Светлана Железниченко
Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»
В. А. Сухомлинский
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
Публикация «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя» размещена в разделах
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровье сберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью детей».
Понятие «здоровье сберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья педагога и воспитанников.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
• «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ребенка и педагога.
• Приоритет заботы о здоровье педагога и воспитанника — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
1. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
2. Субъект-субъектные взаимоотношения —ребенок является непосредственным участником здоровье сберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям детей — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту воспитанников.
4. Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
5. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
6. Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
«Здоровье – самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью.
Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ребенок получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья воспитанников вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.
В научно-методической литературе педагогическая технология рассматривается как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов и приемов обучения, воспитательных средств, приводящих к высоким результатам в обучении и воспитании детей. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровье сберегающие. Они основаны на принципе природ сообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Целью нашего Центра развития творчества детей и юношества является развитие личности, способной заниматься самовоспитанием и самообразованием, найти свое место в жизни, творчески реализовать свои возможности. Достижение этого целевого ориентира предполагает создание в центре условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Сохранению и укреплению здоровья воспитанников способствуют следующие моменты организации обучения и воспитания детей в центре :
– приведение в соответствии с санитарными нормами и правилами образовательной среды центра: мебели, режима освещения, проветривания помещений, режима работы центра, учебного плана, наполняемости групп, психологического комфорта,
– обязательные физминутки на уроках,
– не превышение максимальной учебной нагрузки учащихся,
– применение здоровье сберегающих технологий во внеклассной работе.
Задача нашего центра заключается в необходимости помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т. е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. Любая личностно-ориентированная технология вправе называться здоровье сберегающей.
Забота о здоровье детей – это и контроль за нормами и требованиями школьной гигиены, и профилактика заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей школьного возраста, и выявление патогенных (способных вызвать развитие заболеваний) факторов учебно-воспитательного процесса, и выявление скрытых причин школьной не успешности и отклонений в поведении. Если все будут об этом помнить, прилагать усилия в решении детских проблем по вопросам сохранения и коррекции здоровья воспитанников, то можно надеяться, что здоровье наших детей если не улучшится, то не будет падать.