Лучший педагог года

Заключительный урок «Однородные члены предложения» в 8 классе

Худорожко Лилия
Заключительный урок «Однородные члены предложения» в 8 классе

Однородные члены предложения

Преподаватель: Худорожко Лилия Владимировна

Учебное заведение: ГБОУ школа № 594 Московского района

Учебная дисциплина: русский язык

Тема: «Однородные члены предложения»

Данный урок завершает большой раздел, посвященный однородным членам предложения. Впервые эта тема изучается в 5 классе, когда учащиеся знакомятся с определением однородных членов и условиями постановки знаков при них. В 8 классе этот материал дополняется и расширяется. Основная трудность заключается в том, чтобы уметь отличать однородные члены от похожих на них неоднородных членов, сложных предложений, а также верно расставлять знаки или объяснять их отсутствие. Основная дидактическая цель урока – обобщение и систематизация знаний об однородных членах предложения. Все урока задания внесены в презентацию. Урок является подготовительным к контрольной работе, поэтому на следующем уроке должен быть анализ 5-го этапа и окончательное заполнение технологической карты урока.

Публикация «Заключительный урок „Однородные члены предложения“ в 8 классе» размещена в разделах

Использование РНС при изучении раздела дает возможность учащимся:

1. Планировать свою деятельность при изучении темы.

2. Скорректировать свои результаты.

3. Учит оценивать результаты своей деятельности.

Целевая аудитория: 8 класс

Тип урока : закрепление, 1 акад. час

Цели урока :

Знание: знать понятия «однородные члены предложения», «обобщающее слово», «однородные и неоднородные определения»

Понимание: понимать условия постановки знаков при однородных членах

Применение: находить в тексе однородные члены предложения и объяснять постановку знаков препинания; расставлять знаки препинания при однородных членах предложения, находить пунктуационные ошибки

Анализ: анализировать тексты с точки зрения использования в них конструкций с однородными членами

Синтез: составлять предложения и тексты, используя предложения с однородными членами

Оценка: осуществлять самооценку выполняемых заданий

Оборудование:

1. Учебник по русскому языку под редакцией Т. А. Ладыженской

2. Раздаточный материал

3. Технологическая карта урока

4. Презентация урока

План урока :

1. Организационный момент 1 мин

2. Сообщение темы и цели урока 1 мин

3. Ознакомление с технологической картой урока 3 мин

4. Обобщение изученного

А) Первый этап (знание) 3 мин

Б) Второй этап (понимание) 7 мин

В) Третий этап (применение) 10 мин

Г) Четвертый этап (анализ) 8 мин

Д) Пятый этап (синтез) 10 мин

5. Итог урока 2 мин

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока

- Ребята, сегодня мы обобщим изученное по теме: «Однородные члены предложения». В течение урока каждый из вас будет выполнять задания, которые в зависимости от сложности будут оцениваться определенным количеством баллов. Работа на уроке оценится по сумме набранных баллов.

3 Ознакомление с технологической картой урока.

- Рассмотрите технологическую карту урока, напишите свою фамилию и имя в специальной графе.

- Прочитайте, какое максимальное количество баллов можно набрать за урок.

- Ознакомьтесь с тем, как набранный балл переводится в отметку.

4. Обобщение изученного.

А) Первый этап (знание).

-Дайте определение однородным членам.

- Какие члены предложения могут быть однородными?

- Дайте определение обобщающего слова.

- Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Приведите примеры.

- Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом.

- Прочитайте задания Первого этапа. Посмотрите, сколько баллов можно получить за каждое. Выберите то задание, которое вам по силам. Выполните его на распечатке.

(Проверка с помощью компьютера).

- В технологической карте урока в графе «Мои баллы» впишите ваш балл.

Б) Второй этап (понимание).

- Второй этап покажет, как вы понимаете тему.

- Прочитайте задания. Посмотрите в технологической карте, как оценивается каждое задание. Выберите то, которое будете выполнять. Объясните знаки препинания или их отсутствие на распечатке.

(После выполнения заданий проводится фронтальная проверка).

За каждый правильный ответ Задания 1 – 1 балл; за каждый правильный ответ Задания 2 – 2 балла.

Впишите в технологическую карту те баллы, которые вы заработали.

В) Третий этап (применение).

- Третий этап покажет, как хорошо вы умеете применять знания на практике.

- Ознакомьтесь с заданиями. Посмотрите в технологической карте, как оцениваются эти задания. Выберите то задание, которое вы можете выполнить.

(Проверка с помощью компьютера).

Ученики сверяют ответы с образцом. Анализируем ошибки.

- 1 балл за каждый правильный ответ Задания 1; 2 балла за каждый правильный ответ Задания 2; 1 балл за каждый правильный комментарий знаков или их отсутствие.

- Общее количество баллов впишите в технологическую карту.

Г) Четвертый этап (анализ).

- При выполнении заданий этого этапа вам надо будет проанализировать предложенный материал, выбрать правильный ответ, аргументировать свой выбор.

- Прочитайте задания, посмотрите в технологической карте, сколько баллов ставится за каждое. Выберите посильное для себя задание.

(При проверке Задания 1 выдаются ключи с номерами предложений, которые являются правильным ответом.

При проверке Задания 2 учащиеся получают ключи с номерами предложений с верными ответами и схемы-комментарии к ним).

- Заполните технологическую карту. Правильный ответ за Задание 1 – 1 балл; правильный ответ за Задание 2 – 2 балла.

Д) Пятый этап (синтез).

- На этом этапе урока вам надо распространить предложения по теме или составить текст.

- Прочитайте задания. Посмотрите в технологической карте, как они оцениваются. Выберите то задание, которое вы будете выполнять.

(При проверке спрашиваю по 2 человека с каждого варианта. Ответившие вписывают свои баллы в технологическую карту, подсчитывают общий балл. У остальных учеников собираю тетради, проверяю работу, выставляю баллы, перевожу их в отметки).

5. Итог урока.

- Что повторяли на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке :

1. Было трудно…

2. Было интересно…

3. Теперь я могу…

4. Я бы хотел…

Приложение

Первый этап (знание)

Задание 1. Я могу найти предложения с однородными членами, подчеркнуть их как члены предложения.

1) Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

2) О подвигах Ильи Муромца, любимого русского народного богатыря, сохранилось много былин.

3) По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности.

4) Нигде не было ни капельки света, ни фонаря, ни коптилки.

5) Свет луны уже померк, и в воздухе повеяло острой сыростью.

6) Дождь уже перестал и полился лишь по мокрым листьям деревьев.

7)Одинокая яркая звезда сверкала над лесами.

8) Олег усмехнулся, однако чело и взор его омрачилися думой.

9) Олег прислушивался, однако слышал только удары своего сердца.

Задание 2. Я могу найти предложения с однородными членами, подчеркнуть их как члены предложения, указать часть речи, которой они выражены.

Дидактический материал тот же.

Второй этап (понимание)

Задание 1. Я могу объяснить знаки препинания или их отсутствие, опираясь на правила, представленные в схеме.

Дидактический материал тот же.

Задание 2. Я могу объяснить знаки препинания или их отсутствие, не опираясь на схему.

Третий этап (применение)

Задание 1. Я могу расставить знаки препинания, иногда с опорой на учебник.

1) Щеки его румяны и полны и смуглы.

2) На бесконечном просторе блеск и движение грохот и гром.

3) У самого родника росли не только ели но и дубы.

4) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с клейкими листочками.

5) Утреннюю сонливую тишину нарушало лишь стрекотание птиц да стук топора.

Задание 2. Я могу расставить знаки препинания самостоятельно.

1) Умен и пригож да на дело не гож.

2) И тотчас высокая трель ударила по черной воде и рассыпалась средь зарослей сусака и кувшинок.

3) Мне чудятся то шумные пиры то ратный стан то шумные схватки боевые.

4) Заря бывает не только утренняя но и вечерняя.

5) Щегол держится в полях на лесных опушках и в бурьянах.

Задание 3. Я могу не только самостоятельно расставить знаки, но и доказать наличие или отсутствие знаков при однородных членах с помощью графического комментария.

Дидактический материал тот же.

Четвертый этап (анализ)

Задание 1. Я могу найти предложения с ошибками в постановке знаков препинания.

1) Ты захвати в лес с собой нашу книжку, да на чем сидеть.

2) Человек, оставшись в лесу один, обыкновенно или разговаривает сам с собой, или свистит или сшибает палкой сухие листья.

3) Куда он пошел: в гараж или Лену провожать?

4) Им приходилось, как землю рыть, так и камни обтесывать.

5) Звезды начали меркнуть, и небо стало заволакиваться не то тучами, не то туманом.

6) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше, и кругом в тени рассыпанный аул.

7) Со всех сторон: из-за заборов, из калитки и изо всех углов посыпались выстрелы.

8) Гимнастика, обтирание холодной водой все это укрепляет и закаляет человека.

Задание 2. Я могу найти все предложения с ошибками в постановке знаков препинания, исправить их и прокомментировать.

1) Виднелись или необозримые равнины, или далекие горы.

2) Видны были только белые стволы ближайших берез, да кусочек аллей.

3) В лесу и на полях было все занесено снегом.

4) Уже нельзя было ни остановиться, ни повернуть ни оглянуться.

5) Посаженные заботливыми руками деревья: тополь, акация, а также дикорастущий клен зеленели приветливо и свежо.

6) Ветерок пролетал и то лесною веял земляникой, то соснами столетними дышал.

7) Пчелы на пасеке жужжат, да гудят.

8) Эта мельница, и кустарник, и запах листьев все было ново, необычно.

Пятый этап (синтез)

Задание 1. Я могу распространить предложения однородными членами.

1) Вдали куковала кукушка…

2) За две версты можно было различить малейший звук.

3) Посаженные заботливыми руками деревья:.

4) В лесу и.

5) А звезды сверкают и …

6) На земле голо без пшеницы, и ржи…

7) Весной радуют глаз не только цветы, но и …

8) Пушкин, Толстой, Достоевский - …

Задание 2. Я могу составить текст по картине Ф. Васильева «Мокрый луг», используя предложения с однородными членами.

Задание 3. Я могу прокомментировать постановку знаков в предложениях с однородными членами.

Технологическая карта урока

Баллы Мои баллы Примечания

Я нашел предложения с однородными членами, подчеркнул их как члены предложения 1 балл

Я нашел все предложения с однородными членами, подчеркнул их, указал части речи, которыми они выражены 2 балла

Второй этап

Я объяснил знаки препинания или их отсутствие, опираясь на правила, представленные в схеме - 5

Я объяснил знаки или их отсутствие, не опираясь на схему - 10

Третий этап

Я расставил знаки препинания, иногда с опорой на учебник 5

Я расставил знаки препинания самостоятельно 10

Я не только самостоятельно расставил знаки, но и доказал наличие или отсутствие знаков с помощью графического комментария -15

Четвертый этап

Я нашел предложения с ошибками в постановке знаков препинания - 4

Я нашел все предложения с ошибками в постановке знаков препинания, исправил их и прокомментировал - 8

Пятый этап

Я распространил предложения однородными членами - 8

Я составил текст, используя предложения с однородными членами - 12

Я прокомментировал постановку знаков - 3

Мои баллы___

Максимальное количество баллов за урок-50

Критерии:

41-50 баллов-«5»

30-40 баллов-«4»

19-29 баллов-«3»

Рефлексия

Урок получился очень насыщенным по заданиям разной сложности. Все учащиеся остались довольны результатами. Каждый имел возможность выбирать задание по силам, поэтому результаты были объективны. Многие слабые и средние учащиеся почувствовали в себе силы получить балл, более высокий, чем всегда. Мне РНС помогла увидеть не только результаты, но и умение учеников реально оценивать свои знания и возможности. Считаю, что использование РНС на уроках очень эффективно, особенно при закреплении материала.

Публикации по теме:

Классный час «Последний урок в 11 классе» Классный час (последний урок в 11 классе) Проводит первый учитель Классный руководитель: Мы сегодня собрались на самый, Самый сложный.

Открытый урок по русскому языку в 7 классе коррекционной школы по теме «Однородные члены предложения» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №14 п. Надвоицы.

Урок математики в 1 классе «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала. Цель урока: -формирование знаний о числе и цифре8 через создание проблемной ситуации. Задачи:.

Урок математики в 1 классе «Сложение и вычитание 1–20. Закрепление» Урок математики в 1-м классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление" Формирование УУД ПознавательныеУУД: • общеучебные:.

Урок математики в 6 классе «Сравнение чисел» Тема: Сравнение чисел Тип урока: «открытие» новых знаний Цель урока: формирование навыка сравнения отрицательных чисел и чисел с разными.

Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.

Урок русского языка в 4 классе «Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения» Тема: «Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.» Класс: 4 УМК: "Школа России". Учитель: Кругликова Жанна Анатольевна.

«Зоопарк». Урок русского языка во 2 классе Итоговая тематическая проектная задача «Зоопарк» 2 класс Тема: «Различение звука и обозначающей его буквы. Смыслоразличительная роль звуков.

Урок технологии «В мастерской кондитера» в 1 классе УМК «Школа России» Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным.

Урок в 4 классе «Сказка в музыке» Тема: «Сказка в музыке» Приветствие!Вступительное слово. Ход урока. Дорогие ребята, наверное, все вы любите сказки. Когда вы были маленькими,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Заключительный урок «Однородные члены предложения» в 8 классе
Опубликовано: 24 декабря 2018 в 17:09
+123Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД