Диана Голиневич
Консультация «Задержка психоречевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка психоречевого развития : симптомы, лечение
На сегодняшний день все большему количеству детей ставят диагноз ЗПРР- задержка психо-речевого развития. Это не самостоятельное заболевание, а следствие отклонений в развитии центральной нервной системы, которое проявляет себя нарушением темпов психического развития ребенка (его памяти, внимания, речи, мышления, эмоционально-волевой сферы). Все эти психические функции отстают в своем развитии от общепринятых норм, характерных для данного возраста.
Публикация «Консультация „Задержка психоречевого развития“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Согласно статистике, чем раньше диагностировано это заболевание и чем раньше начат процесс лечения, тем больше шансов помочь ребенку.
Симптомы и причины ЗПРР
Симптомы задержки психо-речевого развития можно обнаружить уже с 4-х месячного возраста. У детей отмечается повышенное слюнотечение, часто приоткрытый рот, они малоэмоциональные или, наоборот, гиперактивные и агрессивные, слабо развиты физически. Ключевыми симптомами, указывающими на возможную ЗПРР, являются:
4 месяца - ребенок не реагирует на ваши слова и жесты, не улыбается;
8-9 месяцев - ребенок не лепечет;
1 год - ребенок практически не издает никаких звуков, а к 1.5 годам не говорит простых слов «мама», «дай», не понимает обращенную к нему речь;
2 года - не повторяет новые слова, в своей речи использует совсем мало слов;
2,5 года - использует всего около 20 слов, не понимает названий частей тела, предметов, не может составить легкую фразу;
3 года - ребенок не может повторить за взрослым человеком фразу или составить легкое предложение, говорит слишком медленно или наоборот быстро, «глотая» их окончания.
ЗПРР может возникать на фоне разных причин. Самыми распространенными являются:
внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание);
болезни матери во время беременности (инфекции, травмы, интоксикации);
наследственные заболевания задержки развития речи (ЗРР);
тяжелые роды (стремительные, с обвитием пуповины) или травма ребенка в родах (травма шейного отдела позвоночника и/или центральной нервной системы);
тяжелые инфекции и травмы, перенесенные ребенком в раннем возрасте, которые негативно повлияли на общее развитие речи;
тяжелая психо-эмоциональная травма в раннем возрасте;
неблагоприятная обстановка в семье или неправильное воспитание (побои, ссоры, отсутствие любви и заботы со стороны родителей или же, наоборот, чрезмерная опека).
Также ЗПРР может быть сопроводительным симптомом при ДЦП, эпилепсии, врожденных аномалиях ЦНС, нарушении ликвородинамики, гидроцефалии, психических заболеваниях, опухолях и патологиях сосудов головного мозга.
Лечение ЗПРР
Тренировка речевых мышц ребенка начинается уже с первого кормления. Чем активнее младенец припадает к материнской груди, тем легче ему будет впоследствии осваивать произношение звуков. С самого начала жизни ребенка брать его на руки, петь песни, показывать яркие и красивые игрушки - прямая обязанность родителей. Можно и нужно с пеленок заниматься с ним развитием речи. А уж с больным ребенком - особенно.
Пусть он не в состоянии мгновенно отреагировать на ваши слова или действия, нужно терпеливо ждать и повторять развивающие техники много раз. С первого и до начала третьего года жизни закрепляется правильное понимание речи, а к 5 годам речевой аппарат окончательно созревает (губы, нёбо и язык приспосабливаются к трудным звукам, поэтому очень важно делать все возможное для коррекции нарушений речи не позже этого периода.
Существуют разные методы лечения ЗПРР, в частности это лекарственная терапия, занятия с логопедом, микротоковая рефлексотерапия, специализированная речевая гимнастика, логопедический массаж, занятия с психологом и другие, менее распространенные.
Добиться максимальной эффективности лечения ЗПРР можно только при комплексном подходе. В первую очередь, нужно устранить причину появления заболевания у ребенка. Это касается в большей степени семей с неблагополучными условиями, ведь побои, ссоры, отсутствие любви и заботы со стороны родителей или же, наоборот, чрезмерная опека могут быть как причиной, так и способствующим фактором развития ЗПРР.
Довольно часто родители, замечая у ребенка проблемы с речью, ведут его к логопеду. И в большей части случаев это становится грубой ошибкой, ведь практически всегда плохая речь связана с различными заболеваниями именно в части неврологии. Поэтому за консультацией и лечением в первую очередь нужно обращаться к врачу-неврологу.
В “Медицинском центре Берсенева” в терапии задержки психо-речевого развития участвуют родители, детский невролог, логопед, психолог и рефлексотерапевт. Они разрабатывают индивидуальную программу лечения и коррекции, которая представляет собой комплекс реабилитационных мероприятий. В этот комплекс, кроме стандартных процедур, входит логопедический массаж, метамерная рефлексотерапия, и уникальный метод центра - метамерный массаж определенных точек.
Точечный метамерный массаж играет важную роль в развитии мозга ребенка. Разрабатывается для каждого пациента индивидуально, в своем действии усиливает и продлевает действие базового (инъекционного) метода регенерации нервной системы. Метамерный массаж позволяет активно воздействовать на рефлекторную дугу и тем самым возбуждать участки периферической НС, способствуя восстановлению нарушенных связей между нейронными комплексами.
Также родители получают специально разработанную программу упражнений и тренировок в домашних условиях индивидуально для каждого ребенка.
Если вы заметили у своего ребенка симптомы ЗПРР - не откладывайте с визитом к специалисту! Чем раньше вы начнете лечение, тем больше шансов у ребенка на полное восстановление.