Евгения Чернова
Консультация «Задержка речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка речевого развития (ЗРР, с таким заключением врачей и логопедов в последнее время сталкивается всё большее число родителей. В этой статье мы рассмотрим поподробнее, что такое ЗРР и что необходимо делать, если у вашего ребёнка задержка речевого развития.
Задержка речевого развития (ЗРР).
Понятие подразумевает временное отставание развития речи в целом или отдельных её функций. Такое речевое заключение может быть поставлено ребёнку до 3-4 лет. Если малыш старше, то это уже будет, как правило, общее недоразвитие речи.
Публикация «Консультация „Задержка речевого развития“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
На практике приходится сталкиваться с тем, что заключение задержка речевого развития встречается в карточках детей с более серьёзной патологией, хотя такого быть не должно. ЗРР часто пишут аутистам, алаликам, детям с интеллектуальной недостаточностью. Конечно же все эти дети имеют проблемы с речью, но это не задержка речевого развития и подходы в тех случаях должны отличаться, быть более серьёзными.
Нередко, только работая с ребёнком, у которого подозревалась задержка развития речи, можно заподозрить более серьёзные речевые, психические или интеллектуальные проблемы. Поэтому, если у вашего ребёнка ЗРР, не ждите, что оно само рассосётся. Предпринимайте активные действия, занимайтесь с логопедом или сами по рекомендациям логопеда.
Консультируйтесь с другими специалистами, если нет динамики речевого развития. Пока ребёнок мал, очень многое можно скорректировать.
Как заниматься родителям с ребёнком с задержкой речевого развития
Занятие здесь понятие условное. Упражнения с ребёнком ни в коем случае не должны напоминать уроки или занятия в детском саду за столами. Все рекомендуемые действия должны органично включаться в повседневную жизнь малыша.
1. Окружению ребёнка стоит избегать таких слов, как скажи, повтори. У крохи с задержкой речевого развития часто бывает «аллергия» на такие просьбы, и это даёт обратный эффект.
2. Взрослые должны контролировать свою речь. При общении с ребёнком, у которого проблемы с речью, следует говорить чётко, не спеша, использовать простые, короткие фразы, избегать витиеватых оборотов.
3. Все свои действия при малыше взрослому желательно проговаривать, при этом используя одно и то же слово многократно в разных контекстах. (Надеваем сапоги. Какие красивые сапоги. Покажи, какие у тебя сапоги. Что это у тебя на ножках? Пауза, чтобы дать ребёнку возможность попытаться сказать, но не надо настаивать. И сами отвечаем: «Сапоги». И так продолжаем, пока ребёнок не потерял интереса к предмету).
4. Используйте ситуации, когда ребёнок чем-то активно заинтересован. Малыш с большим интересом катает машинку, и именно в этот момент с ним стоит говорить о машинке, о том, как она гудит. Когда малыш принимает пищу, говорим о еде, посуде, о том, что именно в этот момент привлекает внимание ребёнка. Если кроха строит башню, а вы в этот момент хотите показать картинки в книжке, толку не будет. Лучше сконцентрироваться на постройке, кубиках, на том, как они падают и всё это надо оречевлять, тогда у вас будет больше шансов, что малыш начнёт повторять.
5. Когда вы общаетесь с ребёнком, старайтесь, чтобы вам ничто не мешало. Особенно негативно действует телевизор, который работает фоном. Сократите до минимума или вовсе исключите просмотр телевизора ребёнком.
6. Привлекайте внимание малыша к своей артикуляции. Обращайте его внимание на то, как работают губы, язык. Можно попытаться делать простейшую артикуляционную гимнастику, обыгрывая её. Рассматриваем игрушку слона, а потом пытаемся показать, какой у слона хобот, тянем губы трубочкой, хорошо, если поблизости окажется зеркало, и малыш сможет увидеть свой хобот в зеркале. Играем с котёнком, показываем, как котёнок лакает молоко и т. п.
7. Развиваем слуховое восприятие. Привлекаем внимание ребёнка к различным звукам на улице, дома, где угодно. Учимся различать звуки. Сначала контрастные, потом более сходные. Играем со звучащими игрушками: «Угадай, что звучит?», «На чём играю?», «Угадай, кто позвал?».
8. Развиваем мелкую моторику. Пальчиковые краски, лепка, игры с пальчиками, массаж пальцев рук и многое другое стимулирует развитие речи ребёнка. Особенно хорошо, если во время этих занятий вы активно оречевляете свои действия и действия ребёнка.
9. Используйте театрализованную деятельность. Игры-драматизации очень стимулируют речь малыша. Можно использовать куклы бибабо или пальчиковый театр, а можно разыгрывать представления, используя обычные игрушки. Сначала ребёнок будет просто зрителем, а затем он включается и является актёром в этом театре. Не стоит при этом критиковать несовершенную речь малыша, поощряйте любую речевую активность.
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович)