Елена Харченко
Задачи развития речи у дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
О задачах развития речи.
О
дна из важных задач воспитания и обучения в детском саду- развитие речи, обучение родному языку. Эта общая задача включает ряд частных задач : воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связной монологической речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовку к обучению грамоте.
Публикация «Задачи развития речи у дошкольников,» размещена в разделах
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Основная цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа
Задачи речевого развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования :
• Владение речью как средством общения и культуры;
• Обогащение активного словаря;
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• Развитие речевого творчества;
• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Направления ОО «Речевое развитие» :
1/ Развитие речи
2/ Приобщение к художественной литературе
Основные задачи реализации в программе «От рождения до школы» :
1/ Развитие речи :
• Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
• Развитие всех компонентов устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
• Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
2/ Приобщение к художественной литературе:
• Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
• Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Принципы реализации задач ОО «Речевое развитие» :
• Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
• Принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи;
• Принцип развития языкового чутья;
• Принцип формирования элементарного осознания явлений языка;
• Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
• Принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
• Принцип обеспечения активной языковой практики.
Средства реализации ОО «Речевое развитие» :
• Общение взрослых и детей;
• Культурная языковая среда;
• Обучение родной речи на занятиях;
• Художественная литература;
• Изобразительное искусство, музыка, театр;
• Занятия по другим разделам программы
Методы реализации ОО «Речевое развитие» по используемым средствам:
1. Наглядные:
2. Словесные:
3. Практические:
• Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
• Опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
• Чтение и рассказывание художественных произведений;
• Заучивание наизусть;
• Пересказ;
• Обобщающая беседа;
• Рассказывание без опоры на наглядный материал
• Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Методы развития речи в зависимости от характера речевой деятельности
1. Репродуктивные- основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов
• Метод наблюдения и его разновидности
• Рассматривание картин
• Чтение художественной литературы
• Пересказ,
• Заучивание наизусть
• Игры-драматизации по содержанию литературных произведений
• Дидактические игры
1. Продуктивные – основаны на построении собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения
• Обобщающая беседа
• Рассказывание
• Пересказ с перестройкой текста
• Дидактические игры на развитие связной речи
• Метод моделирования
• Творческие задания
Приемы развития речи
1. Словесные
• Речевой образец,
• Повторное проговаривание
• Объяснение
• Указание
• Оценка детской речи
• Вопрос
1. Наглядные
• Показ иллюстративного материала
• Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению
1. Игровые
• Игровое сюжетно-событийное развертывание
• Игровые проблемно-практические ситуации
• Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание
• Имитационно-моделирующие игры
• Ролевые обучающие игры
• Дидактические игры
Литература
1. Изучение методической литературы Сентябрь - ноябрь 1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.