Ирина Минасова
Задачи и методические принципы музыкального образования в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи и методические принципы музыкального образования в ДОО
Разнообразие образовательных программ ставит перед ДОО достаточно ответственную задачу - выбрать такую программу работы с детьми, которая может быть успешно реализована педагогическим коллективом и способствовала бы эффективному творческому развитию детей.
В течение пяти лет в нашем детском учреждении музыкальное образование детей строится на основе программы «Ладушки», авторами которой являются И. Каплунова и И. Новоскольцева.
Публикация «Задачи и методические принципы музыкального образования в ДОО» размещена в разделах
Программа, впервые вышедшая в 1998 году, привлекает целостностью концепции, которая заключается в том, что музыкально-творческое развитие ребенка осуществляется через различные виды музыкальной деятельности. Программа отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности, строится на принципах внимания к потребностям детей и создания атмосферы доверия и партнерства в различных видах музыкальной деятельности, то есть отвечает требованиям ФГОС. Программа «Ладушки» - личностно ориентированная программа, разработанная адекватно возрастным возможностям детей.
Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с
радостью и улыбкой. Основные методические принципы : создание
непринужденной обстановки, целостность подхода в решении
педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем. Важным принципом программы является принцип партнерства, что дает возможность сделать учебный процесс интересным, творческим, радостным и эффективным. В её основе - воспитание и развитие гармонической и творческой личности ребенка средствами музыкального искусства и музыкально-художественной деятельности.
Отличием программы «Ладушки» является интегративный подход к организации музыкальных занятий с детьми. На музыкальных занятиях, вечерах досуга органично сочетаются музыка и движение, музыка и речь, музыка и изобразительная деятельность, музыка и игра. Программа имеет содержательное методическое обеспечение, которое охватывает все сферы музыкальной деятельности ребенка и педагога.
Авторы подобрали музыкальный материал, который значительно облегчает работу музыкального руководителя. Ими разработаны конспекты занятий, в которых учитываются психические и физические возможности детей (например, одно занятие в младшей группе длится 15 минут); комплексные занятия по различным темам (патриотическое воспитание, знакомство с фольклором, танцевальная и игровая деятельность, организация спортивных, новогодних, веселых и необычных праздников и досугов. В качестве методического обеспечения прилагаются компакт-диски с яркими, необычными аранжировками, которые украсят любое занятие и праздник и сделают их более интересными и запоминающимися.
Также авторы приводят параметры для диагностирования детей по программе «Ладушки», что вписывается в формат темы, над которой работает коллектив детского сада - «Разработка модели педагогической диагностики и учета планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования».
Построение занятий традиционное, но с введением необычных игровых моментов и вариантов. В программу включен новый раздел – «Развитие чувства ритма». Разнообразные упражнения помогут детям легко двигаться и быстрее осваивать музыкальные инструменты.
Изменён подход к разделу «Слушание музыки». Благодаря яркому и характерному музыкальному материалу дети достаточно легко смогут выразить своё отношение к музыке словесно, через движение, в рисунке. В интересной и доступной форме знакомятся с творчеством П. И. Чайковского.
Данная программа представляет собой план работы по музыкальному воспитанию детей 3-7 лет и охватывает четыре возрастных периода:
младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет,
средний (от 4 до 5 лет,
старший (от 5до 6 лет) и
подготовительный (от 6 до 7 лет).
Авторы, делая акцент на том, что ребенок - это центр «музыкальной вселенной» и что эту «вселенную» надо музыкально - эстетически развивать, предлагают следующие формы деятельности, которые красной нитью проходят через все возрастные периоды, в каждом
музыкальном занятии, которое имеет четкое построение:
музыкально-ритмическое движение, танец (пляски, хороводы);
развитие чувства ритма;
музицирование;
пальчиковая гимнастика;
слушание музыки;
распевание, пение;
музыкально – дидактические игры.
Выше перечисленные виды работы позволяют музыкальному руководителю в рамках одного музыкального занятия предлагать детям различные музыкальные задания, чередовать виды деятельности в увлекательной форме. Например, исполняя песню, ребенок должен вовремя начать и закончить её; в танцах уметь выполнять движения, подчиняясь музыке, в игре - проявить находчивость и т. д. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю. Смена музыкальной деятельности требует внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий.
Таким образом, сущностью и социальной функцией музыкального образования дошкольника является воспитание его в нравственности и гармонии, широко развитой личностью, и создание условий для саморазвития юного человека. Музыкальное образование формирует в человеке как духовность, так и физические, эмоциональные, умственные, эстетические способности. Музыка развивает все виды восприятия, памяти.
Немаловажную роль в музыкальном образовании играет семья. Основными задачами музыкального воспитания в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно: обогащение духовного мира ребенка, стимулирование интереса к музыке, формирование основ музыкальной культуры, развитие музыкальных, творческих способностей и личностных качеств.
Большинство образовательных программ способствуют музыкальному образованию и воспитанию подрастающего поколения. Выбор программы, которая поможет успешно реализовать творческое развитие детей – ответственная задача ДОО. Программа «Ладушки», авторами которой являются И. Каплунова и И. Новоскольцева, в значительной степени помогает педагогическому коллективу осуществлять перечисленные выше музыкально – педагогические задачи.