Вера Пантыкина
Нетрадиционные формы работы с родителями. Забота о здоровье — это важнейший труд родителей.
▼ Скачать + Заказать документы
Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями :
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
4. Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка.
5. Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через тренинги, консультации, семинары.
1. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
Публикация «Нетрадиционные формы работы с родителями, Забота о здоровье — это важнейший труд родителей,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
2. Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Формы работы с родителями :
1. Проведение родительских собраний, семинаров практикумов, консультаций.
2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
3. Консультативная работа (использование СМИ, информационные стенды, тематические уголки и папки передвижки в группах).
4. Использование Интернет-ресурсов (размещение информации на сайте ДОУ, использование интерактивных форм взаимодействия).
5. Организация индивидуальной и групповой работы.
6. Анкетирования родителей.
7. Участие родителей в конкурсах.
8. Дни открытых дверей.
9. Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших.
10. Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших).
11. Совместные занятия для детей и родителей.
12. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (инструктора по физической культуре, медицинской сестры).
13. Организация совместных дел.
Забота о здоровье – это важнейший труд родителей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы” В. Сухомлинский.
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
Одной из основных задач физического воспитания развития дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды т. е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми. Обеспечить здоровье ребенку в дошкольном возрасте – значит заложить фундамент в развитие здорового поколения в будущем.
Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад – это те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии – нарушение осанки, излишний вес, задержка в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей. Анкетирование родителей в нашей группе по вопросам педагогической компетентности в физическом воспитании детей показало, что только 37% родителей уверены в своих знаниях, 22% постоянно знакомятся с рекомендациями по воспитанию детей, а 41% испытывают потребность в консультациях и рекомендациях по физическому воспитанию. Но все родители хотят, чтобы их дети занимались спортом, но сами никаких действенных мер для возникновения интереса у детей к спорту не предпринимают.
Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительные, деловые контакты с взрослыми, участвующими в процессе воспитания. Эта работа предполагает несколько этапов.
Первый этап – знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений.
Второй этап – знакомство с жизнью семьи, ее интересами, проблемами, трудностями в воспитании здорового ребенка.
Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семейного микроклимата. Для этого необходимо использовать такой метод, как анкетирование, которое помогает:
-получить информацию о ребенке, о его жизни в семье;
Обеспечивать единство воспитательного процесса в семье и детском саду;
-анализировать качество проводимой работы с родителями – насколько усилия педагогов детского сада помогают родителям и детям в воспитании здоровых детей.
Третий этап – формирование установки на сотрудничество.
Здесь можно предложить следующие формы работы : анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений по воспитанию здорового ребенка; ознакомление родителей с результатами обследования детей; индивидуальные и групповые консультации, рекомендации, выставки; открытые занятия
Четвертый этап – организация открытых мероприятий. Причем родителям предлагают не только педагогические занятия, но и осуществляют практическую подготовку по вопросам воспитания здорового ребенка.
На этом этапе предлагаем следующие формы работы : совместная спортивная деятельность с детьми и родителями – занятия, развлечения, походы, Дни здоровья и т. д. ; консультационная помощь специалистов; составление индивидуальных планов оздоровления детей совместно со специалистами и родителями.
Ознакомившись с условиями жизни семьи, можно сделать вывод, что взрослые по отношению к физическому развитию ребенка, к здоровому образу жизни условно делятся на следующие группы.
К первой группе относятся взрослые, которые недооценивают значение физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этому вопросу. В этом случае необходима индивидуальная работа с родителями.
Родители, относящиеся ко второй группе, разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, но не хватает им знаний и опыта, они испытывают дефицит свободного времени в связи с загруженностью работой; у них отсутствует желание заниматься ребенком. Большинство родителей с такими установками полагаются на работу детского сада.
Третью группу составляют взрослые, которые с удовольствием занимаются с детьми физкультурой, стремятся воспитать здорового ребенка. Они являются опорой в работе воспитателей с родителями, занимают активную позицию в жизни детского сада. Их опыт можно использовать в работе с другими группами родителей.
Прекрасно, если родители учат ребенка, помогают ему и вдобавок сами участвуют в садовских соревнованиях. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными. Мы привычно обращаем внимание на то, что дети засиживаются у телевизора. Нам самим надо стараться преодолеть зрительскую всеядность, и детей этому учить. Тогда освободится время для прогулок, игр на свежем воздухе, спортивных развлечений, не будет позднего, нарушающего режима сидения у телевизора. Из передач всегда можно и нужно многое позаимствовать для своей семьи: интересные упражнения, игры, конкурсы, эстафеты. Несомненная польза есть от многих других спортивных передач: физкультурных праздников, олимпиад, соревнований - они расширяют спортивную эрудицию, вызывают интерес к физической культуре. Физкультурные досуги, праздники, развлечения являются радостными событиями в жизни детей. Они позволяют продемонстрировать привычки ЗОЖ, двигательные навыки и психофизические качества. Большой эмоциональный отклик вызвал совместный спортивный праздник «Сочи 2014год», праздник посвящённый дню Защитника Отечества. Он проходил в форме соревнований между командами. Дети старались не отставать от взрослых, показывали хорошие результаты, радовались успехам своих родных. В своей работе мы используем и нетрадиционные формы проведения развлечений. Хорошей традицией нашей группы стало приглашение родителей на встречу с детьми «Гость группы». Примером таких встреч можно назвать «Витамины на грядке», когда мама Ангелины К. рассказала о том, где живут витамины, познакомила детей с рецептами некоторых полезных салатов, поиграла в игры «Консервируем на зиму», На развлечение по теме «Поговорим о спорте» мы пригласили бывшую выпускницу детского сада Сабину Р. (мастер спорта по борьбе по дзюдо). Она рассказала о видах спорта, познакомила с формой дзюдо, принёсла значки, вымпелы, кубки, вместе с детьми поиграла в подвижные игры. Дети остались под большим впечатлением от этой встречи.
В группе нами создано сообщество «Дети – родители - педагоги», которое успешно действует на протяжении 6 лет.
В работе с родителями мы сделали упор не только на пропаганду здорового образа жизни, но и на духовное, нравственное воспитание детей. Семья — оплот общества, это наследница нравственных, духовных обычаев и ценностей. В семье проходит вся жизнь ребенка и, поэтому, родители - пример для своих детей. Семья играет центральную роль в сознании ребенка, задача воспитателя помочь отцу осознать, что в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками и именно отец ответственен за воспитание детей.
Ведущая роль в нравственном воспитании ребенка отводится семье. Отец – глава семьи, модель его поведения формирует в детях самостоятельность, эмоциональную устойчивость и духовную целостность. Мужественность усваивается в обыденной жизни от отца. У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите, в его обществе, в его любви. Важно, чтобы дети имели возможность проводить достаточно времени с отцом, ощущать его участие, доброту и, по возможности, помогать ему.
Вовлечение отцов в процесс нравственного воспитания дошкольников через нетрадиционные формы работы на основе православной культуры. Работа с папами строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей, на возрождении наиболее ценных народных и православных традиций. В своей работе опираемся на те семьи, которые могли бы служить примером для подражания, стать союзником. Один раз в месяц приглашаем пап провести с детьми совместные мероприятия: подвижные игры, спортивные развлечения и т. д. Но при этом на мероприятия приглашались малоактивные папы, которые перенимали успешный опыт родителей по взаимоотношению со своим ребенком. Были проведены развлечения: «Покров Пресвятой Богородицы», «Введение Девы Марии в Храм». Оформлена фотовыставку «Женщина - хранительница домашнего очага», православные праздники тесно переплетаются с народными: «Рождество Христово», «Вербное Воскресенье», «Пасха», «Покров Пресвятой Богородицы», провели развлечения: «Покровская ярмарка», «Рождественский сочельник». Таким образом, разнообразие форм сотрудничества с семьей по проблеме здорового образа жизни позволяет привить детям чувство ответственности за своё здоровье, желание поддерживать спортивную форму и стремиться к достижению новых знаний и умений. Мы убеждены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.