Сало Ирина Владимировна
Закаливание детей в средней группе детского сада
▼ Скачать
ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ В РЕЖИМЕ ДНЯ ДОУ
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) особое значение уделяют закаливанию организма.
Микляева Н. М. отмечает, что одним из факторов воспитания здоровых детей является организация правильного режима дня, который должен строго соблюдаться в дошкольных образовательных учреждениях. Для этого в дошкольных учреждениях разработаны разнообразные виды физической нагрузки, а также оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, в том числе и закаливающие мероприятия в режиме дня детей дошкольного возраста. [4; с. 17].
Публикация «Закаливание детей в средней группе детского сада» размещена в разделах
Э. Я. Степаненкова уделяет внимание одной из форм физического воспитания - это закаливающие процедуры, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Подобные мероприятия содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и здоровьем детей. В старшем возрасте процесс закаливания многообразен. Он включает в себя специальные мероприятия по назначению врача (воздушные, водные, солнечные ванны) и определенные условия в связи с установленным режимом дня (проветривание, длительность прогулок, двигательная активность); по исследованиям А. В. Кенеман все это обеспечивает полноценность закаливания организма, вызывает в нем благоприятные изменения (улучшает состояние и функции нервной системы, обменные процессы, состав крови, углубляет дыхание, создает положительно-эмоциональное состояние психики) [8; с. 287].
Одна из целей закаливания, которая прописывается в ФГОС дошкольной организации — это выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения его дозировки [11].
Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. Закаливание – развитие наибольшей устойчивости, приспособляемости организма к различным физическим воздействиям, которые поступают из окружающей среды (изменение температуры, влажности, скорости движения воздуха, степени солнечного облучения и т. д.) [2].
Закаливание укрепляет организм, делает работу всех органов более слаженной. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Крепкий организм становиться менее восприимчив к многим инфекциям. Закаливающие мероприятия укрепляют иммунную систему, а это очень важно для развития растущего организма ребёнка. Противопоказаний для закаливания нет. В случае появления признаков заболевания закаливание временно прекращают. После выздоровления, через 1-2 недели, его возобновляют с начального периода [2].
Закаливание оказывает широкое физиологическое воздействие на организм. У ребенка не только вырабатывается быстрая реакция на температурные, климатические изменения, но и повышается количество гемоглобина, улучшаются иммунологические свойства, он становится менее подверженным любым заболеваниям и легче справляется с ними.
Физиологическая сущность закаливания обуславливает определенные требования к организации работы с детьми:
1. Закаливание нужно проводить систематически, в течении всего года, с учетом сезонных явлений.
2. Постепенно увеличивать силу сезонных раздражителей.
3. Учитывать состояние здоровья, типологические особенности ребенка, его эмоциональное состояние, а также домашние условия и условия детского учреждения.
4. Использовать природные факторы в связи с режимом, правильной организацией всей деятельности ребенка, так как общее укрепление здоровья способствует эффективности закаливания. Все закаливающие мероприятия должны проводиться в комплексе т. к. все они между собой взаимосвязаны.
5. Закаливание должно проходить на фоне положительных эмоций.
В результате организм ребенка приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания [2].
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. В. Г. Фролов говорит, что прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Занятия на свежем воздухе расширяют знания детей о природных и погодных явлениях, помогают установить причинные связи между явлениями, а это влияет на развитие мышления и речи [13 с. 3].
Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды, способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.
Систематичность проведения закаливающих процедур определяется их условно рефлекторной природой. При проведении мероприятий по закаливанию в одно и то же время и в одних и тех же условиях легко образуются условно рефлекторные связи. Физиологическая реакция появляется уже при подготовке ребенка к процедуре. Но связи эти не отличаются прочностью, поэтому закаливающие процедуры должны быть регулярными [3].
Постепенность в изменении силы раздражителя – необходимое условие закаливания, так как организм не может перестраиваться сразу и соответствующим образом реагировать при резком понижении или повышении температуры. Слишком малая разница в раздражителях или их постоянная величина также не оказываются полезными, так как не вызывают перестройки в работе сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, обмене веществ, т. е. закаливание не оказывает глубокого влияния на организм. При определенной устойчивости организма к изменению температуры следует использовать контрастные кратковременные воздействия, что способствует совершенствованию физиологических реакций и более высокой приспособляемости к условиям среды.
Показателями правильного выбора раздражителя служат кратковременное углубление и учащение дыхания, пульса, а также внешний вид кожи, общая положительная реакция ребенка: хорошее настроение, хорошее самочувствие.
Учет индивидуальных особенностей необходим при закаливании. Дети с возбудимой нервной системой нуждаются в более осторожном изменении температуры, а также в успокаивающих процедурах перед сном (обтирание, теплая ванна). Заторможенным детям полезны бодрящие процедуры после сна (обливание, душ). Детей с ослабленным здоровьем обязательно нужно закаливать, но постепенность в изменении температуры выдерживать более тщательно: больше временные промежутки, при которых проводятся процедуры с одинаковой температурой. Необходимым является врачебный контроль.
Связь закаливающих процедур с физическими упражнениями, разнообразной деятельностью ребенка в повседневной жизни дает лучшие результаты и непосредственно для закаливания и для общего укрепления организма.
Таким образом, можно сделать вывод, что все процедуры, включающие в себя процесс закаливания, формируют полноценный день ребенка и создают здоровый образ его жизни. Но поскольку процесс закаливания тесно связан с обменом веществ и энерготратами детского организма, нельзя забывать о важности правильного питания и включения витаминов в рацион ребенка. Потому, что питание является важным компонентом полноценного физического развития детей является рационально организованное питание. Питание – один из основных источников процесса обмена, без которого невозможна жизнь. Для растущего организма питание имеет особо важное- значение, так как оно обеспечивает нормальный рост и развитие всех тканей.
Все отклонения от нормы в питании быстро сказываются на жизнедеятельности детского организма.
Педагогам ДОУ и родителям стоит учитывать индивидуальные особенности здоровья дошкольника и грамотно подходить к его оздоровлению, придерживаясь следующих правил: Постепенность. Внедрять процедуры закаливания в жизнь ребёнка следует постепенно, ведь детский организм ещё не приучен к сильным раздражителям. Наилучший результат закаливания будет заметен при установлении строгой дозировки, с постепенным увеличением раздражения. Рекомендуется вводить процедуры закаливания в тёплое время года. Последовательность. Для начала следует внедрить воздушные ванны, и только после переходить к водным и солнечным. Воздушные ванны стоит начать практиковать в помещении и по мере закаливания переносить на открытый воздух. Систематичность. При постоянном закаливании реакция организма на внешние раздражители совершенствуется. Привыкание закладывается в течение долгого времени. Когда закаливающие процедуры проходят от случая к случаю, организм дошкольника не успевает выработать устойчивость к воздействию прохладного воздуха, воды или солнца. Эффект достигается только при регулярном закаливании. Комплекс мероприятий. Лучше всего закаливающие процедуры осуществлять вместе с двигательной активностью, гимнастикой, прогулками на свежем воздухе и соблюдением режима. Индивидуальность. У каждого ребёнка есть особенности, которые надо учитывать – его возраст, общее состояние здоровья, уровень закалённости [7].
В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный сон. Наряду с различными оздоровительными мероприятиями с детьми старшего дошкольного возраста проводится гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.
В дошкольных учреждениях проводятся разные виды гимнастик.
Э. Я. Степаненкова обращает внимание, что ритмическая гимнастика представляет собой систему физических упражнений, выполняемых под музыку. Гимнастика способствует развитию слуха, формирует чувство ритма, темпа, способствует развитию выразительности, грациозности, красоты, музыкальности и ритмичности движений. Часто используются элементы художественной гимнастики, отличающейся пластичностью, утонченностью движениями, танцевальным характером, склонным к импровизации. Зачастую используются гимнастические предметы (мяч, скакалка, обруч, лента). Используются и элементы спортивной гимнастики (растяжка и кувырки) [8; с. 144-145].
Уникальная методика дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой восстанавливает нарушенное носовое дыхание, улучшает функцию легких, положительно влияет на обменные процессы. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная гимнастика или упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания. Дыхательная гимнастика может выполняться на протяжении всего дня и на каждых оздоравливающих мероприятиях [4; с. 44].
Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Т. С. Никанорова уточняет, что упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний [5; с. 44].
Е. Ю. Тимофеева говорит о пальчиковой гимнастике – это развитие мелкой моторики пальцев рук. Работая пальцами формируются моторные функции, подготавливая руку к письму и происходит влияние на развитие речи, внимания и памяти, улучшает работу мозга [10; с. 5].
Особое внимание в режиме дня надо уделять проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в дошкольном учреждении. Поэтому надо соблюдать чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения, рациональную неперегревающую одежду детей, соблюдение режима прогулок во все времена года, занятия утренней гимнастикой и физкультурой, использовать в течение дня ходьбу босиком, обширное умывание, сон без маек, Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями). Два раза в неделю проводить занятия по плаванию [1].
Когда речь идёт о закаливании, детей можно разделить на три группы по здоровью :
1) Здоровые, закалённые (возможно интенсивное закаливание);
2) Здоровые, начинающие закаляться или имеющие лёгкие отклонения в состоянии здоровья;
3) С хроническими заболеваниями или выраженными отклонениями (щадящее закаливание).
Закаливание должно быть в удовольствие, и, если ребёнок плачет или недоволен процедурами, не следует его принуждать. Нужно постараться создать благоприятную обстановку и привлечь к процедурам закаливания при помощи игровой деятельности, чтобы он получал удовольствие и чувствовал себя бодро и энергично.
Процедуры закаливания противопоказаны, если: Не прошло пяти дней после перенесённой болезни или профилактической прививки; Не прошло двух недель после обострения хронического заболевания; У ребёнка повышенная температура.
Самые распространённые виды закаливания детей в детском саду – водные и воздушные процедуры. Водное закаливание включает в себя растирание влажным полотенцем, полоскание горла прохладной водой, принятие ванночки для ног. Воздушное закаливание заключается в поддержании стабильной температуры воздуха в спальне и игровой (18-22°С) и относительной влажности воздуха (40-60 %, прогулках до -5°С, регулярном проветривании помещений во время прогулок, проведении гимнастики при открытом окне. боится закаливания [9].
Существует и нетрадиционный способ – солевое закаливание под названием «Рижский метод закаливания». Метод заключается в том, что в течение нескольких минут ребёнок ходит по массажному коврику, накрытому пропитанной солевым раствором (10 %) салфеткой. Затем несколько минут ходит по сухой поверхности и вновь возвращается на массажный коврик. Чередование придаёт контраст, а массажный коврик с солью закаляет стопы и является профилактикой плоскостопия.
В тёплую погоду эффективная процедура закаливания – солнечные ванны. Такое закаливание проводится каждый день в виде пятиминутного пребывания на солнце. Самое благоприятное время для принятия солнечных ванн – раннее утро (с 8 до 9) и вечер (с 15 до 16, так как в это время в спектре солнечного света большее количество ультрафиолетовых лучей, а не инфракрасных, которые обжигают. Голову ребёнка следует покрывать головным убором, а также соблюдать питьевой режим.
Важно помнить о том, что проведение закаливающих процедур в ДОУ контролируют медицинские работники. В течение лета при регулярном закаливании организм ребёнка вырабатывает устойчивость к прохладе и контрасту, и к наступлению холодов иммунитет к вирусным инфекциям повышается.
Результативность оздоровительных процедур зависит от того, как к ним относятся дети. Насильственное проведение сеансов спровоцирует стресс и приведет к обратному результату, поэтому очень важно, как можно чаще беседовать с детьми о пользе закаливания, демонстрировать мотивирующие примеры, отмечать личностный и коллективный прогресс [9].
Температура воздуха в группе должна составлять 18-22°С;
Воздушная ванна длится 10-15 минут: ребёнок бегает в шортах, майке, тапочках на босу ногу или в коротких носочках.
На гимнастические упражнения отводится 6-7 минут;
Умывание водой, температура которой +28°С. К концу года закаливания температуру воды летом понизить до +18°С, зимой повысить до +20°С.
Дети старше двух лет моют лицо, шею, руки до локтя, старше трёх лет — верхнюю часть груди и руки выше локтя. Исходная температура воды для детей старше трёх лет тоже +28°С, а минимальная летом +16°С, зимой + 18°С;
Дневной сон летом с доступом свежего воздуха, зимой — в хорошо проветренной комнате при температуре + 15°С/+16°С градусов;
Сон без маек осуществляется круглый год. При понижении температуры из-за перебоев в отоплении или стабильно холодной погоды должны быть заранее подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Температура в спальной комнате не должна быть ниже +14°С;
Прогулка два раза в день при температуре до -15°С продолжительностью от 1-1,5 часа до 2-3 часов и с использованием рациональной одежды. В летнее время солнечные ванны от 5-6 до 8-10 минут два-три раза в день. Прогулки на свежем воздухе и в тени не ограничены;
Полоскание рта (дети 2-4 лет, горла (дети старше 4 лет) кипячёной водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея два раза в день – утром и вечером. Одно полоскание – около 1/3 стакана воды.