Александр Владимирович Гришин
Закономерное изменение психических процессов у детей, социальная ситуация развития ребенка
▼ Скачать
Развитие – это процесс формирования человека и личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени нового качества специфического для человека, подготовленного всем предшествующим ходом развития, но не содержащегося в готовом виде на более ранней ступени (Л. С. Выготский).
Развитие – универсальное свойство материи и сознания (то есть «природы» в богословском понимании, проявляющееся в необратимом, направленном и закономерном их изменении, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры (В. И. Слободчиков, Е. М. Исаев).
Публикация «Закономерное изменение психических процессов у детей, социальная ситуация развития ребенка» размещена в разделах
Развитие характеризуется следующими изменениями :
1) количественно – качественными,
2) непрерывными/дискретными, скачкообразными,
3) универсальными/ индивидуальными,
4) обратимыми/ необратимыми,
5) целенаправленными / ненаправленными,
6) изолированными / интегрированными,
7) прогрессивными (эволюционными) /регрессивными
(инволюционными).
Психическое развитие – это закономерное изменение психических
процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и
структурных преобразованиях.
Основными формами развития являются филогенез и онтогенез.
Психическое развитие в филогенезе осуществляется путем становления
психических структур в ходе биологической эволюции вида или
социокультурной истории человечества в целом.
В ходе онтогенеза происходит формирование психических структур в
течение жизни данного индивида, иными словами, онтогенез – это процесс
индивидуального развития человека.
В психологии принято выделять факторы психического развития.
Факторы бывают внешние (среда) и внутренние (наследственность).
Среда – окружающие человека общественные, материальные и
духовные условия его существования. Социальная ситуация развития.
Наследственность – это свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.
Движущие силы психического развития – это факторы, которые
определяют поступательное развитие ребенка. Эти факторы являются
причинами и содержат в себе побудительные энергетические источники
развития (обучение, воспитание).
По С. Л. Рубинштейну движущими силами психического развития
ребенка являются внутренние противоречия между достигнутым уровнем и
тем новым содержанием, которым человек овладевает в онтогенезе. Данные
противоречия преодолеваются в процессе обучения и воспитания. К таким
противоречиям относятся, например, противоречия между новыми
потребностями, порождаемыми деятельностью,— и возможностями их
удовлетворения; между возросшими физическими и духовными
возможностями ребенка — и старыми, сложившимися формами
взаимоотношений и видами деятельности; между растущими требованиями
со стороны общества, коллектива, взрослых — и наличным уровнем
психического развития.
Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию
умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет
расшириться границам самостоятельности и возрасти уровню возможностей.
В свою очередь, расширение границ возможностей приводит ребенка к
«открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему
недоступны, но куда он стремится «войти».
Психическое развитие ребенка осуществляется одновременно по 3
линиям:
1) развитие познавательной сферы (становление интеллекта, развитие
механизмов познания). В ходе интеллектуального развития ребенка
происходят изменения и самих психических познавательных процессов. Они
качественно изменяются, например, от непроизвольных форм запоминания к
произвольным, от наглядно-действенной, наглядно-образной формы
мышления к отвлеченной и абстрактно-логической его форме и к
теоретическому мышлению. Происходит изменение познавательной сферы
ребенка, развивающейся под влиянием (и при участии) взрослых, предметно коммуникативной деятельности самого ребенка и обучения, с возрастом
выявляется в виде постепенного усложнения его умственной деятельности и
формирования целостной структуры интеллекта в таких его компонентах, как
сенсорно-перцептивный (ощущение, восприятие, мнемический (память,
мышление, атенционный (внимание)
2) развитие психологической структуры и содержания деятельности
(становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов
и средств деятельности). В личностном плане развитие ребенка идет от
непроизвольности, импульсивности, ситуативности поведенческих реакций и
поведения в целом к его произвольности, регулируемости. Эта тенденция
проявляется в умении ребенка управлять своим поведением, сознательно
ставить цели, преднамеренно искать и находить средства их достижения,
преодолевая трудности и препятствия. Произвольность и саморегуляция —
стержневая линия интеллектуально-личностного развития ребенка.
Произвольность поведения основывается на постепенном переходе от
внешней регуляции к саморегуляция. Особенно отчетливо эта тенденция
прослеживается в становлении самоконтроля, являющегося производным от
внешнего контроля и оценивания. Эти положения возрастной психологии
всегда принимаются во внимание опытными учителями, когда они
организуют контроль и оценивание знаний школьников. От внешнего к
внутреннему, от деятельности, организуемой учителем, к ее самоорганизации
учеником — вот магистральный путь личностного развития и саморазвития
школьника.
3) развитие личности (направленности, ценностных ориентации,
самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т. д.). В
игре, учебе (учении) деятельность ребенка совершенствуется в плане
осознанности, целенаправленности, установления произвольного отношения
между мотивами и целями, усложнения операциональной стороны
деятельности. В процессе развития у ребенка формируется прежде всего
умение произвольно устанавливать отношения между мотивом (тем, ради
чего выполняется деятельность) и целью (тем, что должно быть получено в
результате деятельности). Ребенок научается планировать, организовывать,
соподчинять свои действия, варьировать операции (способы) деятельности,
замещать их.
Законы психического развития ребенка могут быть раскрыты лишь при
изучении разных видов деятельности детей на всех ступенях перехода от
младенческого возраста к подростковому и юношескому. Развивающая роль
любой правильно организованной деятельности состоит в том, что она
становится определенной формой практики человека. В ней совершается
упражнение, а значит, и развитие всех тех физических и психических сил,
способностей, черт характера, которых требует данная деятельность.
Отклоняющееся развитие – это отклонение формирования всей
иерархической структуры психического развития или ее отдельных
составляющих (психических функций, функциональных систем) за пределы
социально-психологического норматива, определяемого для конкретной
образовательной, социокультурной, этнической ситуации, вне зависимости
от знака этого изменения (опережение или запаздывание).
Социально – психологический норматив – это система требований,
которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию
каждого из его членов. Требования, составляющие содержание СПН
являются идеальной моделью требований социальной общности к личности.
Такие требования закреплены в виде правил, норм, предписаний. Они
присутствуют в образовательных программах, в профессиональных и
квалификационных характеристиках, общественном мнении учителей,
воспитателей, родителей. Такие нормативы историчны, они меняются вместе
с развитием общества.
Причины отклонений психического развития :
1) биологические (наследственные отклонения, инфекционные, вирусные и
эндокринные заболевания матери во время беременности, токсикозы,
гипоксия и т. д. ,
2) генетические (недостаток или избыток хромосом, хромосомные
аномалии,
3) соматические (невропатии,
4) социальные (алкоголизм, наркомания родителей, неблагоприятная
среда,
5) индекс повреждения головного мозга (энцефалопатии,
6) ранние, до трех лет, средовые воздействия, текущие средовые
воздействия.
В настоящее время принято выделять несколько категорий (типов)
детей с нарушениями развития :
- с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие);
- с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие);
- с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с задержкой психического развития;
- умственно отсталые;
- с тяжелыми нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- с нарушениями поведения;
- со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или
более первичных нарушения.
Каждая категория детей имеет специфические психологопедагогические особенности, которые необходимо учитывать при
определении стратегии и тактики психолого-педагогического изучения.
Дефект (от лат. defectus – недостаток) – это физический или
психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития
ребенка.
Л. С. Выготским были сделаны наиболее глубокие разработки в области
аномального развития. Исходя из идеи о системном строении дефекта, он
предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов:
первичные – нарушения, непосредственно вытекающие из биологического
характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов
чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных
корковых зон и т. д., и вторичные, возникающие опосредованно в процессе
аномального социального развития.
Первичные дефекты, к которым относятся частные и общие нарушения
функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня
развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития,
явления ретардации, регресса и акселерации, нарушения
межфункциональных связей. Первичный дефект является следствием таких
нарушений, как недоразвитие или повреждение мозга. Проявляется
первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений
умственной работоспособности, мозговых дисфункций.
Вторичные дефекты возникают в ходе развития ребенка с
нарушениями психофизиологического развития в том случае, если
социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, напротив,
детерминирует отклонения в личностном развитии.
Механизм возникновения вторичных дефектов различен. Вторичному
недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные с
поврежденной. Например, по этому типу возникает нарушение
формирования речи у глухих. Вторичное недоразвитие характерно и для тех
функций, которые во время повреждения находились в сензитивном периоде
развития. В результате этого разные повреждения могут приводить к
сходным результатам. Так, например, в дошкольном возрасте в сензитивном
периоде развития находится произвольная моторика. Поэтому различные
повреждения (перенесенный менингит, травма черепа) могут привести к
явлениям задержки в формировании этой функции, что проявляется как
двигательная расторможенность.
Важнейшим фактором возникновения вторичного дефекта является
социальная депривация, которая тормозит усвоение ребенком знаний и
навыков.
Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при
определенных обстоятельствах. Влияние дефекта всегда двойственно: с
одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности
организма, с другой – служит усиленному развитию других функций,
которые могли бы компенсировать недостаток. Л. С. Выготский: «Минус
дефекта превращается в плюс компенсации».
Г. Я. Трошин выдвинул идею об общих закономерностях нормального и
аномального развития, что подтвердилось в дальнейшем в работах многих
исследователей (Т. А. Власова, Ж. И. Шиф, В. И. Лубовский).
И при нормальном, и при нарушенном развитии формирование
психики ребенка носит поступательный характер. Каждый из этапов развития
завершается формированием принципиально новых качеств —
новообразований, которые, в свою очередь, становятся основой для
следующего этапа.
Обосновывая положения об общности законов нормального и
аномального развития, Л. С. Выготский подчеркивал, что общим для них
является социальная обусловленность психического развития : социальное, в
том числе педагогическое, воздействие составляет источник формирования
высших психических функций как в норме, так и при нарушенном развитии.
Развитие психики аномальных детей подчиняются тем же основным
закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального
ребенка :
цикличность психического развития (определенная последовательность
стадий развития психики,
наличие сензитивных периодов в развитии психических функций
неравномерность психического развития,
развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее,
формирование высших психических функций на основе речи,
роль деятельности в психическом развитии,
пластичность нервной системы,
соотношение биологических и социальных (обучение, например)
факторов в процессе психического развития.
В то же время может быть выделен ряд закономерностей, не
наблюдающихся у «нормальных» детей, но характерных для детей с
нарушениями развития. Общие закономерности аномального развития были
систематизированы и обобщены в трудах Т. А. Власовой и В. И. Лубовского.
Выделяют следующие закономерности отклоняющегося развития :
снижение способности к приему, переработке, хранению и
использованию информации,
трудность словесного опосредования,
замедление процесса формирования представлений и понятий об
окружающей действительности,
риск возникновения состояний социально-психологической
дезадаптированности.