Баркова Валентина
Занятие «Царица-водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Царица – водица»
Старшая группа
Воспитатель: Баркова Валентина Ивановна
Цель: Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах; роли в жизни человека и живых организмов; о видах воды (реки, моря, озёра, океаны); развивать мышление, любознательность; воспитывать бережное отношение к воде; воспитывать экологическую культуру.
Материалы: Глобус, карточки, иллюстрации изображающие использование воды человеком, оборудование для проведения опытов.
Ход занятия : Ребята посмотрите, какие большие капельки упали мне на ладонь. Да они не простые, на них загадки.
Публикация «Занятие „Царица-водица“» размещена в разделах
1Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И не куда я не пойду,
Покуда он идёт. (дождь)
2. Без досок, без топоров,
Через речку мост готов (лёд)
3. Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (Вода)
Вы загадки отгадали и наверно догадались, о чём мы будем говорить сегодня. Конечно о воде.
В гости к детям приходит Незнайка с глобусом, который ему подарил Знайка. А вот что это такое и для чего Незнайке неизвестно. Он просит детей, чтобы они ему помогли разобраться. Дети рассказывают Незнайке, что это глобус.
-Да дети правильно – это глобус. Глобус- это модель Земного шара и что так из космоса выглядит наша планета Земля. А давайте, ребята, вместе с Незнайкой попутешествуем по глобусу.
-Что обозначено коричневым цветом? (земля).
-Что обозначено зелёным цветом на глобусе? (растительность, леса).
-Какой ещё цвет вы видите? (голубой, синий).
-Что может означать синий цвет? (реки, озёра, океаны, моря).
-Вы наверное догадались, что обозначает белый цвет? (ледник).
-А как можно назвать это одним словом, что обозначено на глобусе, синим цветом? (вода).
Самостоятельная работа детей.
А сейчас дети берут, лист бумаги на одной половинки, которого изображены схемы горы, реки, леса и т. д. Другую половинку дети должны раскрасить тем цветом, каким на глобусе обозначаются эти геометрические понятия.
Воспитатель крутит быстро глобус, ребята посмотрите внимательно.
-Какого цвета больше на глобусе?
-Как вы думаете, что это означает? (что земли намного меньше, чем воды).
В древности люди назвали свою планету Земля, а когда научились строить большие корабли и стали на них плавать по морям и океанам, то узнали, что земли (суши) намного меньше, чем воды.
Дети, а что же такое вода? И чтобы ответить на этот вопрос, давайте проделаем опыты, и мы узнаем свойства воды.
Опыт 1: Дети вы с водой знакомы. Когда вы моете руки и чуть-чуть откроете кран, что из него появится? (капелька). Капелька оборвётся в раковину, а когда посильнее открыть кран, тогда вода – льётся с шумом, струится.
Давайте подставим руки. Видите, как вода собирается прозрачными капельками. А если мы прикоснёмся к ним салфеткой, которая была сухой, стала мокрой.
Опыт 2: Возьмём узкую баночку и наполним её водой. Перельём эту воду в широкую баночку. Форма, которую приняла вода, изменилась?
Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда в, котором находится. Вода – жидкость.
Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются, их не видно, но земля влажная.
Опыт 3: А какого цвета вода?
Возьмём два стакана- с водой, другой с молоком. Возьмём картину и поставим на неё оба стакана. Что мы обнаружили?
Вывод: Через воду рисунок виден, а через молоко нет. Вода-это прозрачная жидкость.
Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Добавим немного краски, и вода изменяет свой цвет.
Вывод : вода прозрачная.
Опыт 4: Показать, что вода на морозе – замерзает. Заморозить воду в холодильнике.
Опыт 5: Вода не имеет вкуса. Добавьте в один стакан сахар, вода станет сладкой. А в другой стакан соли, вода станет солёной. Для запаха – капнуть сок лимона.
Ребята что мы можем сказать о воде? Какая она?
Вывод: Вода – прозрачная, льётся, замерзает, не имеет цвета, запаха, вкуса.
-Кому нужна вода? (Человеку, животным, растениям).Дети, вода- это большая труженица и помощница человека.
Для чего нужна вода? Жить, купаться, умываться – она моет всех : умываются люди, машины; принимают душ села, города; без воды нельзя замесить тесто для хлеба, не сделать бумагу для книг, ни ткань для одежды, ни резину, ни лекарство, ни конфеты – ничего без воды невозможно сделать.
Звери и птицы пьют воду из рек и озёр.
А растения пьют воду из – под земли.
Дождь поливает деревья, кустарники, всю растительность они растут и питаются.
-Что будет, если исчезнет вода? (всё живое умрёт).
Послушайте стихотворение Н. Рыжовой:
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром в чайнике шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.
Конечно, ребята, на нашей планете много воды, но это не означает, что её не надо беречь.
Вода к нам попадает из реки. Прежде, чем прийти, она проделывает большой путь. И вот, если мы не будем закрывать краны, то вода по капельке будет уходить зря, могут обмелеть (высохнуть) реки, и тогда не получат воду и могут погибнуть животные и рыбы, которые живут в воде.
Итог: Разговор о воде не закончен, мы ещё будем говорить о ней на следующих занятиях.
Незнайка, а тебе ребята помогли.
Незнайка благодарит детей. Он говорит им, что он теперь знает что это глобус, почему планета Земля такая красивая и что воды много и её надо беречь и всё это пригодится в школе.