Cветлана Ворончихина
Задания для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в рамках изучения математики
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения. Математика приводит в порядок ум, т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр, занимательных задач, развлечений. При этом роль простого, занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания : активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.
Смекалки, головоломки, занимательные игры у ребят вызывают большой интерес. Дети могут подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребё нка: самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Дидактические игры
Играя в дидактические игры у детей, не только формируются знания о цифрах, но и развивается умение соотносить количество предметов с числом и цифрой. Дети учатся устанавливать зависимость между ними.
Игры с геометрическими фигурами.
Сложи квадрат.
Чудесный мешочек.
Геометрическая мозайка.
Игры на логическое мышление.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Такие игры как найди такую фигуру, чем отличаются, логический квадрат, лабиринты. Направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из геометрических фигур. Это игры – танграм, сложи квадрат, и др. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.
Творческие игровые задания.
Творческие игровые задания применяются при формировании математических представлений (они могут использовать не только на занятиях, но и в свободное время).
• При формировании количественных представлений:
«Что может делать?.»
«Где живет?»
«Этого было много, а стало мало. Что это может быть?».
• Для закрепления представлений о геометрических фигурах:
«Найди предметы, похожие на круг»;
«Подбери по форме» (детям предлагается назвать форму объектов или их частей на картинке и найти данную форму в окружающих предметах);
«Кто больше назовет предметов, имеющих форму круга»;
«Угадай по описанию»;
«Дорисуй, что я задумала» и др.
• Для развития пространственной ориентации:
«Расскажи про свой узор» (детям предлагается нарисовать узоры с использованием геометрических фигур (либо им выдаются готовые картинки с узорами) и они должны рассказать, как располагаются элементы узора;
«Что изменилось?»;
«Да или нет» и др.
• При формировании представлений о величине:
«Учимся измерять»;
«Что было раньше маленьким, а стало большим?», «Что было раньше большим, а стало маленьким?»;
«Угадай и назови» и др.
Занимательные вопросы, игры-шутки.
Направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие отношения.
Загадки – шутки
• Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами.
• Сколько глаз у светофора?
• Сколько хвостов у четырех котов?
• Сколько лап у двух медвежат?
• Сколько в комнате углов?
• Сколько ушей у двух мышей?
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей : логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности, пространственных представлений.
Логические Задачки
***
Стрекоза сидит не на цветке и не на листке.
Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.
Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит?
***
Вика и Катя решили рисовать.
Одна девочка рисовала красками,
а другая карандашами.
Чем стала рисовать Катя?
***
Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам.
Грузовая машина ехала не по узкой дороге.
По какой дороге ехала легковая машина?
А грузовая?
Занятия, упражнения, игры должны быть направлены на то, чтобы при обучении детей «поиграть» с ними в математику. Пусть дети незаметно для себя, в процессе игры, считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции.
Таким образом, применение подобных игр повышает эффективность педагогического процесса. Такие игры способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, нужно стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.