Светлана Трущенко
Конспект занятия-открытия «У птичек оперение красиво, без сомнения!» (домашние птицы)
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ-ОТКРЫТИЕ «У ПТИЧЕК ОПЕРЕНИЕ КРАСИВО, БЕЗ СОМНЕНИЯ!»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Воспитатель: Трущенко Светлана Юрьевна
Возраст детей: подготовительная группа
Цель: обеспечить развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия-открытия „У птичек оперение красиво, без сомнения!“ (домашние птицы)» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Обучающие: Актуализировать представления детей о назначении перьев в жизни птиц. Способствовать формированию умений приобретать знания посредством проведения практических опытов.
Развивающие: Обеспечить развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
Словарь: виды перьев: пуховые, кроющие, полетные; слова-признаки: легкое, мягкое, пушистое, жесткое; образование притяжательных прилагательных: перо куриное, утиное, петушиное, индюшиное.
Воспитательные: Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Способствовать воспитанию навыков сотрудничества, взаимопомощи в ходе совместной деятельности.
Убедить детей в необходимости бережного, осознанного отношения, к домашним птицам.
Материалы и оборудование:
o плакат «Правила поведения в лаборатории», халаты, шапочки и нарукавники;
o ларец с коллекцией перьев разных домашних птиц : куриные, петушиные, гусиные, индюшиные, утиные, павлиньи;
o камни, пипетки, кисточки, салфетки, клеенки;
o емкости с водой и растительным маслом;
o по 2 бумажных крыла на каждого ребенка;
o цифровые ресурсы: интерактивная доска, слайды с изображением петуха и гуся, их птенцов.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Воспитатель приглашает детей в лабораторию тётушки Совы, которая приготовила детям сюрприз, вместе с детьми находят ларец, в котором находятся пёрышки различных птиц.
- Дети, как вы думаете, почему именно такой подарок приготовила Вам тётушка Сова?
Предполагаемые ответы детей: Сова - сама птица и хочет, чтобы мы изучили и узнали больше о перьях; потому, что мы на этой неделе изучаем домашних птиц, которые покрыты перьями и сова решила нас подтолкнуть к исследованию перьев; сова летала и собирала целую коллекцию разных перьев и хочет поделиться с нами…
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
- Где можно изучить и исследовать любой предмет, в нашем случае перья?
- Как одеты люди, которые работают в лаборатории?
(Воспитатель предлагает детям одеть халаты и нарукавники и вспомнить правила поведения при проведении опытов и экспериментов в лаборатории с опорой на плакат «Правила поведения в лаборатории»).
Воспитатель высыпает из ларца все перья из ларца на большой стол.
- Дети, перед вами лежат перья, рассмотрите их, что можно о них сказать? Все ли перья одинаковые? Чем они отличаются? (все разные, отличаются по цвету, форме, размеру)
- Что же такое перья? (это одежда птиц, это кожные роговые образования, как волосы или ногти у человека).
- Так зачем же птицам нужны перья? (они помогают птице взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания, помогают сохранить тепло).
- Существует три вида перьев, показывает детям: пуховые, кроющие и полётные перья. Давайте их внимательно рассмотрим и рассортируем на три группы (на столе находятся три больших подноса, дети самостоятельно сортируют перья по этим признакам).
- Теперь возьмите пуховые перышки, что вы о них можете сказать? (мягонькие, пушистые, легонькие). Подбросьте их вверх, сделайте глубокий вдох и подуйте. Губы активные, с помощью сильного плавного выдоха постарайтесь удержать перышко в воздухе, не давайте ему упасть. (Обратить внимание детей на то, что дуть надо сильно, направляя струю воздуха на пёрышко снизу вверх).
- Что вы можете сказать о перышке? (оно летает, парит в воздухе).
- Давайте дальше изучать свойства перьев. Дети, положите перо на ладонь. Какое оно? Оно легкое или тяжелое?
(Как это можно проверить? Как вы думаете) Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень. (Дети высказывают свои ощущения, делают выводы).
(Воспитатель предлагает детям подойти к интерактивной доске и посмотреть на изображения домашних птиц : гуся и петуха)
- Ребята, кого вы видите?. Видите ли вы пуховые перья? А почему нет? Правильно, сверху они покрыты кроющими перьями, они именно так и называются, потому что покрывают тело птиц сверху. Пуховые перышки находятся под ними, они помогают птичкам сохранить тепло. А у кого мы можем увидеть пуховое оперение? ( у птенцов: цыплят, утят, гусят и т. д., смотрят картинки). Оно (пуховое оперение) первым появляется у птенцов и только когда они подрастут, у них отрастают кроющие перья.
- А вот крылья и хвост у птиц состоят из полётных перьев. С их помощью птицы летают. Каждый год птицы отращивают новое оперение. Пока оперение не отрастет птицы не могут летать.
А как вы думаете умеют ли летать домашние птицы, ведь им не надо улетать в теплые края? (Обобщить ответы детей и объяснить, что летать умеют, но не очень высоко, например петух может взлететь на забор, ведь люди их откармливают и они тяжелые, а чтобы не перелетали к соседям, на другой двор, им подрезают крылья).
- Ребята отгадайте загадку: купался, купался, а сухим остался (гусь).
- А каких еще домашних водоплавающих птиц вы знаете?
Я всегда смотрела на водоплавающих птиц и думала, почему их перья не намокают? А вы как думаете? (Ответы детей). Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья.
Хотите это проверить?
(Воспитатель предлагает лаборантам пройти и занять свои места за столами).
- У вас на столах лежат бумажные перья, попробуйте нанести кисточкой на него жировую смазку (растительное масло, а теперь пипеткой наберите несколько капель воды из стакана и капните воду на перо. Что происходит с водой? Вот так вода скатывается и с перьев птиц. Как вы понимаете пословицу «Как с гуся вода»?
- А теперь капните воду на бумажное перышко, не смазанное маслом, что вы можете сказать? Что произошло с этим перышком? Какой вывод мы можем сделать? Какое открытие мы сделали?
Заключительная часть (рефлексивный этап)
- Ребята, проделав опыты с перьями, что нового и интересного вы сегодня узнали? В каких свойствах перьев вы убедились лично?
(Дети дают аргументированные ответы, воспитатель обобщает).
- В заключение давайте еще раз полюбуемся на красоту и разнообразие всех перьев, выберите себе каждый по одному перышку, которое понравилось вам больше всего и
Давайте расскажем тетушке Сове, какие же домашние птицы потеряли свои пёрышки – игра «Чьё перо?»
( Дети отвечают по образцу: это перышко потеряла курица, значит это куриное перо; это перышко потерял павлин, значит это павлинье перо, петушиное, утиное, индюшиное, голубиное, гусиное.)
Тётушка Сова благодарит детей хорошую работу в своей лаборатории и дарит им коллекцию перьев и познавательную книгу о птицах.