Наталья Хохлюк
Занятие по формированию фонетической стороны речи для детей с ТНР старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Повторение пройденных звуков и букв».
Задачи:
Закреплять понятия: звук, буква, гласный звук, согласный звук, твёрдый -мягкий, звонкий-глухой согласные звуки.
Упражняться в определении начальных звуков в словах.
Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, состоящих из 3-х звуков.
Учиться отвечать на вопросы полным ответом.
Закреплять написание пройденных букв.
Учиться читать слоги и слова из 3- х букв.
Учиться навыкам сотрудничества, инициативности, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование:
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- ТНР, заикание. Конспекты
- Темочки
Мяч; домики гласных и согласных звуков; магнитная доска; презентация; звуковые фишки для обозначения гласных и согласных звуков; полоски для составления схемы предложения.
Ход занятия.
1. Игра - приветствие. (Дети стоят в кругу).
- Давайте передадим друг другу частичку своего тепла и добра.
- Доброе утро, (Ренатик, Никитушка, Викуля…- имя в ласковой форме) – дети обнимаются «по цепочке».
2. Сюрпризный момент. Объявление темы.
Презентация.
- Сегодня к нам пришла знакомая для нас Фея Звуков. Она пришла, чтобы поиграть с нами и помочь вспомнить те звуки, с которыми вы уже познакомились.
3. Игра «Город звуков».
Презентация.
- В городе Звуков, где живёт Фея Звуков, все жители - звуки живут в разноцветных домах.
- Какие звуки живут в красных домах? (Гласные звуки).
- Что умеют делать гласные звуки?
- Назовите гласные звуки.
- Какие звуки живут в сине - зелёных домах? (Согласные звуки).
- Чем они отличаются от согласных звуков? (Они не умеют петь).
- Какие звуки живут в синей части дома?
- Назовите твёрдые согласные звуки.
- Какие звуки живут в зелёной части дома?
- Назовите мягкие согласные звуки.
- Почему на колпачках одних звуков есть колокольчики, а на колпачках других нет колокольчиков.
- Какие звуки живут на 1 этаже.
- Назовите согласные звонкие звуки.
- Какие звуки живут на 2 этаже?
- Назовите согласные глухие звуки.
4. Игра «Сигнальщики».
- 1 игра, в которую предлагает поиграть нам Фея Звуков – это игра «Сигнальщики». Будем поднимать карточки.
1 вариант: На гласные звуки – красную карточку, на согласные звуки – синюю карточку.
А, Т, У, К, И, О, Э, Х, А, Н
2 вариант: На твёрдые согласные – синюю карточку, на мягкие согласные – зелёную карточку.
ПЬ, Н, П, ТЬ, КЬ, К, ХЬ, Х, НЬ
5. Игра «Слова из ларца».
Презентация, наглядная модель «Определи, какой звук»
- В ларце Феи звуков спрятаны картинки. Из ларца будет появляться картинка.
- Назовите картинку, выделите первый звук в слове и назовите его. Расскажите о звуке, с которого начинается слово.
Утка, кепка, арбуз, туфли, облако, индюк, носки, эскимо, халва, пирамида
6. Игра на ковре. Динамическая пауза.
Мы сейчас пойдем направо - раз, два, три.
А потом пойдем налево - раз, два, три.
И руками громко хлопнем - раз, два, три.
И ногами дружно топнем - раз, два, три.
А сейчас мы повернемся - раз, два, три.
И друг другу улыбнемся - раз, два, три.
Никогда не заскучаем - раз, два, три.
Хоровод начнем сначала - раз, два, три.
7. Игра «Я сам».
(Упражнение в самостоятельном выкладывании звуковых схем слов).
- Фея звуков хочет посмотреть, как вы научились выкладывать слова звуковыми фишками.
КОТ, КИТ, НИТЬ
8. Игра «Читайка»
- Давайте почитаем слоги и слова, которые нам приготовила Фея.
АТ КА КАП
УП ТА КОТ
ЭК ПА ТОК
ИН НА КИТ
9. Буквенный диктант (в тетрадях в крупную клетку).
- И заключительное задание. Фея хочет посмотреть, как вы пишите буквы под диктовку.
А У И О Э Н П Т К
Фея благодарит детей и возвращается в свой город Звуков.
Оценка детей своей деятельности.
Оценка педагога работы детей.