Получи документы

Задержка психического развития у детей

Ирина Лекомцева
Задержка психического развития у детей
▼ Скачать + Заказать документы

О задержке психического развития можно говорить при нарушениях работы отдельных функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы, которые отстают от общепринятых норм для определенной возрастной группы. Заболевание чаще всего диагностируется в дошкольном возрасте или уже в начальных классах.

Содержание:

Из статьи вы узнаете о причинах и симптомах задержки психического развития, а также о способах лечения и профилактике этого заболевания.

Причины и симптомы

Публикация «Задержка психического развития у детей» размещена в разделах

Причины задержки психического развития (ЗПР) могут самые разные, ведь воздействуют на нашу нервную систему все внутренние и внешние раздражители.

1. Конституциональная ЗПР – это генетическая предрасположенность.

2. Соматогенная ЗПР – результат тяжело перенесенного заболевания, которое значительно повлияло на мозг ребенка (аллергия, хронические инфекции, анорексия, дизентерия и другие).

3. Психогенная ЗПР – в ее основе лежат социально-психологические факторы, когда дети воспитываются в неблагоприятных условиях (напряженная обстановка в семье, недостаток эмоций, плохие отношения со сверстниками).

4. Церебрально-органическая ЗПР – серьезные патологии развития мозга, чаще всего в период беременности (токсикоз, гипоксия, асфиксия, вирусные заболевания, инфекции, родовые травмы, вредные привычки будущих родителей).

Реабилитация детей с особенностями развития.

Комплексный подход к коррекции нарушений каждого ребёнка.

Общие симптомы: ребенок отстает от своих сверстников и не может выполнять элементарные действия – обуваться, одеваться, чистить зубы, самостоятельно кушать и другое. Излишняя замкнутость и нелюдимость, нежелание играть и вообще как-то взаимодействовать с другими детьми, нерешительность, агрессия, тревожность.

Новорожденные начинают позже держать головку, делать первые шаги и разговаривать.

Если к окончанию младшего школьного возраста признаки остаются, то можно говорить об умственной отсталости. Тогда все нарушения, к сожалению, необратимы, в отличие от задержки психического развития. Окончательный диагноз должен поставить врач-невролог при целенаправленном/профилактическом осмотре.

Профилактика и лечение

Дети с задержкой психического развития вполне могут быть учениками обычной школы, но при этом им должна быть оказана комплексная помощь родителей, детских психологов и педагогов. Необходим:

• индивидуальный подход;

• занятия с психологом и педагогом;

• профилактические и оздоровительные мероприятия, лечебная физкультура, массаж;

• медикаментозное лечение по назначению врача.

«Взаимодействовать с такими детьми непросто – они проявляют сильное беспокойство, нервозность, агрессию. В силу этого необходим довольно длительный период, чтобы установить контакт с маленьким пациентом. Ребенку с ЗПР трудно долго удерживать внимание на чем-либо, поэтому здесь требуется постоянный контроль и грамотная организация всего процесса диагностики.

В интеллектуальном плане им, к сожалению, недоступны слишком сложные конструкции – я разделяю задание на небольшие части и максимально четко и конкретно объясняю ребенку, что от него хочу. Например, вместо «что ты думаешь об этом рисунке?», я говорю: «Посмотри на рисунок. Кто это? Что это? Что они делают? Расскажи».

Нужно быть очень внимательной и проницательной, потому что такие дети склонны манипулировать взрослыми с помощью своей утомляемости во избежание каких-то некомфортных ситуаций – разумная настойчивость здесь точно не повредит. Важно правильно попрощаться с ребенком.

Обязательно хвалю и искренне выражаю свое мнение по поводу проделанной работы. В результате правильно организованной коррекции некоторые черты должны вовсе исчезнуть или стать мягче, а другие – трансформироваться».

Анна Терещенко, детский психолог

Все диагностические процедуры желательно преподносить как игру или как попытку лучше узнать личность ребенка: «мне очень нравится с тобой разговаривать», «мне сказали, что ты настоящий профессионал в этом деле». Ребенку важно чувствовать свою значимость, которая необходима для адекватного и позитивного восприятия не только самого себя, но и других людей.

Важно внимательно наблюдать за жестами, мимикой, позами и интонацией ребенка – при этом необходимо, чтобы ваши лица были на одном уровне. Рекомендуется также сидеть именно рядом, а не напротив него, потому что это позволит уменьшить напряжение и ощущение дискомфорта. Особенно это важно при использовании метода цветовых выборов (метод Люшера).

Существует несколько направлений коррекционно-развивающей работы :

1. Оздоровительное направление – создание благоприятных жизненных условий, строгое соблюдение режима дня.

2. Нейропсихология – коррекция познавательной деятельности, навыков, поведения.

3. Развитие сенсорной и моторной сферы – формирование творческих способностей у детей, имеющих сенсорные дефекты (органы чувств, проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

4. Развитие познавательной деятельности – психологическое и педагогическое воздействие, активное развитие всех психических процессов (память, внимание, восприятие, мышление, речь).

5. Развитие эмоциональной сферы – коррекция невротических проявлений (страхи, капризы, вспышки агрессии, повышение эмоциональной компетентности (умение проявлять и контролировать свои чувства).

6. Содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития – воздействие на формирование мотивов подростка, адекватной самооценки, работа над характером (излишняя застенчивость, замкнутость).

7. Ранняя коррекционно-развивающая помощь – работа с новорожденными и совсем маленькими детьми до трех лет.

Все направления можно сочетать – все зависит от конкретного случая. Однако различные занятия и упражнения точно не помешают и тем более не навредят. Специальная гимнастика способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка, задает позитивный настрой на весь день. При выполнении всех движений важно, чтобы у детей работала фантазия.

Например, упражнение «Водопад» – расслабленное положение стоя, руки опущены вниз, ноги на ширине плеч: «Представь, что ты стоишь под теплой струей воды. Закрой глаза. Она медленно смывает с тебя все плохое и злое. Теперь встряхнись». Или игровая гимнастика «Учитель»ребенку необходимо расположить руки перед грудью с плотно прижатыми друг к другу ладонями: «Давай представим, как китайский мальчик здоровается со своим учителем». Ладони должны открыться на себя и сделать круговое движение кистями рук, соприкасаясь тыльными сторонами – 5 раз на себя и столько же от себя.

Задания на развитие внимания также требуют активного участия воображения. Игра «Считаем правильно» – во время чтения небольшого рассказа ребенок должен следить за словами, начинающимися на определенную букву и затем посчитать их. Вторичное чтение покажет, правильно ли выполнено задание. Еще есть игра «Летает, не летает» – ладошки на коленях, вы перечисляете разных птиц, зверей, насекомых и при назывании летающего объекта ребенок, не отрывая ладоней от коленей, должен поднять пальцы вверх.

Подойдут хорошие развивающие игры с поиском отличий – это могут быть специальные картинки или вообще живое общение с вами (по команде ребенок отворачивается, а вы меняете пару деталей в своем облике).

Создавайте все необходимые условия для реализации потенциала любимого ребенка, помогайте преодолевать все трудности, связанные с отклонением его психического развития, и обязательно соблюдайте все рекомендации специалистов.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что тaкое задержка психического развития» Зaдержка психического развития особый тип aномалии, проявляющийся в нарушении темпов развития ребёнка. ЗПР относится к разряду слабовыраженных.

Консультация для педагогов «Задержка психического развития» Особые дети: Задержка психического развития 1. Актуальность 2. Понятие ЗПР 3. Причины 4. Классификация ЗПР 5. Особенности воспитания и обучения.

Макет «ЛЕС» для детей с задержкой психического развитияМакет «ЛЕС» для детей с задержкой психического развития Макет «Лес» изготовлен для детей с задержкой психического развития с целью познавательного развития, развития игровой деятельности, экологического.

Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития Успех коррекционного обучения во многом определяется тем,.

Консультация «Особенности психического развития детей 2–3 лет» В два-три года стремительно развивается познавательная активность. Малыш без конца задает вопросы взрослым. Его интересует абсолютно все.

Способы развития связной речи у детей с задержкой психического развития Проблема нарушений речи и их исправление у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития считается актуальной проблемой логопедии,.

Консультация «Задержка психического развития у детей» Задержка психического развития – нарушение установленных сроков созревания эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер ребенка, замедление.

Задержка речевого развития у детей 2–3 лет. Выступление учителя-логопеда на родительском собранииЗадержка речевого развития у детей 2–3 лет. Выступление учителя-логопеда на родительском собрании Здравствуйте, уважаемые родители. Приглашение учителя – логопеда на родительское собрание – это всегда очень ответственно. Тем более приглашение.

Задержка психического развития Под термином "задержка психического развития", который был предложен Сухаревой Г. Е., понимаются синдромы временного отставания развития.

Консультация для родителей «Задержка речевого развития» ЗРР — это отставание в речи от нормы развития детей. Данный диагноз невропатологии могут поставить детям до 3,5. Признаки ЗРР. В 1 год у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Задержка психического развития у детей
Опубликовано: 8 апреля 2018 в 21:04
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Задержка психического развития у детей» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Лекомцева (УИ 1539888) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД