Людмила Борисовна Тарасова
Занятие из цикла «Музыка весны» в старшей группе
Занятие № 2 из цикла
Музыка весны
в старшей группе
ЦЕЛЬ: развитие природной музыкальности детей.
ЗАДАЧИ:
- создать условия для импровизационно-творческой деятельности детей;
- развивать творческое воображение детей;
- побуждать детей к коллективному музицированию;
- развивать умение определять образное содержание произведений и передавать свои впечатления от прослушанного произведения в танцевальной импровизации;
- продолжать развивать чувство ритма;
- продолжать развивать навык чистого интонирования мелодии;
Публикация «Занятие из цикла „Музыка весны“ в старшей группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. ИЗО, поделки, рисунки
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты музыкальных занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
ОБОРУДОВАНИЕ И АТРИБУТЫ: метроном, металлофоны, деревянные палочки, само-дельные музыкальные инструменты;
Дети входят под песню «Весенняя капель» и становятся в круг.
I. Музыкальное приветствие, движения под музыку.
Муз. руководитель:Добрый день!
Дети:Добрый день! Дружим с музыкой весь день!
Муз. руководитель: Маленький весенний цветочек тоже целый день дружит с музыкой. Кто из вас напомнит, как у него проходит день с утра до вечера? Музыкальный руководитель играет «Мазурку» Гречанинова, дети показывают и комментируют движения (дети могут сами придумать рассказ) :
1ч. «Цветочек просыпается (руки плавно снизу вперед до плеч, распускается (руки плавно в стороны, тянется к солнышку (руки плавно вверх, засыпает (руки плавно вниз).
2ч. Ночью на цветочек подул сильный ветер (активные покачивания поднятыми руками вправо-влево, а потом ветерок стих (амплитуда покачиваний меньше). Вариант - изображать «сильный» и «слабый» ветерок в движении по залу.
3. Повторение 1ч.
Упражнение «Цветок» (Гречанинов, «Мазурка»)
II. Упражнения со «звучащими» жестами для развития четкой артикуляции, чувства ритма; упражнения для развития голоса, чистоты интонирования мелодии, пение.
Муз. руководитель: Сегодня на музыкальном занятии с вами вновь хочет встретиться му-зыка весны. А вы хотите с ней встретиться? Тогда сядем в кружок, вспомним песенку о весне.
Музыкальный руководитель и дети проговаривают слова песни, сопровождая «звучащи-ми» жестами.
1. Ожила вокруг природа, (шлепки по своим коленкам)
Пробудившись ото сна (шлепки по коленкам соседа).
С музыкой своей чудесной (шлепки по своим коленкам)
К нам опять пришла весна. (шлепки по коленкам соседа).
2. Звонко тенькает синица (хлопки в ладоши)
Возле нашего окна (хлопки по плечам крест-накрест)
С теплым ветром в дверь стучится (хлопки в ладоши)
Настоящая весна (хлопки по плечам крест-накрест).
Муз. руководитель: Кто хочет придумать свои жесты в ритме песенки? Желающие дети показывают свои варианты, остальные повторяют за ними.
В нашей песенке говорится: «С музыкой своей чудесной в гости к нам пришла весна». Кто расскажет, что же это за чудесная музыка у весны? Рассказы детей (предположительно – шум дождя, шум ветра, звон падающих капель, пение птиц.).
Как вы думаете, есть ли музыка у весеннего леса?. Давайте закроем глаза и представим, что мы в весеннем лесу. Интересно, понравится ли вам его музыка?
Звучит фонограмма «Голоса весеннего леса» - (CD «Эоловы струны» № 3, после прослушивания дети рассказывают, какую музыку природы они слышали.
Муз. руководитель: Очень хорошо! Весенний лес действительно наполнен весенней музыкой природы, кажется, сама весна предлагает всем жителям леса стать музыкантами. Вы согласны на время превратиться в зверей и птиц? …
Разучиваем по показу музыкального руководителя.
Фонопедическое упражнение (стихи Л. Аграчевой)
Весело аукнула из лесу весна.
«Ау!» произносить громко и тихо, как эхо
Ей медведь откликнулся, проурчав со сна:
«Р-р-р…» в низком регистре
Поскакали зайки к ней
«Скок-скок…» произносить, начиная с нижнего регистра и
постепенно поднимаясь в верхний
Полетел к ней грач;
«Кра!-Кра!-Кра.» произносить громко и радостно
Подкатился ежик вслед,
Как колючий мяч
«Ф-ф-ф…» произносить энергично, активно работая диафрагмой.
Всполошилась белочка,
Глянув из дупла.
Дождалась, пушистая,
Света и тепла.
«Цок-цок» произносить в высоком регистре
Гордо приосанился
Просветлевший бор
«А-а-а…» усиление и ослабление силы звука на одном дыхании
На ветвях коричневых
Грянул птичий хор
Каждый ребенок поет голосом той птицы, которой захочет.
Улыбнулся радостно
Весь прозрачный лес
Короткие звуки «у» в разных регистрах, показывая высоту звука рукой
Холод испугался
И, поворчав, исчез.
Глиссандо на звук «а» сверху вниз – от самого высокого звука до самого низкого.
Муз. руководитель: А теперь вы не зверята, а веселые ребята! Голоса вы разогрели, дружно песенку запели.
Песня «Ожила вокруг природа»
б) пение песни a*capella c показом рукой движения мелодии;
г) пение песни a*capella cо «светофором».
в) пение песни с сопровождением.
III. Музицирование.
Предложить детям взять музыкальные палочки, бубны, колокольчик и вспомнить, какую музыку они играли на прошлом занятии (музыку дождя).
Украинская народная песня «И шумыть, и гудэ…» (колокольчик – половинные, бубны – четвертные, палочки - восьмые).
Муз. руководитель: Дождик, дождик, ты не лей!
Землю, солнышко, согрей!
А весенние часы –
В каплях утренней росы.
Игра с инструментами «Весенние часы» (Т. Тютюнникова, «Игры с инструментами»)
Дети сидят по кругу, инструменты чередуются, в центре – барабан (ребенок или музыкальный руководитель). Поиграть группами четвертными и восьмыми, потом соединить.
Четвертные – ostinato метроном и металлофоны + текст
Кап-кап-кап-кап
Восьмые – палочки + текст: Что ни сутки, по минутке
День длинней, короче ночь.
Потихоньку, полегоньку
Мы прогоним зиму прочь.
Дробь барабана, Дети поднимаются и переходят по кругу на место соседа.
По желанию детей можно использовать и другие инструменты.
IV. Заключение. Музыкальный руководитель дает возможность детям поделиться друг с другом впечатлениями, отметить наиболее интересные моменты, затем хвалит детей.
Муз. руководитель: Весенние часы идут исправно, с каждым днем становится теплее и радостнее. А наши часы показывают, что вам пора в группу. На следующем занятии весна снова порадует нас своей музыкой.
Дети покидают зал под песенку «Часики».