Елена Белецкая
Занятие на тему «Органы чувств» социального педагога ГБУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать у учащихся целостное представление об органах чувств
Задачи:
1. Познакомить учащихся с сенсорными системами, их видами и функциями.
2. Закрепить правила здоровьесбережения.
3. Развить логическое мышление, речь, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы, познавательный интерес к предмету, обогатить словарный запас.
Публикация «Занятие на тему „Органы чувств“ социального педагога ГБУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
Оборудование: комплект презентационного оборудования, доска, карточки, корзина, сенсорный и кнопочный телефоны, рукавички, мяч, апельсин, клубок, яблоко, теннисный мяч, 2матрешки, фломастеры, набор кирпичиков, разных по жесткости, коробки с вкладышами, бинокль, видеоролик, клей- карандаш.
Ход занятия:
Актуализация опорных знаний
Добрый день, ребята! Сегодня у нас занятие по программе «Телохранитель». Какие знания и умения мы приобретаем на занятиях по этой программе? Для чего они нам нужны? Вспомните, о чем мы говорили на прошлом занятии? (знакомились с опорно-двигательной системой). Какова роль опорно-двигательной системы? (защищает внутренние органы от возможных повреждений, обеспечивает опору и движение тела).
Посмотрите внимательно на эти предметы (кнопочный и сенсорный телефоны). Что у них общего? (с помощью этих телефонов можно сделать звонки, отправить СМС, сделать фото, но на одном телефоне есть кнопки, на другом их нет. Чтобы позвонить на одном телефоне необходимо нажимать на кнопки, а на другом телефоне только коснуться рукой). А как называются эти телефоны? (сенсорный и кнопочный) А сенсорный- это какой? (чувственный, тот, который реагирует на касание).
Работа с информационными источниками
Давайте найдем в интернете определение «сенсорная система» (слайд № 2) Сенсорная система- это система органов чувств, или анализаторов, позволяющих человеку осуществлять чувственное познание, получать информацию об окружающем мире. Правильно это система органов чувств. Какова наша тема занятия? Правильно, тема нашего занятия – органы чувств.
Целеполагание.
На какие вопросы мы сегодня должны получить ответы?
1. Какие чувства доступны организму человека.
2. Какой вид информации мы получаем.
3. Правила здоровьесбережения.
Давайте эти вопросы оформим табличкой. Органы чувств.
орган вид информации что воспринимает мозг эксперимент правила здоровьесбережения
А как мы узнаем, по каким критериям мы определим, достигнуты ли наши цели? (мы заполним нашу табличку). Молодцы!
Сообщение нового материала
Как вы думаете, какой орган командир нашего организма? Правильно, головной мозг. Мозг управляет всем организмом и в нем содержится много информации. Он обладает множеством различных способностей, в том числе воспринимать звуки, запахи, вкус, форму, величину, цвет, холод, тепло, характер поверхности предмета. А какие органы ему помогают воспринимать эти сигналы? Правильно - это глаза, уши, нос, язык, кожа- это органы чувств (картинки наклеиваю в таблицу). На эту тему у нас два занятия. Сегодня мы познакомимся с двумя органами.
А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? (это люди, которые что-то изучают, исследуют). Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования? (сенсорная система человека- органы чувств). Верно. Давайте обратимся к таблице. Первый орган - глаза.
Ребята, какую информацию о предмете мы можем получить с помощью зрения? (зрительную, работа с таблицей). Посмотрите на предметы на столе (две матрешки). Что мы определили? (форму, цвет, величину, расстояние, работа с таблицей). Чего нельзя узнать, глядя на предмет? (запах, температуру, жесткость или мягкость, звучит или не звучит). Когда мы смотрим на предмет двумя глазами одновременно- это позволяет точнее определить расстояние до предмета. Это важно для жизни человека. А почему? (невозможно дойти до школы, перейти проезжую часть). Для жизни важно не только точно определить расстояние до предмета, но и вовремя заметить проблемы, опасность.
Давайте проведем эксперимент. Разделитесь на пары. Мальчики из пар поставят свои стульчики на середину зала, девочки присядут. Один из пары встанет за сидящим товарищем, возьмет в руки два фломастера и начнет двигать им из-за спины, как только сидящий увидит фломастеры, стоп остановите движение. Наше поле зрения приблизительно составляет 180 градусов. А вот у зайцев, нашего кролика Бориса и травоядных животных поле зрения порядка 360 градусов (слайд № 3) Посмотрите на слайд. Темно-синим цветом обозначена область бинокулярного зрения. Бинокулярное зрение- это способность видеть двумя глазами одновременно. Оно образовано от слова «бинокль» (показываю бинокль). У зайца левое поле зрения составляет 180 градусов и правое поле зрения 180 градусов. Зачем им это? Поэтому они вовремя замечают хищников. У совы область бинокулярное зрения составляет приблизительно 70 градусов, Почему?
(сова- хищная птица и ей необходимо точно определить расстояние до своей добычи). У человека мы уже говорили, поле зрения примерно составляет 180 градусов. Чей орган зрения высокоразвит, у человека или зайца? Противоречие. Глаз человека видит только 180 градусов, а у зайца- 360 градусов. Почему? Давайте спрогнозируем, что будет, если у человека будет поле зрения будет 360 градусов это хорошо или плохо? Тогда человек не сможет смотреть на один предмет обоими глазами. Это страшно или нет? Он будет видеть форму, цвет, размер, но не сможет точно оценить расстояние до предмета (переходя дорогу, человек не увидит идущего транспорта, на сможет взять ручку, выйти к доске). А что будет, если у зайца поле зрения будет 180 градусов, как у человека? (заяц просто не выживет, будет подвержен нападению хищника). Посмотрите какое важное значение для человека имеет зрение, Ребята, а как же можно сохранить зрение? (ответы детей). Давай те попросим нашего эксперта Андрея Борисовича рассказать о правилах сохранности зрения (слайд № 3) Работа с таблицей. Давайте заполним нашу таблицу. Какой эксперимент мы проводили? (поле зрения, работа с таблицей). А какие правила здоровьесбнрежения мы узнали? (зрительная гимнастика, работа с таблицей).
Органы чувств.
орган вид информации что воспринимает мозг эксперимент правила здоровьесбережения
глаза зрительная цвет, форму, величину, расстояние поле зрения зрительная гимнастика
кожа
нос
язык
ухо
Итак, наши исследования продолжаются. Познакомимся со следующим органом сенсорной системой, запланируемый на сегодня. Проведем эксперимент.
Работа в группах.
Разделитесь на 2 группы. Первая группа будет выкладывать кирпичи по жесткости, вторая группа работает с вкладышами (звучит музыка). А теперь проверьте друг друга. Правильно ли выполнили задание. Какой орган помог справиться с заданием, так ли он важен? (кожа, работа с таблицей). Какую информацию мы можем получить с помощью кожи? (тактильную, работа с таблицей). Давайте подумаем, спрогнозируем, что будет если у нас не станет кожи? (органы, ткани будут незащищены механическим повреждениям, подвержены ультрафиолетовым лучам, морозу. А если мозг не будет получать информацию? (мы можем обжечься, обморозиться, пораниться).
Игра «Узнай, что в корзине».
Давайте оденем варежки и попробуем определить на ощупь апельсин в корзине. Корзинка накрыта салфеткой в ней находятся резиновый мяч, клубок, апельсин, яблоко, теннисный мяч. Поочередно учащиеся достают из корзины апельсин. Затем снимают рукавички и вновь достают из корзины апельсин. Ребята, как вы смогли отгадать апельсин? При помощи чего? (при помощи рук). Но ведь сначала вы воспользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет (при помощи рук, при помощи кожи. На руке есть кожа.)
Давайте сделаем вывод: осязание позволяет среди похожих предметов по форме помогает найти нужный по характеру поверхности. На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла и холода, характер поверхности. (тепло, холод, поверхность работа с таблицей). Давайте посмотрим видеоролик о коже. Ребята, а еще за что отвечает кожа? (кожа позволяет не травмировать организм слишком горячим и слишком холодным; защищает организм от болезнетворных бактерий). Кожа самый большой орган. А как же надо защищать кожу? Правила вызнаете, давайте вспомним (ответы детей).
Вернемся к нашей таблице и заполним ее исследование («что в корзине», правила, работа с таблицей).
Органы чувств.
орган вид информации что воспринимает мозг эксперимент правила здоровьесбережения
глаза зрительная цвет, форму, величину, расстояние «поле зрения» зрительная гимнастика
кожа тактильная тепло, холод, поверхность «что в корзине» правила
кожа
нос
язык
ухо
Подведение итогов.
Наше занятие походит к концу. Вот и закончилось наше исследование. Достигли ли мы поставленных задач? На следующем занятии мы продолжим знакомиться с сенсорной системой.
Взаимооценка. Предлагаю выбрать из фразеологизмов, каким органом сенсорной системы вы бы оценили работу товарища на занятии. А что такое фразеологизмы? Фразеологизм - это маленькая, устойчивая фраза с переносным смыслом. Внутри такой фразы нельзя менять слова местами. например: повесить нос — загрустить. (умывать руки - устранился от участия в занятии; в мгновение ока - моментально, сразу же все понял; не успеешь глазом моргнуть - очень быстро находил ответ; опустить руки - расстроился из-за неудачи; лезть вон из кожи - старался изо всех сил; глаза на лоб полезли - сильно удивился; смотрел в оба глаза - был очень внимательным; глаз алмаз - умел видеть главное, основное).
Самооценка. Посмотрите на нашу табличку, если вам все было понятно, поставьте магнитики на тему занятия, если непонятно, найдите в табличке непонятный вопрос и поставьте туда свой магнитик.
Спасибо! Занятие окончено.
.