Ирина Лекомцева
Задержка психического развития у детей
▼ Скачать + Заказать документы
О задержке психического развития можно говорить при нарушениях работы отдельных функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы, которые отстают от общепринятых норм для определенной возрастной группы. Заболевание чаще всего диагностируется в дошкольном возрасте или уже в начальных классах.
Содержание:
Из статьи вы узнаете о причинах и симптомах задержки психического развития, а также о способах лечения и профилактике этого заболевания.
Причины и симптомы
Публикация «Задержка психического развития у детей» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Причины задержки психического развития (ЗПР) могут самые разные, ведь воздействуют на нашу нервную систему все внутренние и внешние раздражители.
1. Конституциональная ЗПР – это генетическая предрасположенность.
2. Соматогенная ЗПР – результат тяжело перенесенного заболевания, которое значительно повлияло на мозг ребенка (аллергия, хронические инфекции, анорексия, дизентерия и другие).
3. Психогенная ЗПР – в ее основе лежат социально-психологические факторы, когда дети воспитываются в неблагоприятных условиях (напряженная обстановка в семье, недостаток эмоций, плохие отношения со сверстниками).
4. Церебрально-органическая ЗПР – серьезные патологии развития мозга, чаще всего в период беременности (токсикоз, гипоксия, асфиксия, вирусные заболевания, инфекции, родовые травмы, вредные привычки будущих родителей).
Реабилитация детей с особенностями развития.
Комплексный подход к коррекции нарушений каждого ребёнка.
Общие симптомы: ребенок отстает от своих сверстников и не может выполнять элементарные действия – обуваться, одеваться, чистить зубы, самостоятельно кушать и другое. Излишняя замкнутость и нелюдимость, нежелание играть и вообще как-то взаимодействовать с другими детьми, нерешительность, агрессия, тревожность.
Новорожденные начинают позже держать головку, делать первые шаги и разговаривать.
Если к окончанию младшего школьного возраста признаки остаются, то можно говорить об умственной отсталости. Тогда все нарушения, к сожалению, необратимы, в отличие от задержки психического развития. Окончательный диагноз должен поставить врач-невролог при целенаправленном/профилактическом осмотре.
Профилактика и лечение
Дети с задержкой психического развития вполне могут быть учениками обычной школы, но при этом им должна быть оказана комплексная помощь родителей, детских психологов и педагогов. Необходим:
• индивидуальный подход;
• занятия с психологом и педагогом;
• профилактические и оздоровительные мероприятия, лечебная физкультура, массаж;
• медикаментозное лечение по назначению врача.
«Взаимодействовать с такими детьми непросто – они проявляют сильное беспокойство, нервозность, агрессию. В силу этого необходим довольно длительный период, чтобы установить контакт с маленьким пациентом. Ребенку с ЗПР трудно долго удерживать внимание на чем-либо, поэтому здесь требуется постоянный контроль и грамотная организация всего процесса диагностики.
В интеллектуальном плане им, к сожалению, недоступны слишком сложные конструкции – я разделяю задание на небольшие части и максимально четко и конкретно объясняю ребенку, что от него хочу. Например, вместо «что ты думаешь об этом рисунке?», я говорю: «Посмотри на рисунок. Кто это? Что это? Что они делают? Расскажи».
Нужно быть очень внимательной и проницательной, потому что такие дети склонны манипулировать взрослыми с помощью своей утомляемости во избежание каких-то некомфортных ситуаций – разумная настойчивость здесь точно не повредит. Важно правильно попрощаться с ребенком.
Обязательно хвалю и искренне выражаю свое мнение по поводу проделанной работы. В результате правильно организованной коррекции некоторые черты должны вовсе исчезнуть или стать мягче, а другие – трансформироваться».
Анна Терещенко, детский психолог
Все диагностические процедуры желательно преподносить как игру или как попытку лучше узнать личность ребенка: «мне очень нравится с тобой разговаривать», «мне сказали, что ты настоящий профессионал в этом деле». Ребенку важно чувствовать свою значимость, которая необходима для адекватного и позитивного восприятия не только самого себя, но и других людей.
Важно внимательно наблюдать за жестами, мимикой, позами и интонацией ребенка – при этом необходимо, чтобы ваши лица были на одном уровне. Рекомендуется также сидеть именно рядом, а не напротив него, потому что это позволит уменьшить напряжение и ощущение дискомфорта. Особенно это важно при использовании метода цветовых выборов (метод Люшера).
Существует несколько направлений коррекционно-развивающей работы :
1. Оздоровительное направление – создание благоприятных жизненных условий, строгое соблюдение режима дня.
2. Нейропсихология – коррекция познавательной деятельности, навыков, поведения.
3. Развитие сенсорной и моторной сферы – формирование творческих способностей у детей, имеющих сенсорные дефекты (органы чувств, проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
4. Развитие познавательной деятельности – психологическое и педагогическое воздействие, активное развитие всех психических процессов (память, внимание, восприятие, мышление, речь).
5. Развитие эмоциональной сферы – коррекция невротических проявлений (страхи, капризы, вспышки агрессии, повышение эмоциональной компетентности (умение проявлять и контролировать свои чувства).
6. Содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития – воздействие на формирование мотивов подростка, адекватной самооценки, работа над характером (излишняя застенчивость, замкнутость).
7. Ранняя коррекционно-развивающая помощь – работа с новорожденными и совсем маленькими детьми до трех лет.
Все направления можно сочетать – все зависит от конкретного случая. Однако различные занятия и упражнения точно не помешают и тем более не навредят. Специальная гимнастика способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка, задает позитивный настрой на весь день. При выполнении всех движений важно, чтобы у детей работала фантазия.
Например, упражнение «Водопад» – расслабленное положение стоя, руки опущены вниз, ноги на ширине плеч: «Представь, что ты стоишь под теплой струей воды. Закрой глаза. Она медленно смывает с тебя все плохое и злое. Теперь встряхнись». Или игровая гимнастика «Учитель» – ребенку необходимо расположить руки перед грудью с плотно прижатыми друг к другу ладонями: «Давай представим, как китайский мальчик здоровается со своим учителем». Ладони должны открыться на себя и сделать круговое движение кистями рук, соприкасаясь тыльными сторонами – 5 раз на себя и столько же от себя.
Задания на развитие внимания также требуют активного участия воображения. Игра «Считаем правильно» – во время чтения небольшого рассказа ребенок должен следить за словами, начинающимися на определенную букву и затем посчитать их. Вторичное чтение покажет, правильно ли выполнено задание. Еще есть игра «Летает, не летает» – ладошки на коленях, вы перечисляете разных птиц, зверей, насекомых и при назывании летающего объекта ребенок, не отрывая ладоней от коленей, должен поднять пальцы вверх.
Подойдут хорошие развивающие игры с поиском отличий – это могут быть специальные картинки или вообще живое общение с вами (по команде ребенок отворачивается, а вы меняете пару деталей в своем облике).
Создавайте все необходимые условия для реализации потенциала любимого ребенка, помогайте преодолевать все трудности, связанные с отклонением его психического развития, и обязательно соблюдайте все рекомендации специалистов.