наталья шарпилова
Закономерности формирования грамматического строя речи у детей в норме
▼ Скачать + Заказать документы
Закономерности формирования грамматической стороны речи у детей в норме
У детей к седьмому году жизни, отличается в целом возросший уровень речевых навыков, накопление словаря, сформированность лексико-грамматической стороны речи. Более подробно рассмотрим закономерности формирования грамматической стороны речи у детей в норме.
Публикация «Закономерности формирования грамматического строя речи у детей в норме» размещена в разделах
Первые осмысленные слова появляются в речи ребенка обычно к концу первого года. Однако, во-первых, их недостаточно – всего около 10 (мама, деда, ням - ням, ав – ав, и т. п., во-вторых, малыш очень редко употребляет их по своей инициативе. Примерно в середине второго года жизни в развитии речи ребенка происходит существенный сдвиг: он начинает активно использовать накопленный к этому времени словарь в целях обращения к взрослому. Появляются первые предложения. Характерная особенность этих предложений состоит в том, что входящие в них слова употребляются в неизменной форме : исё мака (ещё молока, мака кипить (молоко кипит, кисень пецька (кисель на печке, мама бобо (мама больно).
Предложения, включающие два слова, три и четыре слова появляются позже, к двум годам [35. С. 6].
К полутора годам ребенок использует в активной речи примерно 100 слов, к двум годам словарь значительно увеличивается – до 300 слов и более. Индивидуальные различия в развитии речи бывают очень большими, и приведенные данные, конечно, приблизительны. Но главное событие в развитие речи в этот период (к концу второго года) заключается не в количественном росте словаря, а в том, что слова, которые малыш использует в своих предложениях, приобретают соответствующую грамматическую форму : девочка села, девочка сидит, лопатку баба деля (сделала). [10]. С этого времени и начинается один из важнейших этапов овладения родным языком – овладение грамматической структурой языка.
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнарович, Д. Б. Эльконина и другие. В исследованиях Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой отмечается, что формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так при формировании словоизменения ребенок, прежде всего, должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др., так как прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи, ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей, на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщение этих правил и закрепление их в собственной речи.
Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм : слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.
Замечательное исследование в этом направлении было проведено высококвалифицированным ученым-лингвистом А. Н. Гвоздевым. Это исследование нашло отражение в его работе «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка», где представляем полный и систематизированный анализ процесса усвоения ребенком родного языка. В работах А. Н. Гвоздева [10], с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка, выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи :
I. ПЕРИОД – период предложений состоящих из аморфных слов – корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев). Этот период включает в себя 2 этапа:
1. этап однословного предложения
2. этап предложений из нескольких слов – корней.
Первый этап I периода (1 год 3 месяцев – 1 год 8месяцев). На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложения (однословные предложения). В речи ребенка лишь некоторое количество слов, которые он использует для выражения своих желаний, потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок часто использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы, это аморфные слова – корни. В различных предложениях они используются в оригинальном звуковом оформлении, без изменения. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие название лиц, предметов, звукоподражания (бух, би-би, му, мяу, лепетные слова (ди, моко).
Второй этап I периода (1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев)- этап предложений из нескольких слов корней. На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала 2, затем 3 слова, то есть в речи ребенка появляется фраза.
Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова в высказывания, связывает их только интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются в предложениях в одной и той же аморфной, неизменяемой форме. Существительные употребляются либо в именительном падеже единственного числа, либо в усечённой, искаженной, неизменяемой форме, либо в форме второго лица единственного числа повелительного наклонения (дай, писи, пать). Анализ детских высказываний этого этапа показывает, что дети улавливают из речи окружающих лишь общее содержание, общий смысл слова, выраженный в его лексической основе. Формально – знаковые средства языка не дифференцируются, остаются вне сферы его восприятия. Так, при восприятии различных форм слов (дом, дома, домой, домом и других) ребенок воспринимает лишь общую часть этих слов (дом). При комбинировании аморфных слов – корней ребёнок ещё не ставит и не может решить задачу выбора нужной грамматической формы и употребляет одинаковую форму слова в различных словосочетаниях.
II ПЕРИОД – усвоения грамматической структуры предложения (1 год 10 месяцев – 3 года). Этот период состоит из трё х этапов:
1. этап формирования первых форм слов (1 год 10 месяцев – 2 года 1 месяц);
2. этап использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (2 года 1 месяц – 2 года 6 месяцев);
3. этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 год 6 месяцев – 3 года).
Первый этап II периода характеризуется появлением первых форм слов. На этом этапе формирование грамматического строя речи дети начинают замечать различную связь между словами в предложениях. В отличие от предыдущего этапа, на котором все слова использовались в одинаковой, не изменяющейся форме, на этом этапе ребенок начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова. Первыми грамматическими формами существительных являются следующие: формы именительного падежа единственного числа с окончаниями - ы, - и (фонетически всегда - и по причине смягчения согласных, формы винительного падежа с окончанием - у (кису, куклу) иногда появляются формы родительного падежа с окончаниями - ы (нет кисы, и окончание - е для обозначения места (толе, вместо на столе, при этом предлог не употребляется.
Первичными грамматическими формами глаголов являются : повелительного наклонение 2-го лица единственного числа (иди, неси, дай, формы 3-го лица единственного числа настоящего времени, без чередования в основе (сидит, возвратные и невозвратные глаголы.
К двум годам появляются прилагательные чаще всего в форме именительного падежа мужского и женского рода, но без согласования с существительными.
Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: согласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет, некоторые формы управления глаголом (дай кису). Однако в речи ребенка имеется большое количество аграмматизмов.
На этом этапе отмечается расширение структуры предложения до 3-х – 4-х слов. (Таня играет кука.).
Второй этап II периода – этап исследования системы флексий для выражения связей слов (от 2-х лет 1 месяца до 2-х лет 6 месяцев). Словоизменение в русском языке характеризуется большим разнообразием флексий, которые систематизируются при формообразовании в различные типы склонений имен существительных и спряжений глаголов.
Из-за сложности флексийной системы ребенок не может одновременно усвоить все формы словоизменения. Последовательность усвоения ребенком грамматических форм слов определяется семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих.
Общей тенденцией детской речи является первоначальное усвоение наиболее частотных флексий. В течение определенного времени дети исполняют только одно, наиболее продуктивное окончание, которое А. Н. Гвоздев называет «главенствующим». Другие варианты окончаний выражающих то же грамматическое значение, отсутствуют в речи, оказываются вытесненными, они заменяются продуктивными флексиями. Так, формы существительных родительного падежа множественного числа имеют несколько вариантов окончаний: -ов, нулевое окончание, -ей, среди которых продуктивной флексией является окончание -ов.
В связи с этим длительное время в речи детей наблюдаются замены непродуктивных флексий окончанием –ов (ложков, ножов).
Чем больше флексий используется в языке для выражения одного и того же грамматического значения, тем труднее усваивается эти формы. Характерной чертой детской речи на этом этапе является стремление к унификации основы различных форм слова. Вначале отмечается однозначное соединение корня и флексии, что выражается в отсутствии чередования, беглости гласных, супплетивизма (молотоком, левы, человеки).
Таким образом, на начальном этапе ребенок усваивает наиболее общие, наиболее продуктивные правила формообразования (систему по Э. Косерну, С. И. Цейтлин, позже овладевает частными правилами, исключениями из общего правила (нормой языка, происходит дифференциация внутри системы языка. На этом этапе детской речи встречается еще много грамматических неточностей. Одни флексии заменяются другими, в пределах одного грамматического значения.
Среди грамматических форм существительных усваиваются беспредложные формы косвенных падежей : винительного, родительного, творительного.
В речи детей наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов изъявительного наклонения, усваивается изменение по лицам (кроме 2-го лица множественного числа, разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, однако в прошедшем времени еще смешиваются формы мужского рода, женского рода и среднего рода. Словоизменение прилагательных еще не усвоено, в речи детей наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательных с существительными.
Во множественном числе прилагательные правильно употребляются лишь в именительном падеже. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных. Личные местоимения уже усвоены.
В устной речи детей на этом этапе появляются некоторые семантически простые предлоги: в, на, у, с. Однако, их употребление не всегда соответствует языковой норме. Наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний. Происходит расширение и усложнение структуры предложения до 5-8 слов, появляются сложные предложения, сначала бессоюзные затем сложносочиненные предложения с союзами.
Третий этап II периода - этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (от 2 лет 6 месяцев до 3-х лет).
Характерной особенностью нормального речевого развития является то, что усвоение предлогов происходит, лишь, после усвоения основных, наиболее функциональных, грамматических элементов языка – флексий. На начальных этапах речевого развития в детской речи отсутствуют предлоги (на столе - толе). Но этот период непродолжителен. Научившись выделять и использовать флексию, ребенок затем вводит в эту конструкцию и недостающий третий элемент – предлог, выражая лексико – грамматическое значение с помощью предлога и флексии. На этом этапе ребенок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложность предлогов (из-за, из-под) наблюдается аграмматизмы. Продолжается усвоение более частных правил словоизменения, в том числе дифференциация морфологической системы склонения существительных: усвоение окончаний множественного числа -ов, -ами, -ах, падежных окончаний именительного падежа множественного числа -а, -иа (рога, стулья). На этом этапе закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.
В речи детей на этом этапе происходит дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, усваиваются многие служебные слова.
Таким образом, в основном усваиваются многие грамматические формы, однако в полной мере морфологическая система языка еще не усвоена.
III ПЕРИОД – период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3-х до 7-ми лет). В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. Значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество, так как ребенок овладевает не только общими правилами грамматики, но и более частичными правилами, системой «фильтров», накладываемых на использование общих правил.
В речи детей 4-х лет иногда еще встречаются случаи неподвижного ударения при словоизменении (на коне, тенденции унификации основы (пени, левы). После 4-х лет такого рода ошибки исчезают из детской речи, остаются лишь нарушения чередования в основах глагола.
Усваивается согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах, глагольное управление.
По данным А. В. Соболевой и Т. Б. Филичевой «…при нормальном развитии речи дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных, т. е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа» [46. С. 23].
Таким образом, к школьному возрасту, ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики.
Как отмечал А. Н. Гвоздев, «…достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является наиболее высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики,что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребенок получает в нем совершенное орудие общения и мышления». [10. С. 467].
Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка. А нарушения грамматического строя речи при общем недоразвитии речи обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых обобщений может носить первичный характер, как при алалии, детской афазии и вторичный, как при дизартрии.