Татьяна Помыткина
Консультация «Загадка — гимнастика для ума»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Загадка – гимнастика для ума»
Человек начал создавать загадки в глубокой древности. И составление загадки и её разгадывание требовали пристального наблюдения за объектами действительности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль.
Указывая на различные предметы, загадкане называла их однозначно: представления о мире облекались в художественную, образную форму. Поэтому и назначение загадки в разные времена было различным.
Темочки:
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли, уберечь от «нечистой силы» своё жилище, свою семью и т. д.
Загадка была не только «тайным языком». С её помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека.
Экзаменационная роль загадки хорошо отражена в мифах, сказках, песнях и других фольклорных жанрах.
В сказках загадка нередко использовалась как сюжетный компонент для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а порой саму жизнь.
В скандинавских и немецких сказаниях загадка, разгаданная путником, давала ему право на ночлег.
С течением времени, с ростом культуры и просвещения «тайный язык» постепенно теряет своё значение, и загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека.
У некоторых народов в далёком прошлом бытовали «вечера загадок». Это был своеобразный ритуал, который обычно проводился осенью, когда заканчивались сельскохозяйственные работы. Старшие загадывали младшим различные загадки, тематически их группируя: о человеке, одежде, доме, явлениях природы. Тематический подбор загадок облегчал их отгадывание. Такие вечера были своеобразными уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям во время развлечений усваивать знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности.
И в настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.
Что же такое загадка?
В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность. С развитием общества существенно меняются содержание и тематика загадок. Устаревают и отживают загадки, отражающие быт прошлой эпохи: «Без рук, без ног, всё толк да скок». (Люлька)
Современная жизнь богаче, разнообразнее, поэтому тематика загадок значительно расширяется. Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идёт речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, её сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.
Самый обширный тип загадок – это загадки метафорические : «Красненький петушок по жердочке бежит» (огонь). Разгадывание метафорических загадок развивает как образное, так и логическое мышление.
Таким образом, в основе разных загадок лежит различный логический механизм. Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому загадка особенно привлекательна, и её построение, и её лексика обостряют внимание слушателя, вызывают интерес к выдвинутой задаче.
Загадка – предельно малое по форме литературное произведение. Цель создания загадки – поставить собеседника в затруднительное положение, как говорят, заставить поломать голову, поэтому в ней средства языка используются так, чтобы создавалась преднамеренная многоплановость понимания.
Загадкам свойственна богатая и многообразная звукопись. Она широко используется для создания образа загаданного предмета. Например: «Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберёт», частое повторение звуков Р, С, А, О создаёт звуковую картину барабанящего града.
Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, вводят ребёнка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение.
Загадка приобщает детей к народному складу мышления и поэтому служит эффективным средством патриотического воспитания.
Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность.
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс и результат этого умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению, к доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы.
Загадка полна познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающей среде. Это даёт возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о связях между явлениями в окружающем мире. Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений.
Загадки познавательного содержания, обостряя наблюдательность детей, повышают их интерес к окружающей действительности, формируют реалистическое представление о природе.
Отражая живописные пейзажи Родины, полные красок, звуков, запахов, загадки способствуют воспитанию эстетических чувств ребёнка.
Красочно рисуя окружающий мир, загадка позволяет ребёнку по – иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, бабочку, цветок, потому что загадка «картинное описание предмета». Например: «Стоят в поле сестрички: Жёлтый глазок, белые реснички».
Значительна роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с потешками и песенками загадка для ребёнка – это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребёнка разнообразными ритмами и мелодиями.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов. Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова.
Таким образом, под влиянием загадок у ребёнка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только речевую подготовку ребёнка, но и развивает его мыслительные способности.
Загадка не просто «скользит» в речевой сфере – она приковывает к себе внимание ребёнка, заставляет его сосредоточиться на языковой форме. Загадка непреднамеренно заставляет ребёнка анализировать языковую структуру, позволяет запоминать слова и словосочетания.
Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами.