инна прозорова
Мастер-класс «Славянская обрядовая кукла»
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.
Д. Б. Эльконин указывал на важнейшую роль игрушки в традиционном обществе:
- служила элементом и функциональным инструментом приобретения ребенком определенных производственных знаний (модели орудий труда,
- являлась наглядным пособием для передачи знаний о материальном мире,
- развивала двигательные и моторные реакции, способствовала его нормальному физическому развитию,
Публикация «Мастер-класс „Славянская обрядовая кукла“» размещена в разделах
- передавала ребенку космогонические, нравственные, символические и мифологические знания предыдущих поколений.
Класификация:
игровые;
- обереговые;
- обрядовые.
- Среди защитных кукол редкого, мужского образа интересен «Крестец».
- Чтобы при священном омовении 19 января злые силы ненароком не вселились в кого-нибудь, изготавливали куклу-заместителя (Крестец) и втыкали в снег на краю проруби. Для привлечения внимания духов к крестовине привязывали ленточки, в обряде ряжения участвовали в основном мужчины и молодые парни, поэтому кукла Крестец символизировала мужчину. В некоторых губерниях куколку Крестец окунали в прорубь. Девушки при изготовлении куклы Крестец загадывали желания и повязывали ленточки или ниточки на березовые ветки.
- Обряды с завязыванием узелков распространены по всему миру и поныне: вся Евразия (Россия, Европа, страны Юго-восточной азии, Австралия и Океания, Америка, Япония. Использование лент и тканей, завязанных узлом, - часть многих очистительных и лечебных обрядов, аграрных культов, обрядов, почитающих святых и священные места.
- Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.
Вепсская
Куколки размером маленькие, чуть больше обычного ключа.
Кукла, сохранившая имя своего народа, проживающего на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, некоторые традиции и обряды схожи с северорусскими.
Образ замужней женщины. Не сшивается. Делается из обрывков изношенной одежды.
Веснянка
Сороки – День весеннего равноденствия. Это ещё один переломный день в народном календаре. В это время по древним приметам из Рая – Вырия прилетает стайка первых птиц – сорок жаворонков. Птица – символ этого праздника. Поющие птицы – свистульки, в которые свистят дети, закликают Весну – Красну. Здесь наблюдается модель связи образов. В звуках поющих обрядовых птиц, глиняных и берестяных свистулек – магические звуковые заклинания, молитва, обращенная к богам. Важным атрибутом праздника является обрядовое печенье в виде фигурок птиц и печенье в виде маленьких лестниц, ведущих к небу, к верховному божеству. Куклы – веснянки, в виде двух антропоморфных фигурок, перевязанных ленточкой, дополняют символику этого праздника.
весннка
Троица - является одним из красивейших праздников наших предков. Он включает в себя песни, танцы, заклички, ритуальные действия. Смысловое содержание заключается в поклонении обновленной природе, духам леса, идее возрождения жизни. Главное священное дерево праздника береза, обладающее особенной силой роста, которую было необходимо использовать нашим предкам. Березку величали, устраивали ритуальные трапезы – съедали яйца, яичницу, а остатки пищи закапывали в землю у корней березы (обряд кормления березки). Из веток березы делали куклу Ляльку или Веснянку и носили по деревне. Из березовых веток плели венки, через которые совершали обряд кумления, происходил обмен венками. В конце праздника венки пускались по воде,
проводились гадания. Кульминация праздника – уничтожение куклы – Веснянки, переход из весеннего времени в летнее. «Троица» – девичий праздник, это проводы весеннего и встреча летнего солнца, символом которого считается – «Ярило», древнее славянское божество.
Столбушки
Исследователи описывают много игр деревенской молодежи, которые называли Столбушками.
В некоторых из них непременными атрибутами были вещи или поделки, сделанные девушками во время посиделок перед Рождеством.
В основе Владимирской Столбушки - кусок бересты, в основе Курской и Архангелогородской - плотно скрученная столбиком грубая ткань.
Традиционно у такой куклы лицо не рисовали,
они были безликими.
Считалось, что, имея выражение лица,
кукла приобретала душу и теряла свою таинственность,
магичность и обережные свойства.
Пусть у нашей куклы всегда будет светлое лицо!
Береза - одно из наиболее почитаемых на Руси деревьев. В традиционных свадебных обрядовых песнях девушка-невеста выводится в образе белой березоньки. В России березой символизируется только женское начало. В Центральной России у девушек существовала традиция 14 февраля (1 февраля по старому стилю) "загадывать на жениха" с помощью берестяной куколки. На бересте писали заветное имя суженого.
Поэтому не случайно столь старательно и аккуратно во владимирских деревнях накручивали на берестяные трубочки скромные, но такие милые куколки Столбушки. По-видимому, это название присвоили кукле за схожесть ее основной детали со столбиком. Но, может быть, существуют и другие, более глубокие корни появления таких кукол.
Толстушка- костромушка
В доме, где очень ждут и желают ребенка, была эта кукла. Ставили ее в спальню на видное место. Как только появлялся ребенок, кукле говорили : "Детки появились - пошла играй".
Кукла должна демонстироваль сытое, богатое житье, должна быть нарядно одета. Ножки у куклы очень тонкие, обязательно в обуви, тело - толстенькое (сытая девочка, личико маленькое, чтобы щеки толще казались. Настоящий оберег полностью набивается очесами льна.
Толстушка-Костромушка (Женская суть) - задачей этого оберега было вернуть плодородие женщине, приманить душу ребенка. Если в течение года после замужества женщина не беременела, делали куколку и выставляли ее на видное со стороны дверей место. Шила ее родственница по женской линии: сестра, крестная, мать или бабушка. Когда в доме появлялся ребенок, куколку уносили на женскую половину и прятали.
Кукла делается на основе мешочка, набитого очёсами льна, лыка, или соломой. Обязательная часть в этой кукле - это оставленная дырочка внизу. Из которой торчит наполнитель - мохнашка.
Мартинички
Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.
Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. На первый взгляд куклята так, пучок ниток, но для семьи они имели особый смысл. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами. В 19 в. в возрасте до 5 лет как девочки так и мальчики носили только длинную полотняную рубаху, поэтому и куколки эти изготавливались без обозначения пола, имея только общие признаки человека: голову, руки, туловище.
В 60-х гг. 20 в., когда символическое значение заместилось декоративно-художественным восприятием образов, стали делать куколку-девочку и куколку-мальчика. Они различаются так: косы и платья с фартучками у девочек и короткая прическа и ноги (штаны) у мальчиков. Конечно и цвета ниток стали намного разнообразнее.
Название Мартинички уже указывает, что делалась эта кукла в марте. Ею «закликали» весну, приближали ее начало, праздновали и радовались ее приходу. Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме и во дворе. И конечно, кроме праздничного, притягивающего событие, значения эти куколки играли еще и обережную роль. Все начало марта, вплоть до весеннего равноденствия, считалось неблагоприятным временем жестокого разгула злых сил. Зима уходит, а с ней уходит и их время, вот и злятся злыдни, лютуют, стараются напакостить побольше напоследок. Поэтому роль Мартиничек также в том, чтобы оберечь от злых воздействий человека и жилище.
Кукла на здоровье.
Целительная кукла "Здоровье" делается только из льняных ниток, так как считается, что лён своими проиродными свойствами очень экологичен и забирая болезнь на себя, помогает человеку поправиться. Эта кукла ничем не украшается и не не терпит суеты, а напротив, делать её надо, стараясь максимально пребывать в состоянии благости, сконцентрировавшись помыслами о больном человеке, для которого это делается. Можно зажечь свечу и читать молитвы или заговоры. Захворавшему ребёнку кукла кладётся в кроватку, он может с ней играться, а как только хворь уйдёт, кукла сжигается. Заплетая косу у куклы надо приговаривать : "На здоровье, на здоровье. " По окончании изготовления и при передаче больному повторять: "На здоровье". Есть варианты, когда коса делается длинней раза в два. Мне
Куклы запечатлели в себе историю человечества. Они ее очевидцы и свидетели.
Посредникам и между человеком и неведомыми силами природы становились куклы как самый понятный и доступный образ. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда.
К сожалению, человечество 21 века видит сегодня в традиционных русских куклах внешние декоративно-художественные особенности, плохо понимая их истинное назначение.