Тамара Медведева
Занятие «Что такое конфликт»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевая аудитория: от 13 до 18 лет.
Форма и методы работы: презентация, демонстрация слайдов, работа с баснями Крылова, работа по ситуациям, игра.
Цели и задачи: Познакомить воспитанников с общими представлениями о конфликтах, их видах, причинах возникновения и возможных способах их разрешения; развить воображение, устную речь, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Ожидаемый результат: научить разными способами находить выход в конфликтных ситуациях.
Публикация «Занятие „Что такое конфликт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с ситуациями.
План:
1. Ритуал начала занятия. Игра «Азбука алфавита»
2. Основная часть:
Вводная беседа;
Обсуждение басни Крылова «Лебедь, Рак и Щука»;
Пять основных стилей разрешения конфликта;
Обсуждение басни «Змея»;
4. Заключительная часть: Рефлексия. Подведение итогов.
Игра: «Закончи предложение: Я могу… Я умею…»
1. Ритуал начала.
Приветствие.
Участники приветствуют друг друга и воспитателя. «Заполняют» устно «Азбуку добрых слов и пожеланий» - называется какая-либо буква алфавита, и каждый участник называет пожелание на эту букву своим одногруппникам и воспитателю.
2. Основная часть.
Вводная беседа. (Слайд№1)
- Сегодня на занятии мы с вами поговорим о таком понятии, как конфликт. У каждого из вас в жизни случались те или иные конфликтные ситуации.
- Как вы думаете, что такое конфликт? (участники высказывают свои предположения).
Каждый по – своему объясняет, что это. Вот одно из объяснений, что такое конфликт : это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей, потребностей одного человека.
- Вообще конфликты очень часто встречаются в нашей жизни – в семье, в школе. Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например, в очереди, в транспорте.
- Как, по-вашему, нужны ли в нашем обществе конфликты? Почему?
(ответы ребят.)
- Ребята, в современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны. Поскольку именно в споре рождается истина, можно сказать, что конфликты необходимы для развития ситуации, отношений.
- Я хочу вам прочитать басню И. А. Крылова, а вы внимательно слушайте. (Слайд №2). Просмотр мультфильма.
Басня «Лебедь, Рак и Щука»
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак и Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;
Да только воз и ныне там.
- Как вы думаете, в этой басне есть конфликт? Как бы вы назвали этот конфликт?
(ответы детей)
- Этот вид конфликта называют межличностным, то есть он возник между отдельными личностями в данной басне – раком, лебедем и щукой.
-Как, по-вашему, можно было бы разрешить этот спор и можно ли вообще его разрешить? (ответы ребят.)
(Слайд №3)
Психолог К. Томас выделил пять основных стилей разрешения конфликта :
1. Конкуренция-человек, использующий этот стиль, активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем. Он заинтересован в сотрудничестве с другими, но не способен на волевые решения.
2. Избегание – когда человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегает его.
3. Сотрудничество – человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера.
4. Приспособление – человек действует совместно с партнером по общению и не пытается отстоять свои интересы.
5. Компромисс – партнеры по общению сходятся на «золотой середине», то есть на частичном удовлетворении интересов каждого из партнеров.
-Как вы думаете, какой стиль разрешения конфликта в басне «Лебедь, рак и щука»? (ответы ребят).
(Слайд №4)
Просмотр мультфильма «Змея»
Басня «Змея»
Змея Юпитера просила,
Чтоб голос дать ей соловья.
«А то уж, - говорит, - мне жизнь моя постыла.
Куда ни покажуся я,
То все меня дичатся,
Кто послабей;
А кто меня сильней,
Дай бог от тех живой убраться.
Нет, жизни этакой я боле не снесу;
А если б соловьем запела я в лесу,
То, возбудя бы удивленье,
Снискала бы любовь и, может быть, почтенье.
И стала бы душой веселых я бесед».
Исполнил Юпитер Змеи прошенье;
Шипенья гнусного пропал у ней и след.
На дерево вползя, Змея моя запела,
И стая было птиц отовсюду к ней подсела;
Но, воззряся в певца, все с дерева дождем.
Кому понравится такой прием?
«Ужли вам голос мой противен?» -
В досаде говорит Змея.
«Нет, - отвечал скворец, - он звучен, дивен,
Поешь, конечно, ты, не хуже соловья;
Но, признаюсь, в нас сердце задрожало,
Когда увидели твое мы жало.
Нам страшно вместе быть с тобой.
Итак, скажу тебе, не для досады:
Твоих мы песен слушать рады –
Да только ты от нас подале пой».
- Как вы думаете, есть ли здесь конфликт? Между кем и кем? Как можно назвать этот конфликт? (ответы детей.)
- В этой басне змея конфликтует сама с собой. Этот вид конфликта называется внутриличностным, то есть идет борьба внутри самой личности.
- Ребята, с какими конфликтами вы познакомились на сегодняшнем занятии? (ответы детей.)
-Мы с вами убедились, что в разных ситуациях мы реагируем по-разному, но и с разными людьми ведем себя тоже не одинаково. Для разрешения конфликта необходимо учитывать интересы и поведение партнера по общению. (Слайд №4)
Для хорошего усвоения проиграть ситуации: поделить группу на 2 команды и дать одну конфликтную ситуацию, продемонстрировать возможности различного разрешения одной и той же ситуации, которую необходимо разыграть;
Ситуация №1.
На собранные студенческой группой деньги был куплен один лотерейный билет, по которому, как оказалось, выигрыш составил 1 миллион рублей. Студент из группы, у которого находился билет, попытался промолчать о выигрыше и сейчас не спешит вернуть выигрышный билет. Что делать с выигрышем и этим студентом?
- Молодцы! Хорошо поработали!
Каждый участник должен поделиться своими мыслями и ответить на вопросы воспитателя:
- Что нового узнали о конфликтах?
- К каким способам разрешения конфликта он чаще прибегает?
3. Подведение итогов. Рефлексия. Игра «Закончи предложение. Я могу…
Я умею…»
Список литературы:
1. Грецов А. Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. СПб. : Питер. 2011. 416 с.
2. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения: учебное пособие. Авт. -сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. 2008. 144 с.
3. Рязанова Д. В. Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие для психолога и педагога. М. : Генезис. 2003. 138 с.
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М. : Генезис. 2010. 541 с.