Худорожко Лилия
Заключительный урок «Однородные члены предложения» в 8 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Однородные члены предложения
Преподаватель: Худорожко Лилия Владимировна
Учебное заведение: ГБОУ школа № 594 Московского района
Учебная дисциплина: русский язык
Тема: «Однородные члены предложения»
Данный урок завершает большой раздел, посвященный однородным членам предложения. Впервые эта тема изучается в 5 классе, когда учащиеся знакомятся с определением однородных членов и условиями постановки знаков при них. В 8 классе этот материал дополняется и расширяется. Основная трудность заключается в том, чтобы уметь отличать однородные члены от похожих на них неоднородных членов, сложных предложений, а также верно расставлять знаки или объяснять их отсутствие. Основная дидактическая цель урока – обобщение и систематизация знаний об однородных членах предложения. Все урока задания внесены в презентацию. Урок является подготовительным к контрольной работе, поэтому на следующем уроке должен быть анализ 5-го этапа и окончательное заполнение технологической карты урока.
Публикация «Заключительный урок „Однородные члены предложения“ в 8 классе» размещена в разделах
Использование РНС при изучении раздела дает возможность учащимся:
1. Планировать свою деятельность при изучении темы.
2. Скорректировать свои результаты.
3. Учит оценивать результаты своей деятельности.
Целевая аудитория: 8 класс
Тип урока : закрепление, 1 акад. час
Цели урока :
Знание: знать понятия «однородные члены предложения», «обобщающее слово», «однородные и неоднородные определения»
Понимание: понимать условия постановки знаков при однородных членах
Применение: находить в тексе однородные члены предложения и объяснять постановку знаков препинания; расставлять знаки препинания при однородных членах предложения, находить пунктуационные ошибки
Анализ: анализировать тексты с точки зрения использования в них конструкций с однородными членами
Синтез: составлять предложения и тексты, используя предложения с однородными членами
Оценка: осуществлять самооценку выполняемых заданий
Оборудование:
1. Учебник по русскому языку под редакцией Т. А. Ладыженской
2. Раздаточный материал
3. Технологическая карта урока
4. Презентация урока
План урока :
1. Организационный момент 1 мин
2. Сообщение темы и цели урока 1 мин
3. Ознакомление с технологической картой урока 3 мин
4. Обобщение изученного
А) Первый этап (знание) 3 мин
Б) Второй этап (понимание) 7 мин
В) Третий этап (применение) 10 мин
Г) Четвертый этап (анализ) 8 мин
Д) Пятый этап (синтез) 10 мин
5. Итог урока 2 мин
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока
- Ребята, сегодня мы обобщим изученное по теме: «Однородные члены предложения». В течение урока каждый из вас будет выполнять задания, которые в зависимости от сложности будут оцениваться определенным количеством баллов. Работа на уроке оценится по сумме набранных баллов.
3 Ознакомление с технологической картой урока.
- Рассмотрите технологическую карту урока, напишите свою фамилию и имя в специальной графе.
- Прочитайте, какое максимальное количество баллов можно набрать за урок.
- Ознакомьтесь с тем, как набранный балл переводится в отметку.
4. Обобщение изученного.
А) Первый этап (знание).
-Дайте определение однородным членам.
- Какие члены предложения могут быть однородными?
- Дайте определение обобщающего слова.
- Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Приведите примеры.
- Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом.
- Прочитайте задания Первого этапа. Посмотрите, сколько баллов можно получить за каждое. Выберите то задание, которое вам по силам. Выполните его на распечатке.
(Проверка с помощью компьютера).
- В технологической карте урока в графе «Мои баллы» впишите ваш балл.
Б) Второй этап (понимание).
- Второй этап покажет, как вы понимаете тему.
- Прочитайте задания. Посмотрите в технологической карте, как оценивается каждое задание. Выберите то, которое будете выполнять. Объясните знаки препинания или их отсутствие на распечатке.
(После выполнения заданий проводится фронтальная проверка).
За каждый правильный ответ Задания 1 – 1 балл; за каждый правильный ответ Задания 2 – 2 балла.
Впишите в технологическую карту те баллы, которые вы заработали.
В) Третий этап (применение).
- Третий этап покажет, как хорошо вы умеете применять знания на практике.
- Ознакомьтесь с заданиями. Посмотрите в технологической карте, как оцениваются эти задания. Выберите то задание, которое вы можете выполнить.
(Проверка с помощью компьютера).
Ученики сверяют ответы с образцом. Анализируем ошибки.
- 1 балл за каждый правильный ответ Задания 1; 2 балла за каждый правильный ответ Задания 2; 1 балл за каждый правильный комментарий знаков или их отсутствие.
- Общее количество баллов впишите в технологическую карту.
Г) Четвертый этап (анализ).
- При выполнении заданий этого этапа вам надо будет проанализировать предложенный материал, выбрать правильный ответ, аргументировать свой выбор.
- Прочитайте задания, посмотрите в технологической карте, сколько баллов ставится за каждое. Выберите посильное для себя задание.
(При проверке Задания 1 выдаются ключи с номерами предложений, которые являются правильным ответом.
При проверке Задания 2 учащиеся получают ключи с номерами предложений с верными ответами и схемы-комментарии к ним).
- Заполните технологическую карту. Правильный ответ за Задание 1 – 1 балл; правильный ответ за Задание 2 – 2 балла.
Д) Пятый этап (синтез).
- На этом этапе урока вам надо распространить предложения по теме или составить текст.
- Прочитайте задания. Посмотрите в технологической карте, как они оцениваются. Выберите то задание, которое вы будете выполнять.
(При проверке спрашиваю по 2 человека с каждого варианта. Ответившие вписывают свои баллы в технологическую карту, подсчитывают общий балл. У остальных учеников собираю тетради, проверяю работу, выставляю баллы, перевожу их в отметки).
5. Итог урока.
- Что повторяли на уроке?
- Оцените свою деятельность на уроке :
1. Было трудно…
2. Было интересно…
3. Теперь я могу…
4. Я бы хотел…
Приложение
Первый этап (знание)
Задание 1. Я могу найти предложения с однородными членами, подчеркнуть их как члены предложения.
1) Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
2) О подвигах Ильи Муромца, любимого русского народного богатыря, сохранилось много былин.
3) По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности.
4) Нигде не было ни капельки света, ни фонаря, ни коптилки.
5) Свет луны уже померк, и в воздухе повеяло острой сыростью.
6) Дождь уже перестал и полился лишь по мокрым листьям деревьев.
7)Одинокая яркая звезда сверкала над лесами.
8) Олег усмехнулся, однако чело и взор его омрачилися думой.
9) Олег прислушивался, однако слышал только удары своего сердца.
Задание 2. Я могу найти предложения с однородными членами, подчеркнуть их как члены предложения, указать часть речи, которой они выражены.
Дидактический материал тот же.
Второй этап (понимание)
Задание 1. Я могу объяснить знаки препинания или их отсутствие, опираясь на правила, представленные в схеме.
Дидактический материал тот же.
Задание 2. Я могу объяснить знаки препинания или их отсутствие, не опираясь на схему.
Третий этап (применение)
Задание 1. Я могу расставить знаки препинания, иногда с опорой на учебник.
1) Щеки его румяны и полны и смуглы.
2) На бесконечном просторе блеск и движение грохот и гром.
3) У самого родника росли не только ели но и дубы.
4) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с клейкими листочками.
5) Утреннюю сонливую тишину нарушало лишь стрекотание птиц да стук топора.
Задание 2. Я могу расставить знаки препинания самостоятельно.
1) Умен и пригож да на дело не гож.
2) И тотчас высокая трель ударила по черной воде и рассыпалась средь зарослей сусака и кувшинок.
3) Мне чудятся то шумные пиры то ратный стан то шумные схватки боевые.
4) Заря бывает не только утренняя но и вечерняя.
5) Щегол держится в полях на лесных опушках и в бурьянах.
Задание 3. Я могу не только самостоятельно расставить знаки, но и доказать наличие или отсутствие знаков при однородных членах с помощью графического комментария.
Дидактический материал тот же.
Четвертый этап (анализ)
Задание 1. Я могу найти предложения с ошибками в постановке знаков препинания.
1) Ты захвати в лес с собой нашу книжку, да на чем сидеть.
2) Человек, оставшись в лесу один, обыкновенно или разговаривает сам с собой, или свистит или сшибает палкой сухие листья.
3) Куда он пошел: в гараж или Лену провожать?
4) Им приходилось, как землю рыть, так и камни обтесывать.
5) Звезды начали меркнуть, и небо стало заволакиваться не то тучами, не то туманом.
6) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше, и кругом в тени рассыпанный аул.
7) Со всех сторон: из-за заборов, из калитки и изо всех углов посыпались выстрелы.
8) Гимнастика, обтирание холодной водой все это укрепляет и закаляет человека.
Задание 2. Я могу найти все предложения с ошибками в постановке знаков препинания, исправить их и прокомментировать.
1) Виднелись или необозримые равнины, или далекие горы.
2) Видны были только белые стволы ближайших берез, да кусочек аллей.
3) В лесу и на полях было все занесено снегом.
4) Уже нельзя было ни остановиться, ни повернуть ни оглянуться.
5) Посаженные заботливыми руками деревья: тополь, акация, а также дикорастущий клен зеленели приветливо и свежо.
6) Ветерок пролетал и то лесною веял земляникой, то соснами столетними дышал.
7) Пчелы на пасеке жужжат, да гудят.
8) Эта мельница, и кустарник, и запах листьев все было ново, необычно.
Пятый этап (синтез)
Задание 1. Я могу распространить предложения однородными членами.
1) Вдали куковала кукушка…
2) За две версты можно было различить малейший звук.
3) Посаженные заботливыми руками деревья:.
4) В лесу и.
5) А звезды сверкают и …
6) На земле голо без пшеницы, и ржи…
7) Весной радуют глаз не только цветы, но и …
8) Пушкин, Толстой, Достоевский - …
Задание 2. Я могу составить текст по картине Ф. Васильева «Мокрый луг», используя предложения с однородными членами.
Задание 3. Я могу прокомментировать постановку знаков в предложениях с однородными членами.
Технологическая карта урока
Баллы Мои баллы Примечания
Я нашел предложения с однородными членами, подчеркнул их как члены предложения 1 балл
Я нашел все предложения с однородными членами, подчеркнул их, указал части речи, которыми они выражены 2 балла
Второй этап
Я объяснил знаки препинания или их отсутствие, опираясь на правила, представленные в схеме - 5
Я объяснил знаки или их отсутствие, не опираясь на схему - 10
Третий этап
Я расставил знаки препинания, иногда с опорой на учебник 5
Я расставил знаки препинания самостоятельно 10
Я не только самостоятельно расставил знаки, но и доказал наличие или отсутствие знаков с помощью графического комментария -15
Четвертый этап
Я нашел предложения с ошибками в постановке знаков препинания - 4
Я нашел все предложения с ошибками в постановке знаков препинания, исправил их и прокомментировал - 8
Пятый этап
Я распространил предложения однородными членами - 8
Я составил текст, используя предложения с однородными членами - 12
Я прокомментировал постановку знаков - 3
Мои баллы___
Максимальное количество баллов за урок-50
Критерии:
41-50 баллов-«5»
30-40 баллов-«4»
19-29 баллов-«3»
Рефлексия
Урок получился очень насыщенным по заданиям разной сложности. Все учащиеся остались довольны результатами. Каждый имел возможность выбирать задание по силам, поэтому результаты были объективны. Многие слабые и средние учащиеся почувствовали в себе силы получить балл, более высокий, чем всегда. Мне РНС помогла увидеть не только результаты, но и умение учеников реально оценивать свои знания и возможности. Считаю, что использование РНС на уроках очень эффективно, особенно при закреплении материала.