Тюнтяева Оксана Анатольевна
«Высоко к звездам!» Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе
▼ Скачать
Образовательная область:"Познание".
Тема:
"Высоко к звездам!"
Цель:
расширить знания детей о мире космоса.
Задачи:
- воспитывать познавательный интерес старших
дошкольников к окружающему миру, планете, на
которой мы живем, расширить кругозор о «планете
Земля» и ее месте в космосе;
- воспитывать нравственно-патриотические чувства,
формирование гордости за свою страну и достижения
ученых и космонавтов;
- пополнить знания детей представлениями о Земле в
древности; ознакомить с легендой об Икаре;
Публикация «„Высоко к звездам!“ Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
- закрепить знания о строении Солнечной системы,
дать представление о Солнце как о самой близкой
к нам звезде, о Луне как спутнике Земли; ввести
понятия «спутник», «планеты»; рассказать о первых
космонавтах Ю. Гагарине и В. Терешковой;
- развивать и поддерживать в детях научно-познава-
тельный интерес к миру космоса, астрономии и
космонавтики;
Предварительная работа:
посещение планетария, чтение рассказов о первом космонавте Л. А. Обуховой «Как мальчик стал космонавтом», демонстрационный материал «Расскажите детям» (о космосе, плакат «Планеты Солнечной системы», листы бумаги формата А4 тонированные методом «по мокрому» с помощью поролоновой губки и украшенные звездами, изображенные способом разбрызгивания краски кистью;
Ход занятия:
1. Вводная часть. Беседа с детьми.
Воспитатель: Ребята, часто ли вы смотрите на небо?
Ответы детей.
Воспитатель: А какое небо?
Ответы детей: Днем небо голубое и светлое, по нему плывут белые облака, а перед дождем появляются большие и серые тучи.
Воспитатель: А что можно увидеть на небе ночью?
Дети: На небе ночью много ярких звезд, можно увидеть Луну.
Воспитатель: Да, правильно. Ребята, а как называется планета, на которой мы с вами живем?
Дети: Земля.
Воспитатель: Молодцы, верно. А какую форму имеет наша планета Земля?
Дети: Круглую форму. Форму шара.
Воспитатель: Верно. Молодцы!
Но вот в древности люди считали по-другому. Например, древние греки думали, что Земля – плоская и похожа на блюдо. А на этом блюде расположены горы, леса, реки, моря. Сверху это блюдо прикрывает небесный свод словно колпак. Днем небеса голубые, плывет по небу солнце, а ночью свод становится темным и загораются звезды. А звезды это всего лишь маленькие гвоздики с золотыми шляпками, которые прибили молоточком к небесному своду.
Другие народы считали, что Земля лежит на трех слонах-великанах. Были народы, которые думали, что Землю держат огромные киты или черепаха.
Землю, Солнце и Луну люди обожествляли. Древние славяне считали Землю живой, называли ее «матушкой Землей», относились с любовью и уважением. Даже в мае отмечали именины Земли. В этот день нельзя было тревожить землю: копать или пахать. Небо славяне считали Отцом, а Солнце получило название Даждьбог.
- Ребята, как вы думаете почему такое имя получило Солнце?
Ответы детей.
Воспитатель: Это слово включает в себя слово «дать», ведь Солнце дает тепло и свет, Солнце – источник жизни для всего живого.
- Ребята, Солнце – это большая звезда, которая как и Земля, имеет форму шара. Солнце очень горячее. Оно в 109 раз больше Земли.
Когда-то в древности существовала «Легенда об Икаре». Послушайте, пожалуйста, эту интересную историю.
«Легенда об Икаре».
Много лет томился в заточении великий скульптор Дедал. Жестокий царь Минос не хотел, чтобы мастер строил великолепные дворцы для другого какого-то царя. И поэтому не отпускал его. Думал-думал Дедал, как вырваться из плена. И наконец придумал. Из птичьих перьев сделал он четыре крыла – для себя и своего сына Икара. Когда наступило утро, отец и сын покинули остров заточения. Икару очень понравился полет. Ему захотелось подняться еще выше, к самому Солнцу. И он полетел навстречу своей мечте, но под жаркими лучами воск растаял, скреплявший крылья, и рассыпались перья. Напрасно Икар махал руками, ничто не могло удержать его в воздухе. Он упал и исчез в глубине моря.
Вот такая грустная история, ребята.
- Ребята, вокруг звезды – Солнца- вращаются девять планет, которые входят в состав Солнечной системы. Давайте вспомним названия этих планет.
(Дети вспоминают названия планет. С помощью воспитателя уточняется их расположение относительно Солнца. Дети рассказывают почему оптимальное расположение планеты Земля относительно Солнца способствует благоприятным условиям для возникновения жизни.)
- А теперь, ребята, давайте поиграем.
Подвижная игра «Космонавты»
Стульчики ставятся кругом (количество стульев меньше на один относительно количества детей, дети ходят вокруг стульев со словами:
Ждут нас быстрые ракеты для полетов на планеты,
На какую захотим – на такую полетим!
Но в игре один секрет – опоздавшим места нет!
Тот ребенок, которому не хватило стульчика, выбывает из игры.
Стульчик один убирается, игра продолжается. Победитель –самый быстрый и ловкий.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Зарядились космической энергией! А теперь давайте вспомним какая планета является спутником Земли?
Дети: Луна.
Воспитатель: Конечно, это Луна.
У Земли есть спутник свой,
Называется Луной.
Ближе к нам она всех прочих,
Освещает наши ночи.
- Луна, ребята, меньше Земли в четыре раза. Она имеет форму шара.
- Луна вращается вокруг чего?
Дети: Земли.
Воспитатель: Правильно. А вместе с Землей вокруг чего?
Дети: Вокруг Солнца.
Воспитатель: Молодцы!
Под ногой скрепит снежок,
Звездочки мерцают,
Месяц золотой рожок
Ночью зажигает.
- Ребята, как вы думаете Луна и месяц – это одно и то же небесное тело?
Ответы детей. Да.
Воспитатель: Правильно, одно и то же. Каждую ночь Луна выглядит по-разному. Неполную Луну называют месяцем.
- Ребята, а кто первый из космонавтов полетел в космос?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ю. А. Гагарин облетел вокруг земли на космическом корабле «Восток». А произошло это событие 12 апреля 1961 года. С тех пор 12 апреля каждого года наша страна отмечает День Космонавтики.
- А кто первая женщина-космонавт?
Дети: Валентина Терешкова.
Воспитатель: Верно. Молодцы! Давайте вместе с вами сейчас отправимся в космическое путешествие. Мы с вами заранее подготовили листы бумаги со звездным небом. Итак, отправляемся в дальние и загадочные миры.
Дети рисуют, звучит песня ВИА «Земляне» «Земля в иллюминаторе».