Ольга Воропаева
НОД «История возникновения города Валуйки»
▼ Скачать + Заказать документы
«История возникновения города Валуйки»
Программные задачи:
Познакомить детей с историей родного города : происхождение названия города. Рассказать детям о том, как жили и чем занимались жители города много лет назад. Познакомить с отличительным знаком города – гербом.
Развивать интерес к истории родного города.
Воспитывать патриотические чувства.
Обогащение словаря: городище, славяне, пашня, скотоводство, земледелие.
Материал:
Публикация «НОД „История возникновения города Валуйки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
иллюстрации с изображением родного города, изображение герба города Валуек, д/и «Кому, что нужно для работы».
Предварительная работа:
Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, ознакомление с гербом города Валуйки.
Ход:
1 часть.
Воспитатель демонстрирует иллюстрации или фотоматериал, где изображен город.
Стоит гора над рекой Валуй.
Здесь начинался шесть веков назад
Наш славный город – золотоглавый
А под рекой раскинулся посад.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня побеседуем? Как называется наш город?
Мой город – Валуйки родной,
Я здесь родился, здесь живу,
Сегодня в садик я хожу,
А завтра я пойду учиться,
Затем, не буду я лениться…
И я большой построю дом,
И каждый счастлив будет в нем!
Воспитатель: Как вы думаете, почему он получил такое название (ответы и предположения детей).
Воспитатель: Разные ученые высказывают свои мнения по вопросу о происхождении названия нашего города, вот некоторые из них:
1 версия: Изначально город возник на берегу реки, которая называется Валуй, по мнению ученых, города называли по названию рек, отсюда - Валуйки.
Основан в 1593 году[, в царствование Фёдора Иоанновича как город-крепость на Муравском шляхе при впадении реки Валуй в Оскол. Первая крепость исчезла при неизвестных обстоятельствах, которые в работах Л. Б. Вейнберга предположительно связываются с одним из вторжений польской шляхты, имевших место в последнем десятилетии XVI века[. В 1599 году на её месте была сооружена новая крепость.
2 часть.
Воспитатель: У каждого города есть свой символ – отличительный знак – это герб. Что изображено на гербе Валуйки?
Дети: Яблоки.
Воспитатель: В 1859 году составлен проект герба Валуек : "В зеленом щите 3 золотых яблока, 2 и 1, на серебряных стебельках и с такими же 2 листьями. В вольной части герб Воронежской губернии. Щит увенчан серебряной стенчатой короной и окружен золотыми колосьями, соединенными Александровскою лентою".
Герб города Валуйки и Валуйского района утвержден постановлением главы администрации Валуйского района и города Валуйки 7 декабря 1995 года №1515. На гербе Валуйского района сохранена "пирамида яблок", но в вольной части расположился герб Белгородской области
3 часть.
Воспитатель: Валуйки сейчас большой и красивый город (показывает иллюстрации, но он не всегда был таким…
Город Валуйки Белгородской области основан более 400 лет назад как город- крепость в 1593 году. Крепость была построена за 5 месяцев как защита от набегов чужеземцев по указу царя Фёдора Иоановича. Это было мощное сооружение – земляной город. Крепость имела форму почти правильного квадрата, окружности около 560 саженей. С севера, с запада и юга Валуйская крепость была защищена рвом 4-х метровой глубины. Вокруг крепости были сделаны надолбы / врытые в землю столбы в 2,3,4 ряда/ длиной около 19 км. Одновременно возникли три крепости : Белгород, Старый Оскол и Валуйки.
Город Валуйки стал одним из крупных городов области не только по величине занимаемой площади 3600 га без пригородов и сельских территорий, но и по- своему экономическому потенциалу. Он расположен в живописном месте у слияния рек Валуй и Оскол, на юго-востоке Белгородской области
(Ответы детей)
Воспитатель: Давным давно люди строили себе жилища – это обычные избы, еще они занимались скотоводством – разводили скот, т. е. домашних животных. Каких домашних животных вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Всех этих животных в древности разводили наши предки - славяне. Также славяне занимались земледелием – возделывали пашню (землю) и выращивали овес, просо, пшеницу. Наши предки занимались рыболовством. Как вы это понимаете? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, они ловили рыбу, которой много было и в Осколе и Валуе и в других речушках, которые протекали рядом. Как вы думаете, в древности наши предки ходили на охоту? Какие животные им попадались в лесах? (лиса, заяц, волк, кабан и много диких птиц).
Воспитатель: В городе люди занимались ремеслом. Гончары делали посуду из глины. Как вы думаете, какую? (кувшины, миски, кружки).
Воспитатель: В кузнице работал кузнецы. Что изготавливали кузнецы?
Воспитатель: Да, действительно, кузнецы изготавливали оружие и доспехи для воинов. Ткачи ткали ткань. Что из нее изготавливали? (одежду).
(Беседа с детьми о занятиях древних жителей сопровождается показом иллюстраций).
4 часть.
Дидактическая игра «Занятия славян».
Воспитатель раздает детям карточки или демонстрирует их, а дети отвечают, что изображено на карточке и к какому занятию славян можно отнести эту карточку.
Например: лук – охота, глиняный горшок – гончар, птица – охотник, корова – скотовод, колосья – земледелец, меч – кузнец, топор – строитель.
Воспитатель подводит итог, о том, что занятия наших предков были очень разнообразны. Люди любили трудиться и сочиняли об этом много пословиц и поговорок.
Воспитатель: Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Дети вспоминают пословицы и поговорки о труде.
Итог:
О чем мы сегодня говорили?
Откуда пошло название нашего города?
Что изображено на гербе нашего города?
Чем занимались наши предки?