Получи документы

Занятие «История возникновения колоколов на Руси и в других странах»

Валентина Дементьева
Занятие «История возникновения колоколов на Руси и в других странах»
▼ Скачать + Заказать документы

Управление образования администрации городского округа Коломна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №44 «Юнга»

140413 Московская область, г. Коломна, ул. Красноармейская, 100

yunga44@mail.ru

Занятие

«История возникновения колоколов на Руси и в других странах»

Подготовил: воспитатель

Дементьева Валентина Михайловна

г. о. Коломна

Образовательная деятельность

«История возникновения колоколов на Руси и в других странах».

Публикация «Занятие „История возникновения колоколов на Руси и в других странах“» размещена в разделах

Цель: сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси; познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания; воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Материалы и оборудование: «Колокольчик» (слова Вс. Рождественского, музыка С. Чикобава); запись «Колокольные звоны»; репродукция картины К. Юона «Купола и ласточки»; «Колокольные звоны» музыка Э. Грига.

Содержание организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента.

- Послушайте музыкальное произведение и скажите, как можно его назвать?

(слушание песни «Колокольчик» слова Вс. Рождественского, музыка С. Чикобава).

Колокольчик! Колокольчик! Колокольчик! Колокольчик!

На лугу со всех сторон Неужели это ты

Лёгкий-лёгкий, Тонкий-тонкий Так звенишь и так трепещешь

Будто слышится мне звон. Там, где травы и цветы.

Может быть, звонишь ты тоже

Но твой звон не слышен нам,

И понятен только пчёлам

Роще, травам и цветам.

2. Рассказ воспитателя об истории возникновения колоколов на Руси и в других странах.

- Посмотрите на этот необычайно красивый цветок колокольчик. Легенда рассказывает, что когда-то давным-давно, ещё в конце 6 века, епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После этого сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

Наше занятие посвящено этому поющему цветку. С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека.

Звучат колокола.

Колокол – это ударный музыкальный инструмент. А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?

- Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого смертного часа человек слышал колокольный звон. Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением. Обучались мастерству долго…

Какие материалы нужны для отливки? Требуется красная и зелёная медь, олово, проволочное железо, серебро, гвозди, говяжье и свиное сало, вар, белая глина, лычные верёвки, вожжи, весы, подъёмные и кузнечные снасти.

Если колокол большой отливают, то человек сто. И все православные, добрые, душевные. Начинают с молитвой, чтобы всё удалось. В глубокой яме форма стоит, туда колокольную медь заливают. Настаёт момент, когда он рождается. Верёвки тугие мужики подбирают, колокол со всех сторон цепляют. С трудом поднимают, с молитвой, чтобы не сорвался, не разбился. Как дитя малое оберегают.

Тихо звучит колокол…

- Колокола льют сейчас так же, как в старину, по описаниям прадедов, дедов. Колокол словно живое существо. Как человек он имеет уши, плечи, язык, туловище, ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Неопалимая Купина, Медведь. Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык. Когда колокол испугал коня Ивана Грозного, царь велел отрубить колоколу уши.

Сохранившиеся древние колокола – это самые ценные исторические памятники Православия, письменности, декоративно-прикладного искусства, наконец, литейного мастерства. Скажите, какой самый большой колокол и где он находится?

- Самый большой колокол – Царь-колокол. Он весит 200 тонн. Царь-колокол никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду- от перепада температур он треснул и от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Стоит Царь-колокол сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России.

- Как вы думаете, от чего зависит звук колокола?

- Язык у колокола как смычок у скрипки. Звук зависит во многом от него. Из какого материала он сделан, его формы и веса.

Только с годами к звонарю приходит мастерство виртуозность, которые заставляют с волнением слушать колокольные звоны. Колокольный звон — это целая наука.

Благовест - если мерные удары в большой колокол – это призывает к началу службы.

Трезвон – несколько или все колокола вместе – после благовеста.

Перезвон – во все голоса, но по очереди – пред водосвятием.

Красный звон – целый день на большие праздники.

Слушание колокольных звонов.

- Посмотрите на картину К. Юона «Купола и ласточки». Подумайте, отчего церковные колокола принято устанавливать на башнях?

Для того чтобы звуки были слышны далеко-далеко, строили высокие звонницы и колокольни. В те времена колокола были солистами и выступали с хором птиц, под аккомпанемент шелеста листвы, журчания ручьёв. Силу колокола знают давно. В старину существовал такой обычай: встать под колокол, дёрнуть за верёвку и, замерев, принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя.

Уже стало традицией привозить из далёких путешествий сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которые вы посетили. Колокольчики полюбились в народе и стали составной частью национальной культуры. Школьный колокольчик зовёт детишек в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о важном рубеже выпускников - о вступлении во взрослую, серьёзную жизнь.

Сегодня, ребята, вы были внимательны, вместе слушали, определяли, рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасным звучанием колокола – символа нашей Родины.

Послушайте стихотворение:

Слышу вас, колокола, над землёю.

Против горя, против зла вы со мною.

Сколько веры и тепла! Сколько силы!

До чего же вам мила Мать- Россия!

Вам и роща дорога и былинка,

И дорога на века и тропинка,

И могучий богатырь, и старушка,

Златоглавый монастырь и церквушка,

Вы слышны и мудрецу, и ребёнку.

Вы летите ко дворцу и в избёнку

Вот, гудя, ударит бас: Слушай! Слушай!

Словно с неба Божий глас – прямо в души.

Позабудутся на миг боль да горе.

Озарится светом лик в каждом взоре.

Раскрываются сердца. Люди – братья.

Словно не было потерь и печали –

Снова радуйся и верь, как вначале,

И для жизни собирай снова силы,

И сражайся, и страдай для России.

Голоса колоколов словно пламя,

Как свидетели веков все вы с нами,

Толь сомнения вас жгли, то ли беды –

Всё равно вы с нами шли до победы.

Всё призывней, всё сильней, всё набатней,

Всё соборней для людей, всё понятней.

Собирает он народ воедино

И на подвиги зовёт исполина.

А вослед ему звучат говорливо

Колокольчиков – внучат переливы.

Никогда ваш гул и стон не остынет –

Потому что боль жива в вашем сердце,

Потому что знали вы слёзы жизни

И страдали для любви, для Отчизны.

Так взлетайте вновь и вновь в купол синий,

Чтоб всегда жила любовь над Россией.

Е. Шкловский

3. Слушание музыки. «Колокольные звоны» Э. Грига.

4. Рефлексия.

- Назовите музыкальный символ России? (Колокол)

- Колокола звонят в праздники.

Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей группе «История возникновения колоколов на Руси и в других странах» Основная взрослая цель: формирование представления о колоколах и колокольных звонах на Руси Детская цель: отправиться в экспедицию, чтобы.

Конспект занятия «История Руси»Конспект занятия «История Руси» Цель: Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси способствовать проявлению интереса к.

Конспект занятия «История возникновения села Засечное» История возникновения села Засечное с фотографиямиПрограммные задачи: Познакомить детей с историей возникновения села Засечное и микрорайона.

Консультация для родителей «История возникновения праздника 8 марта» Консультация для родителей: история возникновения праздника 8 марта К концу 1880-х годов, когда в мире возникла идея женской консолидации,.

НОД «История возникновения города Валуйки» «История возникновения города Валуйки» Программные задачи: Познакомить детей с историей родного города: происхождение названия города. Рассказать.

НОД по ознакомлению с окружающим миром «История возникновения колоколов» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ МБОУ «ДНЕПРОВСКАЯ СОШ» ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ 1 ФИО должность педагога Вдовина Л. А. воспитатель.

НОД с элементами ФГОС «История возникновения посёлка тракторостроителей г. Липецка» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ к ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ в подготовительной группе «История возникновения.

Презентация «История возникновения д. Салмановка» История xx в. в России – это история потрясений и перемен. Революция 1905 – 07 г. г. одно из тех потрясений, которое могло иметь позитивный.

Проект «История чаепития на Руси»Проект «История чаепития на Руси» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Умка» Проект «История чаепития на Руси» Приобщение детей.

Проект «История возникновения и развития игр шахматы и шашки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №350» городского округа Самара Проект.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие «История возникновения колоколов на Руси и в других странах»
Опубликовано: 22 октября 2018 в 12:42
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие «История возникновения колоколов на Руси и в других странах»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Дементьева (УИ 1636414) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД