Анна Лылова
Проект «Царица водица»
▼ Скачать +Заказ
Проект «Царица водица»
Муниципальное дошкольное автономное учреждение
«Детский сад «Успех»
С. Кабанск
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО - ТВОРЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ
«ЦАРИЦА – ВОДИЦА»
Авторы проекта : Лылова Анна Викторовна
2017. г
Пояснительная записка
Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применения в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение детьми необходимыми знаниями, развитие их логического мышления, речи, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях.
Публикация «Проект „Царица водица“» размещена в разделах
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации. В условиях модернизации современной системы образования и осознания возросшей роли инновационной деятельности, педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад «Успех» стремится к обновлению содержания, достижению нового качества образования на основе внедрения инноваций по приоритетным направлениям деятельности, обозначенным в Программе развития Учреждения.
Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности. Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующий формированию у него обследовательских действий. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, группируют, находят и называют предметы ближайшего окружения, соотносят предметы по выделенным признакам. Совместно с взрослыми выполняют некоторые обследовательские действия, используют их в самостоятельной деятельности. Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.
Данный материал позволяет вести целенаправленную работу по формированию у детей раннего возраста элементарных обследовательских действий как условия восприятия окружающего мира.
Тип проекта : Краткосрочный групповой, исследовательский - творческий.
Проблема проекта : Осознание детьми значения воды в жизни людей, животных и растений. Подвести детей к пониманию, что вода бывает в разных состояниях (снег, лёд, пар).
Актуальность проекта : Необходимость расширения знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья детей.
Участники проекта : Воспитатели и воспитанники 2 младшей группы родители.
Цель проекта : Ознакомление младших дошкольников со свойствами воды, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов.
Задачи проекта :
• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
• Формировать у детей осознанные представления о необходимости заботиться о своём здоровье.
• формировать коммуникативные навыки детей, поддерживать стремление детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение.
• расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия, обеспечивать эмоциональное благополучие.
• воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.
• развивать творчество и креативность участников проекта.
Оборудование и материалы: Альбомы, открытки, иллюстрации на темы «Вода в природе», «Использование воды человеком»; оборудование Центра воды и песка; игрушки, атрибуты, предметы-заместители для дидактических и сюжетных игр, игр-инсценировок, оборудование для проведения опытов.
Помогая дошкольникам овладевать игровыми умениями, необходимо руководствоваться следующими принципами организации работы в детском саду:
Первый принцип: воспитатель должен играть вместе с детьми в позиции “играющего партнёра”, “умеющего интересно играть”, умеющего строить игру таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе дети сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры.
Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу “открывали” и усваивали новый, более сложный способ её построения.
Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.
Формы работы по проекту :
Работа с детьми:
• чтение и рассматривание художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки);
• проведение игр и опытов с водой;
• проведение игровых занятий;
• пополнение предметно - развивающей среды группы;
• опытно – экспериментальная деятельность.
- работа с родителями:
• помощь в подборе художественной литературы;
• помощь в изготовлении макета «Аквариум»;
• выполнение творческих заданий;
• экспериментальная деятельность;
• консультации;
• фотографирование фотоотчет.
Работа педагогов:
• подбор методической и художественной литературы;
• разработка перспективного планирования;
• проведение практической деятельности с детьми;
• проведение консультаций и бесед с родителями. Развлечение «Путешествие с капелькой»
Микросоциум:
• Посещение прачечной;
• Беседы с детьми.
Срок реализации проекта : Неделя
Предполагаемый результат:
Воспитанники:
Компетенции:
-дети знают и хорошо ориентируются в соотношении величин предметов (маленький – большой, знают цвета;
-владеют действиями с предметами, предполагают разнообразные способы их использования;
Коммуникативные навыки:
-получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми,
-получают положительные эмоции от занимательной деятельности и развлечений;
-пользуются речью как средством общения со сверстниками;
Родители:
- активно включаются в педагогический процесс;
-проявляют большую заинтересованность к деятельности в ДОУ;
-узнают новые сведения о значении воды в жизни людей;
- получают удовольствие от совместной деятельности с детьми.
План мероприятий по реализации проекта
Цель: Познакомить детей со свойствами воды.
Задачи:
• учить способам обследования материала;
• развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;
• воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности;
• развивать активный словарь;
№ Направления работы, образовательные области
Мероприятия
1 Познание - экспериментальная деятельность
«В гости Капелька пришла», знакомство детей со свойствами воды.
2 Коммуникация - подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки);
- заучивание потешек
- рассматривание иллюстраций о воде.
3 Социализация - игра малой подвижности «Водяной»
4 «Игры с водой. Это интересно!»; «Мойдодыр»
- консультация «Наливаем - выливаем, наблюдаем - сравниваем».
№ Направления работы, образовательные области
Мероприятия
1 Познание - экспериментальная деятельность «Вода - источник жизни»,
«Тонет, не тонет».
2 Коммуникация - Заучивание потешки «Умывалочка»
- чтение стихотворения «Аист моется» М. Стельмах
3 Социализация - Игра на развитие моторики рук «Переливалочки».
4 Здоровье - дидактическое упражнение «Моем наши ручки».
5 Предметно – развивающая среда - изготовление картотеки игр и опытов с водой.
6 Взаимодействие с родителями - изготовление макета аквариума
Коллаж «Вода нужна всем» (значение воды в жизни людей, животных, растений).
Выставка рисунков «Превращение Капельки». Фотовыставка «Вода, вода, кругом вода»
Фотоальбом «Как я дома помогаю маме».
Информационный листок «Как играть дома с водой».
Дидактическая игрушка «Капелька».
Макет аквариума.
Развлечение «Капелька в гостях у детей»
Цели:
1. Создать целостное представление о воде как о природном явлении;
2. Познакомить со свойствами воды (прозрачная, без вкуса);
3. Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;
4. Воспитывать бережное отношение к воде.
5. Обогащать и активизировать словарь;
Виды деятельности: Ознакомления с окружающим миром, познавательное развитие, подвижная игра, рисование.
Ход занятия:
Ребята вы слышите, кто-то стучится? (идет, открывает дверь и вносит в группу Капельку).
Ребята, смотрите, кто к нам в гости пришел! Капелька. Давайте с ней поздороваемся
(дети здороваются)
Звучит аудиозапись журчания ручейка.
Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.
Дети. Это звуки воды.
Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие. Эта Капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…
Так ли это? Как вы думаете? (Дети отвечают). А откуда взялась Капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены места, где путешествовала наша Капелька. Назовите их.
Дети. Озеро, море, река.
Значит, Капелька – это маленькая частичка воды.
Кому же нужна вода? (Дети отвечают). А может ли человек прожить без воды? (Дети отвечают). Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле.
Ребята, Капелька приготовила вам сюрприз.
Дети переходят к столу, на котором стоят стаканы с водой. Воспитатель показывает детям сначала стакан с водой и опускает в него ложку (ложка видна, затем стакан с молоком, в который тоже опускает ложку (ложка не видна) и еще один стакан с соком (ложка тоже не видна). Дети вместе с воспитателем делают вывод о том, что вода – прозрачная.
А теперь давайте подойдем вон к тому столу и посмотрим, что за сюрприз нам приготовила Капелька. (на столе стоят два стакана в водой (сладкой обычной).
Ребята с помощью чайной ложки попробуйте воду, которая в стаканчиках. В первом стакане, какая вода?
Дети: Сладкая вода.
Почему?
Дети. В ней развели сахар А в этом стаканчике какая вода?
Дети: Простая вода? В ней ничего не развели, она не имеет вкуса, она безвкусная.
Ребята, а теперь Капелька предлагает нам немного отдохнуть. (проводиться физкульт-минутка).
Беленькое облако
Округленные руки перед собой
Поднялось над крышей
Поднять руки над головой
Устремилось облако
Выше, выше, выше
Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу
Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.
Проведё м такой эксперимент: Насыпьте в стакан с водой немного земли. Какой стала вода? (Чёрная, грязная) Можно ли пить такую воду? Почему? Что мы можем сделать, чтобы сберечь ее.
А теперь ребята Капелька хочет с вами поиграть. Слушайте меня, хлопайте в ладоши каждый раз, когда слышите «кап», и выполняйте все, о чем я говорю.
Набежали тучки, спрятали солнышко, и вдруг начался дождик, забарабанил каплями по листьям и траве. Как капли закапали?
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва-
Кап, кап,кап
Дети сопровождают эти слова хлопками. Стали капли поспевать,
Капля капля догонять-
Кап, кап,кап.
Хлопки учащаются.
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Дети поднимают руки над головой, имитируя зонтик.
Но вот выглянуло солнышко, пригрело - и капельки растаяли. А потом собрались вместе и стали ручейком, который побежал по камешкам, по пригорочкам. (Дети берутся за руки и образуют круг).
Ребята, Капелька приготовила вам подарок. Вот эти листы бумаги она хочет вам подарить. Эти листы бумаги волшебные! Вы что – ни будь видите на них? Капелька говорит, что на этих листах изображены ее друзья, (на листах бумаги с помощью свечи нарисованы рисунки). Но увидеть вы их сможете, если закрасите листы бумаги полностью голубой краской. Воспитатель раздает детям листы бумаги и предлагает детям приступить к работе.
Ребята, какие вы молодцы! Ну а теперь скажите что изображено на этих листах?
Без воды невозможно прожить ни людям, ни рыбам, ни животным, ни растениям. И хоть много воды на планете, ее надо беречь. Не оставлять кран открытым, не засорять ручейки, речки, озера.
Ребята Капелька мне сейчас говорит, что ей пора домой, (дети прощаются с Капелькой, она уходит).