Евгения Соловьева
Статья «Закаливание детского организма, как ведущий метод повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам среды»
▼ Скачать + Заказать документы
В первую очередь систематическое закаливание способствует совершенствованию процессов терморегуляции, организм хорошо координирует выработку и отдачу тепла и адаптируется к меняющимся температурным условиям, предупреждая переохлаждение и перегревание.
Механизм закаливания достаточно сложен : различают рефлекторный, гуморальный, клеточный механизмы, но основная роль принадлежит центральной нервной системе.
Публикация «Статья „Закаливание детского организма, как ведущий метод повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам среды“» размещена в разделах
По характеру воздействия закаливающие процедуры можно разделить на местные и общие. К закаливанию следует подходить сознательно. Неправильное проведение любой процедуры может принести вред ребёнку. Перед началом проведения закаливающих мероприятий следует проконсультироваться с врачом, наблюдающим вашего ребёнка.
Существует определённые правила закаливающих процедур.
1. Индивидуальный подход к ребёнку.
Какие бы средства закаливания ни применялись, всегда необходимо учитывать возраст ребёнка, состояние здоровья, условия жизни и индивидуальные особенности его организма. Особенно важен индивидуальный подход к ослабленным детям, детей с хроническими заболеваниями, врождёнными пороками развития. При проведении закаливания нужно внимательно следить за самочувствием ребёнка, его настроением, аппетитом, массой тела, сном.
2. Систематическое проведение процедур, все времена года, без перерыва.
Адаптация организма к резким колебаниям температур требует длительного времени. При многократном повторении закаливающие процедуры способствуют выработке условного рефлекса в виде быстрой реакции кровеносных сосудов на воздействие холода или тепла. Перерывы в закаливании снижают приобретённую организмом устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
3. Постепенное увеличение силы закаливающего воздействия с учётом самочувствия ребёнка.
Привычка кхолодовым воздействиям должна воспитываться последовательно и настойчиво (переход от менее сильных процедур к более сильным, от местных процедур к общим и т. д.) Только последовательно приучая детей к изменениям температуры, можно без риска для их здоровья добиться хороших результатов.
4. Проведение закаливания только при положительной эмоциональной реакции ребёнка.
Если ребёнок проявляет беспокойство, капризничает, закаливающие мероприятия временно отменяют. Для маленьких детей необходимо создать такую обстановку, которая не вызвала бы страха. Процедура должна сопровождаться ласковым разговором с ребёнком, его подбадриванием.
Группы закаливания
При проведении закаливающих мероприятий детей по состоянию их здоровья делят на две группы.
1. Основная:
-практически здоровые дети;
-де5ти с функциональными отклонениями в состоянии здоровья при условии, что они уже закаливались раньше.
2. Ослабленная:
-дети с функциональными отклонениями, впервые приступающие к закаливанию;
-часто болеющие дети;
-дети с хронической патологией;
-дети, приступающие к закаливанию после длительной болезни.
Причины неэффективности закаливающих воздействий :
*несоблюдение температурного режима в помещениях (перегревание);
*нерациональная одежда (не соответствующая температуре воздуха) в помещении, на улице и при занятиях спортом;
*использование слабоинтенсивных холодовых воздействий, не обеспечивающих достаточной тренировке организма.
Принципы реализации оригинальной системы эффективного закаливания.
1. Ведущими научно обоснованными методами эффективного закаливания являются контрастные температурные воздействия (контрастные воздушные ванны и контрастный душ). Именно эти методы способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции, плохо функционирующей в первые годы жизни.
2. Циклические упражнения, особенно на свежем воздухе, выполняемые детьми в свободной, не стесняющей одежде на занятиях по физической культуре и прогулках, обладают хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом.
3. Хождение босиком может быть эффективным закаливающим средством детей при условии постепенного его использования.
4. Неперегревающая одежда детей на открытом воздухе и в помещениях способствует их закаливанию. Основное правило её использования – соответствие погоде на данное время. Ребёнок, находящийся на открытом воздухе, должен быть одет так, чтобы при отсутствии движений на какое-то время он испытывал ощущение зябкости.
5. Температура воздуха в помещениях для детей дошкольного возраста должна быть в диапазоне +18 - +20*С, однако, в зависимости от большей или меньшей двигательной активности детей и их числа, температура должна изменяться в обратном соотношении.
6. Занятия плаванием в бассейне также способствует закаливанию при использовании контрастного душа до и по окончании занятия.
Закаливание воздухом.
Закаливание воздухом можно начинать с периода новорождённости. Ребёнок очень чувствителен к недостатку воздуха : относительная потребность в кислороде у него в 2,5 раза выше, чем у взрослого человека. От недостатка кислорода в первую очередь страдает нервная система. В комнате, где находятся дети, воздух должен быть чистым и свежим. Для этого необходимо:
- Проветривание помещения.
Для детей дошкольного возраста необходимо, прежде всего создать оптимальный воздушный режим помещений – это основное условие эффективности закаливания.
- Прогулки.
Дети должны гулять не менее двух раз в день в общей сложности 3-4 часа. Нельзя забывать, что день, проведённый без прогулки, потерян для его здоровья. Прогулки разрешаются в зимнее время для детей до 3-х лет при температуре выше -15*С, после 3-х лет – до -20*С при безветренной погоде.
- Воздушные ванны.
Во время воздушной ванны ребёнок определённое время находится без одежды или в облегчённой одежде при комфортных значениях температуры и отсутствии ощутимого движения воздуха. При проведении воздушных ванн кожа должна быть теплой, розовой. Если у ребёнка раннего возраста появляются признаки переохлаждения – бледность и мраморность кожи, синюшность губ и ногтей, - процедуру следует немедленно прекратить. Признаки переохлаждения у более старших детей – «гусиная кожа», дрожь, озноб.
После воздушной ванны ребёнок должен быть бодрым и весёлым, не испытывать неприятных ощущений. Воздушное закаливание всегда предшествует водным закаливающим процедурам. Спустя 2-3 недели после применения воздушных ванн можно переходить к водному закаливанию.
Закаливание водой.
Вода оказывает более сильное воздействие на терморегуляцию, чем воздух. Закаливание водой требует большой осторожности, особенно в грудном возрасте; очень важна постепенность в проведении процедур. Длительность водной процедуры зависит от температуры: чем ниже температуры воды, тем короче время процедуры.
Водные закаливающие процедуры подразделяются на обтирания (местные и общие, обливания (местные и общие) – ванны, душ, купания в открытом водоёме.
Закаливание солнечными лучами.
Закаливание солнцем начинают, когда ребёнок привык к воздушным процедурам. На солнце голова ребёнка должна быть прикрыта панамкой! Первые 2-3 дня нужна футболка, затем только трусики. В тёплую солнечную погоду ребёнок должен много пить, а также носить лёгкую светлую одежду, не препятствующую испарению пота.
Светло-воздушные ванны –воздействие рассеянного солнечного света. Проводятся перед солнечными ваннами или как замена при противопоказаниях.
Солнечные ванны проводят через час после еды, при температуре до 30*С. Солнечные ванны рекомендуется принимать в утренние и вечерние часы. Нельзя находиться на солнце с 11 до 14 часов. Во время солнечных ванн не рекомендуются подвижные игры, так как двигательная активность способствует перегреванию.
Неумеренное пребывание на солнце опасно возникновением болезненных, а иногда и крайне опасных состояний: теплового и солнечного ударов, ожога кожи.
Итак, основной целью коллектива дошкольного учреждения в летнее время является оздоровление и укрепление детского организма. Добиться этого возможного только благодаря совместным усилиям педагогического, медицинского и обслуживающего персонала, его своевременной подготовке к летнему оздоровительному сезону.
Литература:
1. Пенькова Л. А. Под парусом Лето плывёт по земле (организация работы тематических площадок в летний период) / Методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
2. Аганджанова С. Н. Как не болеть в детском саду. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009.
3. Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
4. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века. - М. : АРКТИ, 2000.(Развитие и воспитание дошкольника)