Алла Фефлова
Задержка речевого развития у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Речь не является врожденной способностью, она развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Анализ исследований проведенных в области детской психиатрии и неврологии говорит о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем возрасте в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения. По данным Боряковой Н. Ю. по степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40 %, второе место – с нарушениями интеллекта (более 20 %, третье – с нарушениями речи (около 20 %, остальные нарушения в совокупности составляют менее 20 % .
Публикация «Задержка речевого развития у детей» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Задержка речевого развития встречается у 3-10% детей раннего возраста.
Исследования показывают, что у большинства детей с задержкой речи интеллект сохранен, понимание речи соответствует возрастной норме. Трудности связаны с использованием активной речи. У большинства малышей она отсутствует (ребенок мычит, использует невербальные способы общения – жесты и интонацию). Попадая в детский сад, такие дети чувствуют себя беспомощными, переживают от того, что их никто не понимает, замыкаются и перестают разговаривать. С возрастом разрыв отставания в развитии речи от нормы увеличивается в геометрической прогрессии. По данным Н. С. Жуковой, если ребенок 3 лет отстает на 1–1,5 года, то в шестилетнем возрасте он отстает почти на 3 года.
Исследования ученых говорят о том,что время возникновения и особенности развития речи определяются уровнем сформированности у ребенка сенсомоторной и познавательной сфер, формирование речи в раннем возрасте происходит в постоянном взаимодействии с другими функциями.
Любая задержка в речевом развитии ребенка может привести к отклонениям в его поведении и в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, регулирующей.
Таким образом, преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста представляет в настоящее время актуальную проблему, раннее выявление этого нарушения помогает предупредить появление вторичных отклонения в развитии, а также проблемы в учебе связанные с нарушением письма и чтения.
Причинами задержки речи могут быть и социальные и биологические факторы. Для ее устранения необходима, в том числе, и целенаправленная логопедическая работа. Основой эффективности этой работы будет раннее выявление задержки речи у ребенка.
Изучением задержки речи у детей раннего возраста занимались: О. Е. Громова, Т. А. Датешидзе, Т. Н. Гирилюк, Т. Г. Визель, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, О. В. Шемякина, Ю. Ф. Гаркуша и др. Разработка содержания и методов раннего стимулирующего воздействия на речь детей раннего возраста является одним из важнейших направлений развития современной детской логопедии.
Для понимания «задержки речевого развития» нужно определить, что такое норма речевого развития. Л. С. Волкова дает такое определение : норма речи относится к общепринятым вариантам употребления языка в процессе речевой деятельности с сохранными психофизиологическими механизмами речи, поэтому нарушение речи является отклонением от языковой нормы в речи говорящего, обусловленное расстройством функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.
Термин «задержка речевого развития» применяется в описании раннего речевого развития у детей с отклонениями от речевой нормы, где тип нарушения речи еще не известен.
Признаками задержки речевого развития являются :
позднее возникновение лепета;
значительное недоразвитие и своеобразие речи;
грамматического строя языка;
грубые нарушения фонематического строя речи ребенка;
слабая реакция на попытки общения в раннем возрасте;
ограниченность словарного запаса;
трудности в овладении грамматикой.
Активный словарь у детей с задержкой речи к 2,5 года достигает менее 20 слов. Детям трудно составлять простые фразы из двух слов.
Причины, вызывающие задержку речи, делят на органические и функциональные.
К органическим причинам относятся: заболеваниями матери во время беременности, инфекции, интоксикации, токсикозы, асфиксии, родовые травмы и др.
Каждая из перечисленных причин может привести к различным по характеру и степени тяжести отклонениям в развитии речи в зависимости от времени поражения нервной системы.
К функциональным причинам относятся:
неполноценность общения ребенка со взрослым ;
нарушение формирования привязанности ребенка к маме. Между ними должны установится устойчивые эмоционально-положительные отношения;
несвоевременная смена ведущей формы деятельности на каждом возрастном этапе;
невостребованность речи ребенком (предугадывание желаний ребенка родителями, игнорирование его молчания, в результате потребность высказывать свои желания, эмоции, просьбы у ребенка не формируется)
Задержки речи, вызванные функциональными причинами, являются менее грубыми и обратимыми в отличие от задержек органического происхождения. Дети с такой задержкой речи при проведении с ними систематических логопедических занятий могут полностью преодолеть свой речевой дефект
Тяжесть и стойкость нарушения зависят также от времени и длительности воздействия неблагоприятных факторов.
Задержка речевого развития может быть как самостоятельным диагнозом, так и симптомом более серьезных нарушений.
Проблема «задержка речи» существует и создает трудности в процессе общения ребенка с окружающими, нарушает правильное формирование познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу. Главное в этом вопросе, не упустить период в развитии ребенка, когда можно все исправить.
А. А. Леонтьев говорил о том, что пластичность нервной системы у ребенка не беспредельна и с возрастом значительно понижается, поэтому работа по диагностике, профилактике, коррекции и формированию речи, с опорой на сохранные системы мозга, должна начинаться в самом раннем возрасте.