА, ИН
- Выложим фишками слог….
- Сколько звуков я назвала?
- Назовите 1-й (2, 3) звук.
9. Игры на ковре.
А). Динамическая пауза
Ходит важный носорог.
Слышен всюду топот ног.
Вертит он огромным рогом
И глядит на всех он строго.
Топнул раз одной ногой,
А теперь удар другой.
Тяжело шагает он.
Очень толст он и силён.
Б). Игра «Слово по секрету».
- Я назову слово «на ушко, по секрету» рядом стоящему ребёнку, а он другому. И так по кругу. Слово нужно произносить шёпотом, но чётко, чтобы ваш товарищ мог правильно передать слово дальше. Последний, замыкающий круг, ребёнок назовёт «секретное» слово громко.
НОТЫ НОГИ
10. Игра «Куда сел снегирь». (Знакомство с предлогом НА).
Летел снегирь,
Устал снегирь.
И отдохнуть решил.
- Расскажите, куда сел снегирь. (После первого примера показ наглядной модели предлога НА).
Предлог НА появляется, когда один предмет находится сверху другого предмета.
Снегирь сел НА крышу.
Снегирь сел НА скамейку.
Снегирь сел НА сугроб.
Снегирь сел НА кормушку.
Снегирь сел НА забор.
Снегирь сел НА тропинку.
Снегирь сел НА крыльцо.
Снегирь сел НА ступеньку.
Снегирь сел НА снеговика.
Снегирь сел НА горку.
11. Рефлексия.
Оценка детей своей деятельности.
Оценка педагога работы детей.