Гульсина Рахматуллина
Занятие по формированию финансовой грамотности для детей дошкольного возраста 6-го года жизни «Путешествие в страну Финансов»
Цель: содействовать привитию детям дошкольного возраста основ бережливости и экономии, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
• Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях;
Публикация «Занятие по формированию финансовой грамотности для детей дошкольного возраста 6-го года жизни „Путешествие в страну Финансов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
• Закреплять значения слов, деньги, монета (разных номиналов, банкнота, жизненно-необходимые потребности, услуги и товары, семейный бюджет.
• Развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
• Воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.
• Воспитывать дружелюбие, умение действовать сообща.
Материал и оборудование: буквы Д, Р, У, Ж, Б, А, коробка-посылка, письмо, монеты, кошелёк с деньгами (монеты, банкноты, банковские карты, мяч, мольберт 2 шт., плакат с потребностями человека, фломастер, ребус со словом ТОВАР, картинки с изображением товаров и услуг, презентация с пословицами, карточки с кружочками и карандаши.
Ход образовательной деятельности: Дети встают в круг.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами гости. Давайте мы их поприветствуем. Здравствуйте, дорогие гости!
Воспитатель: Ребята, когда я сегодня пришла на работу и зашла в группу я увидела, вот эту коробку. Как вы думаете, что это за коробка? (почтовая посылка).
Воспитатель: Правильно. Давайте посмотрим, что же внутри. Здесь лежит записка. Сейчас мы её прочтём.
«Дорогие ребята! Пишет вам Король страны Финансов. Я знаю, что вы умные, смышлёные ребята и скоро пойдёте в школу. Я приглашаю вас в свою страну финансовых грамот, чтобы разгадать слово. Оно означает что-то очень ценное, которое не купишь ни за какие деньги. Предупреждаю, что это слово отгадать не просто, нужно выполнить 6 заданий. Я положил вам подсказку, что бы вы легко могли ориентироваться в моей стране. За каждое выполненное задание, на оборотной стороне монеты, вы найдёте нужную букву. Удачи!»
Воспитатель: Ну что ребята, справимся, как вы считаете? (да)
Воспитатель: Хорошо. Давайте закроем глаза и произнесём волшебные слова, которые написаны в письме: «Глаза закрой, три раза покружись, в стране Финансов окажись».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как здесь красиво, кругом золотые монеты. Давайте мы свами посмотрим на подсказку. На ней изображены цифры. Как вы думаете, что означают эти цифры? (Задания). Правильно. На против каждого задания монета. Какая монета изображена рядом с заданием 1? (монета достоинством в 1 рубль). Ребята, нам нужно найти такую же монету, там и будет наше с вами задание. Посмотрите вокруг себя.
Дети ищут монету номиналом 1 рубль.
Воспитатель: Ребята, смотрите здесь для нас коробочка, но прежде чем мы её откроем, нам нужно отгадать загадку:
«Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!» (деньги)
Воспитатель: Правильно. Ребята, скажите, а что такое деньги? (это банкноты и монеты; это вещь, от которой мы получаем пользу; это то, что принимается в оплату за услуги и товары). Правильно, ребята, деньги - это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. Какие бывают деньги? (наличные и безналичные)
Воспитатель: Ребята, задание такое нужно передавать мяч по кругу и отвечать на вопрос для чего нужны деньги?
• деньги нужны для покупки продуктов питания;
• деньги нужны для оплаты коммунальных услуг;
• деньги нужны для оплаты развлечений;
• деньги нужны для покупки одежды;
• деньги нужны для оплаты проезда в транспорте;
• деньги нужны для покупки подарков;
• деньги нужны оплаты услуг (на лечение, на благотворительность)
Воспитатель: Молодцы ребята. С этим заданием мы справились. Аким переверни монету и скажи, пожалуйста, какая изображена буква? (буква «Д») Правильно, прикрепи её на доску. Отправляемся за второй буквой. Следующее задание номер 2. Какую монету нам нужно найти? (2 рубля)
Воспитатель: Посмотрите, где же нам найти монету достоинством в 2 рубля? Молодцы, вы нашли. Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6, разные по содержанию: мама дает ребенку деньги; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой. Задания:
Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них сюжета и составить рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы справились с заданием. Герман, переверни монету, скажи, пожалуйста, что это за буква «Р». Правильно, прикрепи её на доску. Отправляемся за третьей буквой. Следующее задание-третье. Какую монету нам нужно найти. Правильно, нужно найти монету достоинством в 10 копеек.
Воспитатель: Чтобы приступить к следующему заданию, нужно сначала ответить на вопрос. Что такое потребности? ( это то что нужно человеку и без чего он не может обойтись: потребность в еде, в одежде, потребность в развлечениях, путешествиях и т. д.)
Воспитатель: Правильно. Потребности бывают разные. Потребности - то, что необходимо. А есть ещё желание. Что такое желание? (Желание- это когда очень сильно хочешь чего-то). Правильно. Желания - то, без чего иногда можно обойтись. А задание такое, нужно обвести те предметы, которые вы считаете жизненно-необходимыми. Задание выполняем по очереди, объясняем, почему вы считаете, что этот предмет жизненно-необходимым.
Артём, скажи пожалуйста, почему ты обвёл картинку дом? (человеку необходимо жильё, где живёт его семья, где он может укрыться от непогоды, где всегда тепло)
Воспитатель: Хорошо. Молодец.
Полина, почему ты обвела продукты? (человеку необходимо питаться каждый день, т. к. без еды человек может умереть)
Воспитатель: Хорошо. Правильно.
Ребята, а какие картинки вы не обвели? (планшет, велосипед, машинку, т. к. без этого человек может обойтись)
Воспитатель: Правильно, ребята. Эти предметы не являются жизненно-необходимыми. Молодцы, ребята. И с этим заданием мы справились. А вот и третья буква. Артём, скажи, пожалуйста, что это за буква «У». Правильно, прикрепи её на доску.
Отправляемся за следующей буквой. Ребята, где нам искать следующее задание. Давайте посмотрим подсказку (задание под номером 4, нам нужно найти монету номиналом 50 копеек). Ищем, ребята, монету номиналом 50 копеек.
Для того, чтобы выполнить следующее задание, нам нужно разгадать ребус.
Воспитатель: Какое слово у нас получилось? (товар)
Что называют товаром? (это продукт труда, сделанное для продажи)
Что называют услугой? (действие, приносящее пользу, помощь другому)
Правильно, ребята.
Воспитатель: На столе разложены картинки с изображением людей, которые выполняют различные действия. Вы берёте по одной картинке и прикрепляете к таблице «Товары», картинки на которых изображены люди, которые производят товар, а к таблице «Услуги» картинки, на которых изображены люди, которые оказывают услугу. Свой выбор объясняете.
Воспитатель: И с этим заданием мы справились. Молодцы! А вот и буква. Аня, скажи, пожалуйста, что это за буква «Ж». Правильно, прикрепи её на доску. Отправляемся за следующей буквой. Прежде чем перейти к следующему заданию, нам с вами нужно немного отдохнуть.
Физминутка: «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом. (руки в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка- одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить, (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевели большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька (спрятать большой палец в кулак, согнуть все пальцы)
Воспитатель: Ребята, где нам искать следующее задание. Давайте посмотрим подсказку (задание под номером 5, нам нужно найти монету номиналом 5 рублей). Ищем, ребята, монету номиналом 5 рублей.
Послушайте, какое задание нам приготовил король «Дорогие мои ребята, следующее задание будет таким. Предлагаю вам отправиться за покупками и купить то, на что у вас хватит денег».
Воспитатель: Какое интересное задание. Ребята, а вы любите ходить в за покупками? А где мы можем совершить покупки? (в магазине или в супермаркете)
А чем отличается магазин от супермаркета? (в супермаркете товары мы выбираем и берём сами, а в магазине нет; в супермаркете большой ассортимент товаров, а в магазине маленький)
(Задание на интерактивной доске). Предлагаю сначала пойти в отдел игрушек. На игрушку мы должны потратить 1 руб. Катя, скажи пожалуйста, что мы сможем купить на один рубль? (на один рубль мы сможем купить пирамидку).
А, если Саша захочет другую игрушку матрёшку? (не сможем купить, потому что не хватит денег). Правильно, предлагаю пройти в следующий отдел, молочный. Здесь мы должны потратить 2 рубля. Полина, что мы сможем купить на 2 руб.? (молоко и сыр)
Молодцы, ребята. А вот и пятая буква. Скажите, пожалуйста, что это за буква «Б». Правильно, Катя прикрепи её на доску. Отправляемся за следующей буквой.
Воспитатель: Ребята, смотрим подсказку (следующее задание, последнее задание под номером 6. Правильно. Какую монету нам нужно найти? (10 рублей). Правильно, ищем монету достоинством в 10 рублей.
Ребята, следующее задание нужно выполнять за столами. Присаживайтесь, пожалуйста. Прежде чем мы начнём выполнять следующее задание, ответьте, пожалуйста на вопрос. Что такое семейный бюджет? (это деньги, полученные в результате работы). Откуда в семье берутся деньги? (мама и папа ходят на работу, им платят зарплату; дедушка и бабушка получают пенсию, старшие брат и сестра учатся в институте и получают стипендию).
Воспитатель: Правильно. У нас с вами задание: составить схему семейного бюджета. Возьмите листочки, сейчас мы работаем с верхним рядом кружков-это у на первая семья.
Папина зарплата 3 рубля (закрашивают 3 кружка) зарплата мамы 2 рубля (закрашивают 2 кружка) и пенсия бабушки 1 рубль (закрашивают 1 кружок). Каков бюджет семьи? Напишите соответствующую цифру в квадрате (6).
Теперь поработаем со вторым рядом.
Папина зарплата 3 рубля и мамина 2 рубля. (5)
В какой семье бюджет больше и почему? (в первой, потому что бюджет первой семьи состоит из зарплаты мамы, папы и пенсии бабушки три дохода, а во второй семье только два дохода).
Воспитатель: А что такое расход? (это деньги, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей).
Воспитатель: Правильно. Ребята, а что мы можем с вами сделать, чтобы расходов было меньше? (Чтобы сэкономить семейный бюджет, не нужно лить зря воду; уходя, выключать свет; нужно беречь здоровье, чтобы не покупать лекарства, нужно бережно относится к своим вещам; не просить у родителей бесполезные игрушки).
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с последним заданием мы справились. Вадим, переверни монету и скажи, какая буква изображена? (буква «А»). Ребята, что за волшебное слово мы с вами разгадали? «ДРУЖБА». И правда, дружбу за деньги не купишь. Вы согласны?
А сейчас, нам пора возвращаться в группу. Давайте закроем глаза и произнесё м слова: «Глаза закрой, три раза покружись, в группе «Рябинка» очутись».
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, в какой стране мы с вами побывали? Какие задания вызвали у вас затруднения? Какие задания для вас были самыми интересными? Что вам понравилось больше всего?
Ребята, это ещё не всё. Король финансов для нас положил ещё и сюрприз, я подумала, будет правильно, если я их раздам после выполнения заданий (шоколадные монеты). Вы большие молодцы. Со всеми заданиями справились. Мне очень понравилось, как вы работали и отвечали на вопросы. Спасибо большое.