валентина иванова
Занятие по ФЦКМ «Путешествие по зимнему северному краю» (средний дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа :
Цель занятия : Знакомство детей с животными, а также с разновидностями рыб северного края.
Задачи:
1. Образовательные: обогащать представления детей о животных и рыбах северного края; умение ориентироваться в пространстве, Умение отвечать полным ответом, правильно выстраивать предложения. Активизация звука «чух», «жи», «тук».
2. Развивающие: развивать монологическую речь, мышление, память, внимание, восприятие.
Публикация «Занятие по ФЦКМ „Путешествие по зимнему северному краю“ (средний дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
3. Воспитывающие: воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру, любовь к родному краю.
Место проведения: групповая комната.
Словарная работа:
Существительные – ласка, соболь, волк, лиса, прорубь, щука, окунь, стерлядь, налим, кисы, хант, сосна;
Прилагательные – зимний, северный, меховая, оленьи ;
Глаголы – отправиться, поехали, находиться, возвращаться.
Предварительная работа: рассматривание картинок из серии «Животные северного края», «Рыбы северного края», чтение стихотворений, потешек, загадывание загадок, рассказывание сказок с участием животных и рыб северного края. Проведение подвижных игр, физкультминуток, просмотр видеофильма «Животные Югры».
Оборудование: Кукла «Хант», ноутбук, слайды с изображением: Слайд 1 – изображение зимнего соснового леса, слайд 2 – изображение ласки, соболя, волка и лисы на зимней поляне, слайд 3 – изображение мужика который ловит рыбу в проруби. Слайд 4 – изображение рыб: щука, окунь, стерлядь, налим; игрушка заяц. Песня «На полянке зайцы танцевали».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Ход:
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Формы, методы, приемы
Организационно-мотивационный
Этап постановки проблемы Дети заходят в групповую комнату. Встают в круг.
Воспитатель:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую!
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел необычный гость. (Кукла хант) Кто это? Во что он одет?
А полным ответом?
Наш гость предлагает отправиться в путешествие по зимнему северному краю. Согласны?
(Машут правой рукой)
(Здороваются с соседом)
(Машут левой рукой)
(Похлопывают друг друга по плечу)
(Берутся за руки)
(Машут обеими руками)
Ответы детей (Хант)
Ответы детей (В меховую шапку. В теплую шубу. В оленьи кисы)
Ответы детей (Хант одет в теплую шубу. Хант одет в меховую шапку. Хант одет в оленьи кисы).
Ответы детей (конечно)
Приветствие
Сюрпризный момент
Этап ознакомления с материалом
Заключительный этап
Воспитатель: Сели на стульчики и представили, как- будто мы едем в поезде. Повторяем: «Чух – чух –чух». Едем медленно «чух –чух».
Набираем скорость: «Чух – чух – чух»
А сейчас поедем быстро «чух- чух-чух»
Приехали! (слайд 1) Что мы видим?
Лес какой?
Какие деревья в лесу?
Как они называются?
Воспитатель: Поехали дальше. Едем медленно «чух –чух». Набираем скорость: «Чух – чух – чух».
А сейчас поедем быстро «чух- чух-чух»
Воспитатель:Приехали! (слайд 2) Куда мы приехали?
Каких зверей мы видим на полянке?
Какие звери находятся в верхней части рисунка?
А полным ответом?
А какие животные находятся в нижней части рисунка?
А полным ответом?
Воспитатель: Одно животное очень боится лисы и волка, поэтому спрятался! Как вы думаете, кто это? Правильно! Вот он трусишка! Зайка хочет с вами поиграть. Давайте с зайчиком поиграем?
Воспитатель: Мы с вами весело провели время с зайчиком, но нам пора ехать дальше. До – свидания зайка!
Воспитатель: Поехали дальше! Ой! Наш поезд не двигается! Давайте проверим колеса! «Тук-тук- тук!». Колеса в порядке. Наверное, закончилось топливо. Поэтому мы поедем на другом транспорте. Давайте пересядем в автомобиль. «Ж -Ж -Ж». Мой автомобиль готов. А ваш? Поехали! Повторяем: «Ж - Ж - Ж». Едем медленно «Ж- Ж -Ж». Набираем скорость: «Ж -Ж -Ж».
А сейчас поедем быстро «ж -ж -ж»
Воспитатель: Приехали! (слайд3) А куда мы приехали? Я что то не пойму! А расскажет мне Артем (кто то из детей).
Воспитатель: А какое время года?
Как называется место, где мужик ловит рыбу? Давайте посмотрим, какую рыбу он уже словил.
(Слайд 4)
А полным ответом?
Воспитатель: Молодцы!
Пора нам дети обратно возвращаться в детский сад. Сели в машинки и поехали!
Едем медленно «Ж- Ж -Ж».
Набираем скорость: «Ж – Ж -Ж».
А сейчас поедем быстро «ж – ж -ж».
Приехали обратно в наш любимый детский сад! Нашему гостю очень понравилось путешествие. А вам? Нашему гостю пора домой, он прощается с вами: «До-свидания дети!»
Давайте, ребята вспомним, что интересного мы видели в лесу?
Занимают места на стульях
Дети повторяют тихо
Дети проговаривают громче
Дети повторяют громко
Ответы детей (лес)
Ответы детей (зимний, белый, красивый)
Ответы детей (высокие, зеленые)
Ответы детей (сосны)
Дети повторяют тихо
Дети проговаривают громче
Дети повторяют громко.
Ответы детей (на поляну)
Ответы детей (ласка, соболь, волк, лиса)
Ответы детей (ласка, соболь)
Ответы детей (Ласка и соболь находятся в верхней части рисунка)
Ответы детей (лиса и волк)
Ответы детей (Волк и лиса находятся в нижней части рисунка.)
Ответы детей (заяц)
Воспитатель достает игрушку зайца
Ответы детей (Давай)
Звучит песня «На полянке зайцы танцевали», дети повторяют движения из текста.
Дети прощаются с зайчиком
Дети повторяют звук и стучат по воображаемым колесам
Ответ детей (готов)
Дети повторяют тихо
Дети проговаривают громче
Дети повторяют громко.
Ответ ребенка (Мы приехали на речку, где мужик ловит рыбу.)
Ответы детей (зима)
Ответы детей (прорубь)
Хоровые ответы детей (Щука, налим, стерлядь, окунь)
Ответы детей (Мужик поймал щуку. Мужик поймал налима. Мужик поймал стерлядь. Мужик поймал окуня.)
Занимают места на стульях
Дети повторяют тихо
Дети проговаривают громче
Дети повторяют громко
Дети прощаются с гостем.
Индивидуальные ответы детей
Прием активизации звука «Чух» тихо, громче, громко.
Коммуникативная деятельность (беседа, обсуждение)
Прием активизации звука «чух» тихо, громче, громко
Приемы активизации
самостоятельного
мышления детей.
Похвала
Физкультминутка
Активизация звука «тук-тук»
Прием активизации звука «ж-ж-ж» тихо, громче, громко.
Коммуникативная деятельность (беседа, обсуждение)
Приемы активизации
самостоятельного
мышления детей.
Похвала
Прием активизации звука «ж-ж-ж» тихо, громче, громко
Рефлексия
Воспитатель: Обратите внимание на экран. Кого вы там видите?
Как их можно назвать одним словом?
Ответы детей (животных)
Домашние животные
Проблемная ситуация
Этап ознакомления с материалом Скажите, почему их всех называют домашние животные?
Правильно, молодцы, ребята.
А как называют этих животных? (слайд 1)
Как вы думаете, почему лису, медведя, волка, ежа называют дикими животными? (слайд 2) (Показывает картинки с изображением диких животных)
Воспитатель: Молодцы ребята. Чтобы котенок «Гав», хорошо запомнил домашних животных, мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний»
Игра «Четвертый лишний»
Воспитатель:
- Внимательно посмотрите на волшебный экран и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
1. Лишний волк, потому что он дикое животное
(слайд 2)
2. Лишняя белка, потому что она дикое животное. (слайд4)
3. Лишний медведь, потому что он дикое животное. (слайд 5)
4. Лишний Ёж, потому что оно дикое животное. (слайд 6)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Ой, случилась беда! Мамы животные потеряли своих детенышей. Поможем им их найти?
Для того чтобы им помочь мы с вами сыграем в очень познавательную игру «Чей малыш?»
У коровы – теленок,
У собаки – щенок,
У кошки – котенок,
У лошади – жеребенок,
У козы – козленок,
У свиньи – поросенок.
У овцы – ягненок.
У кролика – крольчонок.
—Мы помогли мамам найти своих детенышей?
Воспитатель: Молодцы, мы справились, но немного устали, давайте отдохнем. Я приглашаю вас встать в круг и повторять движения за мной.
Физкультминутка
«Бегал по двору щеночек»
Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)
Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз. (имитация грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо)
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз.
Воспитатель: Ребята, все домашние животные живут рядом с человеком, и у каждого животного есть свое отдельное жилье, которое у каждого называется по-своему? (слайд 7)
Например, свинья живет в свинарнике, коровы – в коровнике, овцы – в овчарне, кошка – в доме, собаки – в конуре, лошади – в конюшне, коза - в хлеву, кролик – в крольчатне, кошка – в доме, рядом с человеком.
Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете, а какую пользу приносят домашние животные?
-потому что они живут у нас во дворе, рядом с домом, рядом с людьми и люди ухаживают за ними, кормит, строит им жилища
- Дикие животные
- Они живут в лесу, сами добывают корм, строят жилища, заботятся о детенышах.
Играют в игру
Ответы детей (Да)
Дети становятся в круг. В центре круга воспитатель, который поочередно бросает мяч детям, называя взрослых животных. Дети называют детенышей животных
Ответы детей (Да)
Выполняют движения, согласно тексту
Ответы детей
(Собака — сторожит дом; кошка — ловит мышей; корова дает молоко и мясо; лошадь – перевозит людей и грузы; коза – дает молоко, мясо, шерсть; овца – дает мясо; шерсть, свинья – мясо.
Вот какую пользу приносят домашние животные)
Вопросы детям
Беседа, просмотр презентации
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Дидактическая игра «Чей малыш»
Физминутка
Рассказ, просмотр презентации
Проблемная ситуация.
Ответы детей на вопросы
Этап практического решения проблемы Ребята, что-то наш гость, котенок Гав, загрустил, давайте мы с вами нарисуем ему друзей котят, с которыми он будет играть (арттерапия). А рисовать мы будем в интерактивной песочнице. Но сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!
(Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.)
Воспитатель: На экране появляется изображение котенка.
Ребята, обратите внимание на экран. Как вы думаете, на какую фигуру похоже туловище кошки, голова, лапы, уши? (слайд 9)
Воспитатель: Давайте посмотрим с вами, где мы нарисуем голову относительно туловища, где хвост и лапы?
Воспитатель: Ребята, посчитайте, сколько лап у кошки? Они должны быть одинакового размера или это неважно? И почему лапы мы рисуем снизу относительно туловища?
Воспитатель: Сейчас наши указательные пальчики превратятся в карандаш, и мы начнем рисовать. Но будьте осторожны и внимательны, чтобы песок не попал в глаза.
Воспитатель: Молодцы, котёнок «Гав» очень рад, ему понравились новые друзья. Он очень благодарен вам, за то, что вы ему все показали и объяснили. В знак благодарности он хочет вам преподнести дидактическую игру «Накорми животных!», чтобы мы с вами в свободное время смогли поиграть и закрепить знания о домашних и диких животных
Дети подходят к интерактивным песочницам
Выполняют движения, согласно тексту
Ответы детей
(туловище похоже на овал, голова – на шар, лапы – на палочки, уши – на треугольники)
— Голову сверху и с края туловища. Уши на голове. Хвост сзади, лапы – снизу туловища.
— Лап должно быть четыре, они должны быть снизу туловища и одинакового размера, чтобы животное могло стоять на них устойчиво и не упасть.
Пальчиковая гимнастика
Арттерапия
Заключительный этап Воспитатель: Ребята, подошло время прощаться. Котенок «Гав» собирается домой, но он обязательно расскажет своим друзьям, как многому у нас научился.
Воспитатель: Ребята, давайте повторим котенку то, чему мы его научили?
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Котенок «Гав» к нам пришел совсем растерянным, а ушел очень довольным. Это все благодаря вашим стараниям. Вы его так многому научили! Спасибо вам.
Ответы детей
(-отличать и называть различия диких и домашних животных;
- как мы должны ухаживать за домашними животными;
- закрепили названия взрослых животных и их детенышей, а также место их обитания
- повторили геометрические формы круг, овал, квадрат, треугольник;
- закрепили знание строения тело кошки.
Коммуникативная деятельность
(Беседа, обсуждение)
Рефлексия