Зульфия Абдурахманова
Деятельность ДОО по формированию у педагогических работников готовности к реализации инклюзивного образования.
▼ Скачать + Заказать документы
«…Из того, как общество относится к
инвалидам, делают выводы о том,
насколько оно цивилизовано.
России здесь есть чему учиться».
В. В. Путин
На современном этапе развития общества, в связи с реформами в образовании, остро встал вопрос о введении инклюзивного обучения, которое предполагает получение образования детьми со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья в школах и детских садах общего типа.
Публикация «Деятельность ДОО по формированию у педагогических работников готовности к реализации инклюзивного образования,» размещена в разделах
Распространение в нашей стране процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует на включение содержания коррекционной работы или инклюзивного образования в образовательную программу дошкольной организации и создание специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для детей с ОВЗ, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений и развития.
В новых социальных условиях, работая по новым образовательным стандартам, педагогический состав дошкольной организации должен овладеть необходимыми знаниями в области коррекционной педагогики.
Одним из ключевых субъектов этих изменений является педагог, способный создавать и поддерживать инклюзивный процесс, в связи с чем изменяются и требования к его профессиональной подготовке.
Основной документ, определяющий критерии профессионализма – это Профессиональный стандарт педагога, который предъявляет требования к профессиональным компетенциям и личностным качествам, необходимым педагогу для успешного ведения развивающей деятельности.
Инклюзивное образование представлено тремя составляющими:
• Готовность педагога принимать и вступать во взаимодействие с любым обучающимся.
• Адаптированность образовательной и рабочих программ.
• Признание ценности каждого обучающегося.
Все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют помимо общих потребностей, свои особые образовательные потребности. И эти потребности должны быть удовлетворены специальными образовательными условиями.
Предлагаю на примере нашей ДОО рассмотреть, как ведется подготовка педагогов к приему детей с ОВЗ.
В ДОО 8 групп общеразвивающей направленности. Среднюю группу посещают два ребенка с ограниченными возможностями здоровья: ребенок с расстройством аутического спектра и ребенок с ОВЗ – двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени, справа пограничная с глухотой, недоразвитие речи у глухого ребенка, вторичное задержанное психологическое развитие.
Девизом работы нашего педагогического коллектива стали слова «Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок!»
Работа в коллективе проводится в три этапа:
I. Подготовительный этап (информационно – аналитический)
II. Основной этап (практический)
III. Заключительный этап (контрольно - диагностический)
Задачей первого этапа работы необходимо было определение уровня готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ, для чего были проведены анкетирование, тестирование, информирование по проблеме и анализ оценки готовности. В результате проведенной работы были выявлены следующие проблемы:
– недостаточная психологическая готовность педагогов к работе с детьми ОВЗ;
– несформированность у педагогов специальных профессиональных компетенций;
– отсутствие опыта разработки индивидуальных карт развития.
Для обеспечения профессиональной и личностной подготовки педагогов были проведены консультации, педагогические советы, семинары, практические занятия, в ходе которых были:
1. Расширены представления и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
2. Получены педагогами знания о :
- психологических закономерностях и особенностях возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
- методах психологического и дидактического проектирования образовательного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;
3. Отработаны умения по реализации различных способов педагогического взаимодействия между всеми объектами образовательной среды (с детьми по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-педагогами, специалистами)
Также необходимо отметить, что работа методической службы МБДОУ № 11 была направлена на подготовку педагога, способного работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, который должен принять следующую систему профессионально – ценностных ориентаций:
– признание ценности личности ребенка независимо от степени тяжести его нарушения;
– обеспечение развития личности ребенка с нарушением в развитии в целом, а не только получения образовательного результата;
– осознание своей ответственности как носителя культуры и её транслятора для ребенка с нарушение в развитии;
– понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ОВЗ, требующей больших духовных и энергетических затрат.
В ходе работы старшим воспитателем были проведены консультации с воспитателями по следующим темам:
• «Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья»
• «Организация работы в группе общеразвивающей направленности с детьми с ОВЗ»
• «Особенности включения детей с ОВЗ в образовательное пространство»
Педагогом-психологом проведен тренинг с воспитателями «Все получится!» С целью профилактики негативных эмоциональных состояний у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
Для самообразования педагогам был предложен перечень литературы.
Важной составляющей профессионально – личностной готовности педагога, работающего с детьми с ОВЗ, является готовность к оказанию помощи, интегрального личностного качества, включающего милосердие, эмпатию, толерантность, оптимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность суммировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке для оптимизации педагогической работы.
Мы считаем, что важным требованием к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность с детьми с ОВЗ, является проявление им деликатности и тактичности, в том числе умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника.
На втором этапе работы был составлен план работы с педагогическими кадрами.
Всеми педагогами, непосредственно работающими с детьми с ОВЗ, пройдены курсы повышения квалификации на базе АРИПК по теме «Основы комплексного сопровождения обучающихся с расстройством аутического спектра в условиях введения и реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ».
Тьютором пройдено дополнительное обучение в Федеральном ресурсном центре города Москвы по теме «Разработка и построение модели школьной инклюзии на основе методов структурированного обучения с технологией ресурсной зоны «Включи меня!» и очно – дистанционные курсы повышения квалификации в Московском государственном психолго – педагогическом университете по дополнительной программе «Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с РАС». Обучение стало возможным благодаря Республиканской Общественной Организации «Особенные дети Адыгеи».
Тьютор и педагог – психолог были участниками круглого стола по теме «Взаимодействие науки и практики в области специального и инклюзивного образования» на базе Адыгейского Государственного университета.
В годовой план работы были внесены изменения, которые предполагали проведение дополнительных консультаций, семинарских занятий, педагогических советов. Так, 31 марта, в рамках Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма, состоялось заседание круглого стола для педагогов и работников МБДОУ № 11, на которое была приглашена мама ребенка с РАС – член Республиканской Общественной Организации «Особенные дети Адыгеи». Затем был проведен практикум с участием председателя общества «Особенные дети Адыгеи» Кулоковой Эльвирой Кушуковной, которой была организована на базе нашего ДОУ встреча с терапистом «ЭЙ БИ ЭЙ» Ириной Елоковой. Она провела семинар по теме «Практические тренинги и занятия в инклюзивном образовании».
На данном этапе инклюзивного подхода стоит задача выявления индивидуальных образовательных потребностей детей с ОВЗ, для чего в ДОО был создан психолого-педагогический консилиум, в состав которого входят: заведующая МБДОУ № 11, старший воспитатель, воспитатели, в группе которых находятся дети с ОВЗ, педагог – психолог, медицинский работник. В ходе работы данного консилиума, были составлены индивидуальные образовательные маршруты каждого ребенка, позволяющие избежать изолированной коррекции отдельных параметров и обеспечить единство в достижении целей. Для реализации индивидуальных планов, педагогами ДОО были написаны адаптированные образовательные и рабочие программы.
Для успеха образовательной интеграции немаловажное значение имеет создание в группе среды, способствующей социальной адаптации и коррекции отклонений у детей с ОВЗ, оборудование ресурсной зоны. В ДОО имеется зимний сад, музыкальный зал, физкультурный зал. Узкие специалисты проводят как групповые, так и индивидуальные занятия. При этом основополагающим принципом является соблюдение интересов детей. Задача тьютора – решать каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка. Организация совместной жизнедеятельности детей с ОВЗ в группе со здоровыми детьми прослеживается во всех режимных моментах. Они не являются пассивными наблюдателями, а активно участвуют в дежурстве, подготовке к занятиям, на улице дети гуляют вместе со всеми.
В процессе первого и второго этапов работы было налажено взаимодействие с Республиканской Общественной Организацией «Особенные дети Адыгеи», МБДОУ № 26, МБУ центр психолого - педагогической, медико–социальной помощи «Центр диагностики и консультирования», Адыгейской республиканской школой–интернатом для детей с нарушением слуха и зрения, дошкольными учреждениями города.
На заключительном третьем этапе была проведена диагностика педагогов, которая показала высокий уровень знаний по проблеме работы с детьми ОВЗ. Психолого – педагогический мониторинг выявил, что у детей, имеющих статус ОВЗ, присутствует положительная динамика.
Таким образом, накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что комплексный подход к обучению детей с ОВЗ с участием специалистов, родителей, и с использованием интегративной среды позволяет более полно раскрыть их потенциал, приобрести необходимые знания и социальные навыки, успешно включиться в среду обычных сверстников, получить равные стартовые возможности и подготовиться к самостоятельной жизни в будущем. А для педагогов инклюзия является новым этапом профессионализма и заключается, как в умении воспринимать, слушать и слышать самих детей, так и в умении взаимодействовать с коллегами, работать в команде, находиться в ситуации неопределенности, когда нет готовых ответов на возникающие вопросы, а также в способности проявлять исследовательский интерес к той предметной области сферы знания, в которой он работает.