Валентина Дементьева
Занятие «История возникновения колоколов на Руси и в других странах»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования администрации городского округа Коломна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №44 «Юнга»
140413 Московская область, г. Коломна, ул. Красноармейская, 100
yunga44@mail.ru
Занятие
«История возникновения колоколов на Руси и в других странах»
Подготовил: воспитатель
Дементьева Валентина Михайловна
г. о. Коломна
Образовательная деятельность
«История возникновения колоколов на Руси и в других странах».
Публикация «Занятие „История возникновения колоколов на Руси и в других странах“» размещена в разделах
Цель: сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси; познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания; воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.
Материалы и оборудование: «Колокольчик» (слова Вс. Рождественского, музыка С. Чикобава); запись «Колокольные звоны»; репродукция картины К. Юона «Купола и ласточки»; «Колокольные звоны» музыка Э. Грига.
Содержание организованной деятельности детей
1. Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента.
- Послушайте музыкальное произведение и скажите, как можно его назвать?
(слушание песни «Колокольчик» слова Вс. Рождественского, музыка С. Чикобава).
Колокольчик! Колокольчик! Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон Неужели это ты
Лёгкий-лёгкий, Тонкий-тонкий Так звенишь и так трепещешь
Будто слышится мне звон. Там, где травы и цветы.
Может быть, звонишь ты тоже
Но твой звон не слышен нам,
И понятен только пчёлам
Роще, травам и цветам.
2. Рассказ воспитателя об истории возникновения колоколов на Руси и в других странах.
- Посмотрите на этот необычайно красивый цветок колокольчик. Легенда рассказывает, что когда-то давным-давно, ещё в конце 6 века, епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После этого сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.
Наше занятие посвящено этому поющему цветку. С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека.
Звучат колокола.
Колокол – это ударный музыкальный инструмент. А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?
- Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого смертного часа человек слышал колокольный звон. Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением. Обучались мастерству долго…
Какие материалы нужны для отливки? Требуется красная и зелёная медь, олово, проволочное железо, серебро, гвозди, говяжье и свиное сало, вар, белая глина, лычные верёвки, вожжи, весы, подъёмные и кузнечные снасти.
Если колокол большой отливают, то человек сто. И все православные, добрые, душевные. Начинают с молитвой, чтобы всё удалось. В глубокой яме форма стоит, туда колокольную медь заливают. Настаёт момент, когда он рождается. Верёвки тугие мужики подбирают, колокол со всех сторон цепляют. С трудом поднимают, с молитвой, чтобы не сорвался, не разбился. Как дитя малое оберегают.
Тихо звучит колокол…
- Колокола льют сейчас так же, как в старину, по описаниям прадедов, дедов. Колокол словно живое существо. Как человек он имеет уши, плечи, язык, туловище, ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Неопалимая Купина, Медведь. Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык. Когда колокол испугал коня Ивана Грозного, царь велел отрубить колоколу уши.
Сохранившиеся древние колокола – это самые ценные исторические памятники Православия, письменности, декоративно-прикладного искусства, наконец, литейного мастерства. Скажите, какой самый большой колокол и где он находится?
- Самый большой колокол – Царь-колокол. Он весит 200 тонн. Царь-колокол никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду- от перепада температур он треснул и от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Стоит Царь-колокол сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России.
- Как вы думаете, от чего зависит звук колокола?
- Язык у колокола как смычок у скрипки. Звук зависит во многом от него. Из какого материала он сделан, его формы и веса.
Только с годами к звонарю приходит мастерство виртуозность, которые заставляют с волнением слушать колокольные звоны. Колокольный звон — это целая наука.
Благовест - если мерные удары в большой колокол – это призывает к началу службы.
Трезвон – несколько или все колокола вместе – после благовеста.
Перезвон – во все голоса, но по очереди – пред водосвятием.
Красный звон – целый день на большие праздники.
Слушание колокольных звонов.
- Посмотрите на картину К. Юона «Купола и ласточки». Подумайте, отчего церковные колокола принято устанавливать на башнях?
Для того чтобы звуки были слышны далеко-далеко, строили высокие звонницы и колокольни. В те времена колокола были солистами и выступали с хором птиц, под аккомпанемент шелеста листвы, журчания ручьёв. Силу колокола знают давно. В старину существовал такой обычай: встать под колокол, дёрнуть за верёвку и, замерев, принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя.
Уже стало традицией привозить из далёких путешествий сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которые вы посетили. Колокольчики полюбились в народе и стали составной частью национальной культуры. Школьный колокольчик зовёт детишек в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о важном рубеже выпускников - о вступлении во взрослую, серьёзную жизнь.
Сегодня, ребята, вы были внимательны, вместе слушали, определяли, рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасным звучанием колокола – символа нашей Родины.
Послушайте стихотворение:
Слышу вас, колокола, над землёю.
Против горя, против зла вы со мною.
Сколько веры и тепла! Сколько силы!
До чего же вам мила Мать- Россия!
Вам и роща дорога и былинка,
И дорога на века и тропинка,
И могучий богатырь, и старушка,
Златоглавый монастырь и церквушка,
Вы слышны и мудрецу, и ребёнку.
Вы летите ко дворцу и в избёнку
Вот, гудя, ударит бас: Слушай! Слушай!
Словно с неба Божий глас – прямо в души.
Позабудутся на миг боль да горе.
Озарится светом лик в каждом взоре.
Раскрываются сердца. Люди – братья.
Словно не было потерь и печали –
Снова радуйся и верь, как вначале,
И для жизни собирай снова силы,
И сражайся, и страдай для России.
Голоса колоколов словно пламя,
Как свидетели веков все вы с нами,
Толь сомнения вас жгли, то ли беды –
Всё равно вы с нами шли до победы.
Всё призывней, всё сильней, всё набатней,
Всё соборней для людей, всё понятней.
Собирает он народ воедино
И на подвиги зовёт исполина.
А вослед ему звучат говорливо
Колокольчиков – внучат переливы.
Никогда ваш гул и стон не остынет –
Потому что боль жива в вашем сердце,
Потому что знали вы слёзы жизни
И страдали для любви, для Отчизны.
Так взлетайте вновь и вновь в купол синий,
Чтоб всегда жила любовь над Россией.
Е. Шкловский
3. Слушание музыки. «Колокольные звоны» Э. Грига.
4. Рефлексия.
- Назовите музыкальный символ России? (Колокол)
- Колокола звонят в праздники.